Три компонента
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.
1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.
1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.
Напоминает кризис 7 года, (кризис саморегуляции – реб учиться подчинять правилам свое повдение)
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.
В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.
В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПД принимает подражательный характер.
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:
Психика ребенка развивается как целостное образование. Развитие его самосознания, мотивов поведения, чувств, воли приводит к формированию уже в дошкольном возрасте типичных для ребенка и относительно устойчивых форм его поведения. Складывается характер, при этом важной стороной его является нравственное развитие. Это процесс усвоения заданных образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения дошкольника ( Л.И. Божович).
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формирование самосознания. Оно считается основным новообразование возраста.
Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание характеризуется осознание своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей.
Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, которая базируется на самооценке раннего детства « Я хороший» и оценке чужого мнения.
Теперь ребенок оценивает сначала действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. Еще новым в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях. «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».
Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, в настоящем и представляет себя в будущем. «Когда я был маленький. Когда я вырасту большой».
У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.
Вывод: К концу дошкольного возраста формируется позитивный образ «Я» и завышенная самооценка. Это означает, что появляется положительная направленность на себя, что является благоприятным условием для формирования личности.
Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание характеризуется осознание своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей.
Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, которая базируется на самооценке раннего детства « Я хороший» и оценке чужого мнения.
Теперь ребенок оценивает сначала действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. Еще новым в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях. «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».
Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, в настоящем и представляет себя в будущем. «Когда я был маленький. Когда я вырасту большой».
У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.
Вывод: К концу дошкольного возраста формируется позитивный образ «Я» и завышенная самооценка. Это означает, что появляется положительная направленность на себя, что является благоприятным условием для формирования личности.
Мышление дошкольника вызывает большой интерес среди ученых.
Наиболее интересные исследования проводил Ж.Пиаже. Он выявил возрастные особенности мышления:1) реализм детского мышления. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.2)Неразличение психического и объективного мира, которое пораждает:а) анимизм детского мышления ( одушевление всего неживого):б) артификализм детского мышления (рассмотрение природных явлений как результат сознательной деятельности людей).3) Эгоцентризм детского мышления (заключается в невыделенности себя). Пиаже характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.4) Феномены Пиаже - это эксперементы, которые проводил Пиажес детьми на понимание ими принципа сохранения кол-ва вещества (примеры с пуговицами, пластилином, бутылочками).
Эти эксперименты показали, что мышление ребенка связано с его внутренней позицией. В этом случае преодолеть эгоцентризм мышления довольно трудно. Поэтому в отечественной психологии проводились другие эксперименты на преодоление эгоцентризма.Вывод: Мышление - один из самых сложных психических процессов и его развитие зависит от педагогического руководства. на протяжении всего дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях:1. Идет развитие звуковой речи.2. Растет словарный запас (активный словарь, пассивный словарь).
Наиболее интересные исследования проводил Ж.Пиаже. Он выявил возрастные особенности мышления:1) реализм детского мышления. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.2)Неразличение психического и объективного мира, которое пораждает:а) анимизм детского мышления ( одушевление всего неживого):б) артификализм детского мышления (рассмотрение природных явлений как результат сознательной деятельности людей).3) Эгоцентризм детского мышления (заключается в невыделенности себя). Пиаже характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.4) Феномены Пиаже - это эксперементы, которые проводил Пиажес детьми на понимание ими принципа сохранения кол-ва вещества (примеры с пуговицами, пластилином, бутылочками).
Эти эксперименты показали, что мышление ребенка связано с его внутренней позицией. В этом случае преодолеть эгоцентризм мышления довольно трудно. Поэтому в отечественной психологии проводились другие эксперименты на преодоление эгоцентризма.Вывод: Мышление - один из самых сложных психических процессов и его развитие зависит от педагогического руководства. на протяжении всего дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях:1. Идет развитие звуковой речи.2. Растет словарный запас (активный словарь, пассивный словарь).
Среди ученых существуют разные определения возраста:
а) по Л.С. Выготскому . Возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Принято разделять на: психологический и физический.
Физический возраст ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения.
Психологический возраст (по Выготскому) - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.
Эти возраста друг с другом могут не совпадать и тогда встречается явление, как:
- акселерация - это опережение физического развития над психологическим.
- ретаргация - это физическое развитие отстсает от психологического.
б) Возраст (по Немову Р.С.) - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития с присущими только ему особенностями.
в) Возраст (по Ананьеву.Б.Г.) - это единство роста физического и нервно-психологического созревания.
Любой возраст включает в себя параметры:1. ВД ,2. ССР, 3. круг отношений, 4. новообразования, 5. форма общения.
В периодизации по Выготскому кризисы и стабильные приоды:
0-1 г - младенчество, 1 г - кризис
1-3 г - ранний, 3 г - кризис,
3-7 л - дошкольный, 7л - кризис
7-13 л школьный, 13 л - кризис
13-17 л - пубертатный, 17 л - кризис
Кризис - это краткая бурная стадия в течение которой происходят значительные сдвиги в развитии человека. (длится несколько месяцев, около 1,5 г - подростковый).
а) по Л.С. Выготскому . Возраст - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Принято разделять на: психологический и физический.
Физический возраст ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения.
Психологический возраст (по Выготскому) - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.
Эти возраста друг с другом могут не совпадать и тогда встречается явление, как:
- акселерация - это опережение физического развития над психологическим.
- ретаргация - это физическое развитие отстсает от психологического.
б) Возраст (по Немову Р.С.) - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития с присущими только ему особенностями.
в) Возраст (по Ананьеву.Б.Г.) - это единство роста физического и нервно-психологического созревания.
Любой возраст включает в себя параметры:1. ВД ,2. ССР, 3. круг отношений, 4. новообразования, 5. форма общения.
В периодизации по Выготскому кризисы и стабильные приоды:
0-1 г - младенчество, 1 г - кризис
1-3 г - ранний, 3 г - кризис,
3-7 л - дошкольный, 7л - кризис
7-13 л школьный, 13 л - кризис
13-17 л - пубертатный, 17 л - кризис
Кризис - это краткая бурная стадия в течение которой происходят значительные сдвиги в развитии человека. (длится несколько месяцев, около 1,5 г - подростковый).
Развитие представляет собой последовательный переход от одной ступени к другой, который наполнен качественным содержанием.Теория Л.С. Выготского о развитии.
Развитие - это появление нового, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Развитие характеризуется:
- необратимостью развития;
- поступательный характер развития (пройденные ступени как бы повторяются, но на более высоком уровне);
- единство борющихся противоположностей (движущие силы развития).
Н, ребенок овладевает звуком, затем слогом, потом словом и потом уже предложением.
В дошкольном возрасте предложение усложняется, меняется выразительность, добавляется эмоциональная окраска. Меняется сам характер речи(монологическая, диалогическая).
таким образом, развитие - это всегда усложнение и углубление, изменение отношения к миру, к себе, изменения характера деятельности.
Современная психология уточняет термин развития, в которых звучат виды:
Развитие - это появление нового, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Развитие характеризуется:
- необратимостью развития;
- поступательный характер развития (пройденные ступени как бы повторяются, но на более высоком уровне);
- единство борющихся противоположностей (движущие силы развития).
Н, ребенок овладевает звуком, затем слогом, потом словом и потом уже предложением.
В дошкольном возрасте предложение усложняется, меняется выразительность, добавляется эмоциональная окраска. Меняется сам характер речи(монологическая, диалогическая).
таким образом, развитие - это всегда усложнение и углубление, изменение отношения к миру, к себе, изменения характера деятельности.
Современная психология уточняет термин развития, в которых звучат виды:
Новорождённость – период адаптации к внешним изменившимся условиям: адаптация к температурному режиму, к прикосновениям, дыхательная система. У ребёнка функционируют все безусловные рефлексы, на базе которых начинают развиваться другие рефлексы, которые носят условный характер: на положение тела в пространстве. К концу первого месяца появляется «социальная улыбка», которая является показателем перехода ребёнка к новому возрастному периоду. Идёт быстрое развитие новых условных рефлексов: на время (режимные моменты еды и бодрствования). Социальная потребность общения с взрослым.
Младенчество – «комплекс оживления»: физическая и эмоциональная активность. Он является основным источником и показателем психического развития; если он ярко выражен, то это говорит о том, что соц.ситуация развития благоприятна и соответствует требованиям развития. Если же соц.ситуация не обеспечивает потребности в общении, то наступает задержка психического развития. Необходимо обеспечить наличие ведущей деятельности этого возраста, т.е. эмоционального общения ребёнка со взрослым. Для развития эмоционального общения необходимо наличие опережающей инициативы взрослого человека. В период младенчества идёт бурное развитие всех сенсорных процессов и благодаря сенсорному опыту начинает быстро развиваться двигательный аппарат. Возникает связь между сенсорной и моторной активностью, что способствует появлению ориентировочной деятельности. На базе этой связи у ребёнка начинает развиваться акт хватания, а позднее развиваются стадии манипуляции с предметом. Эмоциональное общение ребёнка с взрослым является предпосылкой для развития активной речи ребёнка (произносимой речи). Понимающая речь развивается гораздо быстрее, чем произносимая речь. Предпосылками активной речи являются: гукание, гуление, лепет, первые слова. В младенческом возрасте в связи с богатым сенсорным и моторным опытом развивается вся познавательная сфера, которая объединяется под общим названием – сенсорное развитие. Завершается кризисом 1-го года.
Младенчество – «комплекс оживления»: физическая и эмоциональная активность. Он является основным источником и показателем психического развития; если он ярко выражен, то это говорит о том, что соц.ситуация развития благоприятна и соответствует требованиям развития. Если же соц.ситуация не обеспечивает потребности в общении, то наступает задержка психического развития. Необходимо обеспечить наличие ведущей деятельности этого возраста, т.е. эмоционального общения ребёнка со взрослым. Для развития эмоционального общения необходимо наличие опережающей инициативы взрослого человека. В период младенчества идёт бурное развитие всех сенсорных процессов и благодаря сенсорному опыту начинает быстро развиваться двигательный аппарат. Возникает связь между сенсорной и моторной активностью, что способствует появлению ориентировочной деятельности. На базе этой связи у ребёнка начинает развиваться акт хватания, а позднее развиваются стадии манипуляции с предметом. Эмоциональное общение ребёнка с взрослым является предпосылкой для развития активной речи ребёнка (произносимой речи). Понимающая речь развивается гораздо быстрее, чем произносимая речь. Предпосылками активной речи являются: гукание, гуление, лепет, первые слова. В младенческом возрасте в связи с богатым сенсорным и моторным опытом развивается вся познавательная сфера, которая объединяется под общим названием – сенсорное развитие. Завершается кризисом 1-го года.
Ранняя юность (15-18 лет). Соц.ситуация развития выбор первоначального пути (расхождение между желаниями и возможностями). Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий: особенности общения со значимыми взрослыми, возникает особый интерес общения со взрослыми (опыт и знания). Со сверстниками продолжается интимно-личностное общение. Со взрослыми обсуждается будущая жизнь, планы на будущее. При формировании образа учителя на первый план выходят индивидуально-личностные качества, а на второй – уровень проф. компетентности. Свойственно изменение учебной мотивации: рассматривают учёбу как необходимую базу или предпосылку будущей проф.деятельности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая определяет психическое развитие и формирование личности в целом на данном возрастном этапе: развитие познавательных процессов и умственных способностей, эмоциональной сферы, развитие самоознания. Идёт развитие творческой, гибкой системы мышления. Развитие самосознания: осознание своей неповторимости, уникальности и непохожести. Усиливается значимость собственных ценностей. Свойственно новое восприятие времени, соотнесения прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, является центральным новообразованием ранней юности. Эта новая внутренняя позиция включает осознание себя членом общества, принятие своего места в мире.
Юность (17-23 года). Возраст окончательного выбора жизненного пути. Кризис 17-и лет – переход в новый социальный статус (выбор жизненного пути, осознавание ответственности за выбор, несовместимость возможностей с выбранным путём). Для тех, кто остро переживает кризис, характерны различные страхи, являющиеся большими стрессогенными факторами. Это приводит к возникновению невротических реакций таких, как : головокружение, повышение температуры и т.д. Новообразования юности: проф.самоопределение, появление устойчивого мировоззрения. К концу юношеского возраста начинает формироваться мотив самореализации. Только в этом возрасте происходит с одной стороны полная идентификация себя с другими, с другой стороны – выделение своей индивидуальности среди других.
Юность (17-23 года). Возраст окончательного выбора жизненного пути. Кризис 17-и лет – переход в новый социальный статус (выбор жизненного пути, осознавание ответственности за выбор, несовместимость возможностей с выбранным путём). Для тех, кто остро переживает кризис, характерны различные страхи, являющиеся большими стрессогенными факторами. Это приводит к возникновению невротических реакций таких, как : головокружение, повышение температуры и т.д. Новообразования юности: проф.самоопределение, появление устойчивого мировоззрения. К концу юношеского возраста начинает формироваться мотив самореализации. Только в этом возрасте происходит с одной стороны полная идентификация себя с другими, с другой стороны – выделение своей индивидуальности среди других.
Подростковый возраст – переломный, переходный, возраст полового созревания. Продолжительность подросткового возраста зависит от уровня развития общества. Он самый неустойчивый и изменчивый. Границы его достаточно неопределённые. Именно в этот период происходят координальные изменения в развитии ребёнка: новый этап физического развития – процесс полового созревания, который зависит от эндокринных изменений в организме. Сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие: изменение роста и веса, вторичные половые признаки, эмоциональная нестабильность. Новый высокий уровень половой идентификации. Ориентация на образцы мужественности женственности. Резко повышается интерес к своей внешности. Соц.ситуация развития связана с кризисом «А кто я?». Нестабильность отношений со взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям взрослых, подчиняет поведение требованиям сверстников. Происходит становление нового типа отношений. Подросток свои права безгранично увеличивает, а права взрослых ограничивает. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой, а также к развлечениям и романтическим отношениям. Возникает «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому. Виды взрослости: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины, соц.зрелость (сотрудничество ребёнка и взрослого), интеллектуальная взрослость (стремление подростка что-то уметь по-настоящему), тенденция к взрослости (Я-концепция, система внутренне согласованных представлений о себе, образах Я). Подростки занимаются самовоспитанием (дневники, стихи, фантазии, склонность к уединению). Интимно-личностное общение. В отношениях со сверстниками устанавливается мораль взрослых. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях. В друж.отношениях подросток избирателен, много требований к друзьям. Объединение подростков в неформальные группы. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственная оценка событий, поступков зависят от родителей. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, от неё зависит подростковая самооценка. Формируются такие психические процессы, которые позволяют сравнивать, сопоставлять, выделять в окружающем мире те явления, которые значимы для подростка.
Задачи возраста:
Задачи возраста:
Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.
Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.
1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);
2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);
3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние, большей степени сложности (прогрессивное развитие).
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности.
Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.
Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.
1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);
2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);
3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние, большей степени сложности (прогрессивное развитие).
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности.