Психическое развитие ребенка до 1 года.

Наука » Психология » Возрастная психология
Новорождённость – период адаптации к внешним изменившимся условиям: адаптация к температурному режиму, к прикосновениям, дыхательная система. У ребёнка функционируют все безусловные рефлексы, на базе которых начинают развиваться другие рефлексы, которые носят условный характер: на положение тела в пространстве. К концу первого месяца появляется «социальная улыбка», которая является показателем перехода ребёнка к новому возрастному периоду. Идёт быстрое развитие новых условных рефлексов: на время (режимные моменты еды и бодрствования). Социальная потребность общения с взрослым.
Младенчество – «комплекс оживления»: физическая и эмоциональная активность. Он является основным источником и показателем психического развития; если он ярко выражен, то это говорит о том, что соц.ситуация развития благоприятна и соответствует требованиям развития. Если же соц.ситуация не обеспечивает потребности в общении, то наступает задержка психического развития. Необходимо обеспечить наличие ведущей деятельности этого возраста, т.е. эмоционального общения ребёнка со взрослым. Для развития эмоционального общения необходимо наличие опережающей инициативы взрослого человека. В период младенчества идёт бурное развитие всех сенсорных процессов и благодаря сенсорному опыту начинает быстро развиваться двигательный аппарат. Возникает связь между сенсорной и моторной активностью, что способствует появлению ориентировочной деятельности. На базе этой связи у ребёнка начинает развиваться акт хватания, а позднее развиваются стадии манипуляции с предметом. Эмоциональное общение ребёнка с взрослым является предпосылкой для развития активной речи ребёнка (произносимой речи). Понимающая речь развивается гораздо быстрее, чем произносимая речь. Предпосылками активной речи являются: гукание, гуление, лепет, первые слова. В младенческом возрасте в связи с богатым сенсорным и моторным опытом развивается вся познавательная сфера, которая объединяется под общим названием – сенсорное развитие. Завершается кризисом 1-го года.

Ребенок в этот период интенсивно растет.6 рост за первый год жизни увеличивается в 1,5 раза, а вес- почти в 2 раза. Сенсомоторное развитие: познавательное развитие реб. Способствует разнообразию впечатлений. Движения рук реб, направленные к предмету, появляются на 4 месяц жизни. В 5-6 мес. Реб. Может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Хватание- первое целенаправленное действие реб, оно является основой освоения манипуляций с пердметами. Во 2-м полугодии движения рук интенсивно развиваются. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, кот. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 10 мес. Появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Восприятие и действие – основа нглядно-действенного мышления. Первым появлением узнавание – способность соотносить новое впечатление с имеющимися у них образами. После 8 мес. Появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед реб. Нет сходного объекта. Эмоциональное развитие зависит от общения с близкими взрослыми. В 3-4 мес. У детей появляются различные эмоциональные состояния: тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворенности потребности. М\у 7 и 11 мес. Появляется «стах рассавания» - грусть или острый испуг при исчезновении матери. В 1 полугодии формируется речевой слух и гуление. Во 2 – лепет, кот. сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года реб. Сам произносит несколько слов, и, хотя, его речь ситуативна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми расширяются.
Кризис 1 года связан с всплеском самости, появлением аффективных р-ций, с противоречием м\у потребностью в активной речи, кот. бы взрослые понимали и возможностью этой активной речи. Установление нов. отношений с реб., предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка близких взрослых смегчают кризис, помогают реб. избавиться от острых эмоц. реакций. Главное приобретение периода- своеобразная детская речь, называемая Выготским автономная. Эта речь возникает только при яркой аффективной окраске, воспинемаемой реб. Ситуации. Речь аграмматична (слова не объединяются в предложения, а переходят др. в друга как междометия). Центральное новообразование этого периода- потребность в общении со взрослым, кот. начинает выступать как «комплекс оживления».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.