Роль экономической науки в совершенствовании аграрной политики

Наука » Сельское хозяйство
Позитивные теории государственного регулирования сельского хозяйства исключают саму возможность для правительства действовать не под принуждением участников политического процесса, а исходя из собственных автономных общественно-политических предпочтений. Положение усугубляется развитием, по образному выражению Дж. Рауча, демосклероза – прогрессирующей потери способности правительства приспосабливаться к новой экономической ситуации. (Batie S., Schweikhardt D. Demosclerosis: Implications for Environmental and Agricultural Policy Analysis // American Journal of Agricultural Economics. 1995. Vol.77. P.1126 – 1127.) Группы давления, увеличиваясь в числе и повышая свою эффективность, по сути «закупоривают артерии» правительства. Первопричина этого – склонность групп развиваться и организовываться способами, наиболее совместимыми с институциональной структурой правительства. Будучи однажды принятыми, правительственные программы трудноизменяемы. Фундаментальные изменения политики почти невозможны. Сельскохозяйственная политика в различных странах используется как основной пример для доказательства этого тезиса.

В конце концов итогом такого положения является политический тупик, падение эффективности всех групп давления, паралич политического процесса. Группы давления уже не способны достигнуть желаемых целей, поскольку взаимно блокируют требования друг друга и набор возможных политических решений крайне ограничен. Экономисты признают увеличившееся число политических ограничений, с которыми сталкиваются политики.

Решить эту проблему невозможно путем запрещения формирования и деятельности групп давления, ликвидации бюрократии и объявления вне закона конкуренции политиков за голоса избирателей. Дж. Бьюкенен видит выход в сведении до минимума числа экономических решений, принимаемых правительством от имени общества. Последнее достижимо при переходе к экономике, организованной на рыночных принципах и реализации минимальной политики рыночной системы. Вместе с тем представляется нереалистичной (практически нереализуемой) возможность конституционного оформления принципа минимального вмешательства государства в экономику.

Более реалистичным в ограничении негативного влияния политического процесса на экономику представляется усиление влияния экономической науки на процесс выработки экономической политики. Научный анализ политики – обязательная часть любого усилия, направленного на изменение политики. Результаты такого анализа, правда, зачастую не нейтральны (а значит, и неэффективны), поскольку могут обслуживать интересы каких-либо групп давления. Если объективный и эффективный с позиций общества научный анализ экономической политики вообще возможен, то он, чтобы влиять на политику, должен основываться на следующих принципах:

объективной сравнительной оценке политических целей и результатов различных программ поддержки аграрного сектора. Цели должны рассматриваться всесторонне, во взаимосвязи друг с другом, а действия по их реализации анализироваться в терминах затрат и выгод для сельского хозяйства и общества в целом. Такой анализ важен для политиков и администраторов-исполнителей, которые желают устранить причины неудач аграрной политики и установить общественно значимые приоритеты;

сосредоточение научных исследований аграрных программ на проблемах сектора в целом. Анализировать необходимо все аспекты проблемы, делая акцент на наиболее существенных. Это увеличит значение информации, предоставляемой экономистами, по сравнению с предвзято выборочной информацией, предоставляемой группами давления;

определение стандартных показателей эффективности программ, и оценкой всех программ, как принятых, так и предлагаемых, на основе таких стандартов;

по форме аналитические материалы должны быть легко воспринимаемыми и корректными, чтобы не потерять доверие политиков, поскольку без него экономист-аналитик не сможет влиять на процесс выработки политики. Результаты исследований должны попадать в те учреждения, где принимаются политические решения. Не лишнее, если политики усмотрят в аналитических разработках и возможные выгоды с точки зрения своих краткосрочных и долгосрочных политических интересов;

анализ должен быть междисциплинарным и проводиться группами исследователей. Такие усилия могут обеспечить политиков всесторонней информацией, когда принятые на ее основе решения будут содействовать экономическому росту и общественному процветанию;

финансирование исследований не должно носить ведомственного характера.

Теоретической основой научного анализа экономической политики выступает экономическая теория благосостояния.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.