Развитие рефлексии в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Основные задачи развития личности в юношеском возрасте.
• Л. И. Ботович «Юность – период достижения социальной зрелости»
• Определенность в различных соц отношениях (что читаю, что не читаю, с кем общаюсь, с кем нет) становячтся значимыми различные соц группы
• Соц зрелость определяется изменением, желанием, способностью принять ответственность за свою собственную жизнь на себя
• В. В. Горбачев О. В. Хухлаева В качестве задач юношеского возраста определяют задачи личности самоопределения, задачи семейного самоопределения, религиозного самоопределения, культурного самоопределения
Человек не определяется, но определяет пути и потребности в самоопределении.

Особенности идентификации с собственным Я в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. В некоторых случаях появляется отчество, как некий элемент проф деятельности. Появляется замена обращения девушка/юноша на женщина/мужчина. Телесная представленность – закрепляется стиль.
Притязание на признание. Сверстники как представители проф д-ти. Мнение партнера, мнение родителей, интересны как носители традиций и т.п. Появляется попытка доказать родителям, что ты все сможешь.
Стремятся стать профессионалом. Закрепляется мнение партнера. Мнение Друзей – основное. Если появляются дети, то появляется оценка как успешных, неуспешных родителей.
Половая идентификация. Оценка успешности/неуспешности в отношениях, длительность отношений. Стиль мужественного/ж поведения. Принятие своей сексуальной ориентации, подтверждение или отрицание.
Психологическое время личности. Упускается момент ценности настоящего. Прошлое наделяется ценностью семьи, рода. Строятся планы на будущее.
Психологическое пространство личности. Постепенно обязанности кажутся элементом взрослости. К моменту кризиса может наступить тяготение обязанностями и правами. Реализация прав в проф сфере. Установление прав и обязанностей вместе с партнером.

Значение развития притязаний на признание в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Притязание на признание. Распространяется на все стороны жизни. Потребность утвердить чувство собственного достоинства, потребность в самостоянии. Сверстники как представители проф д-ти. Мнение партнера, мнение родителей, интересны как носители традиций и т.п. Появляется попытка доказать родителям, что ты все сможешь.
Стремятся стать профессионалом. Закрепляется мнение партнера. Мнение Друзей – основное. Если появляются дети, то появляется оценка как успешных, неуспешных родителей.

Социальная ситуация жизни в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Достижение интимности
2. Происходит окончательное становление внутреннего мира личности
3. Принятие ответственности за собственную жизнь на себя
Соц ситуация открыта притязаниям юного. Вопрос о выборе пути, о развитии своего сознания. От них ожидают самостоятельности, они к ней стремятся. Появляются новые способы взаимодействия. Появляется проблема ответственности за свой выбор. Соц зрелость определяет внутренняя позиция человека. Ключевая проблема – он сам, его сознание, мировоззрение, амбиции, притязания, надежды и т.п. Обращен к миру. Сензитивен к соц проблемам.
Постепенно обязанности кажутся элементом взрослости. К моменту кризиса может наступить тяготение обязанностями и правами. Реализация прав в проф сфере. Установление прав и обязанностей вместе с партнером.

Учебная деятельность в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Готовность к тем видам деятельности, которые делают его взрослее в глазах других.
Озабочен духовной, интеллектуальной, культурной составляющей сферы своего развития. Постоянно сравнивает себя с другими. Признает некую уникальность себя.
Эрудированный подросток пользуется большим авторитетом у сверстников. Успех и неуспех в учении влияет на формирование отношения к предмету. Приходится осваивать новые способы запоминания материала, и воспроизведения его.

Особенности половой идентификации в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Половая идентификация. Демонстрация того, что усвоили в детстве. Интересны межполовые отношения. Сначала исследовательский интерес, затем лемонстрация стилей поведения между полоами. Уже сфолрмированы идеальные образы мужчины и женщины. Количественное сравнение (сколько валентинок и т.п.). К концу подросткового возраста количество переходит в качество. Отношение между полами способствуют развитию рефлексии. Не способны выстраивать долгие отношения.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Учатся рефлексии друг на друга. Обострена потребность в признании собственной уникальности. Необходимо взаимодействовать и со всеми убеждаться, что он личность и все признают его уникальность.
Чувство конформизма – чувство следования за толпой необъективно завышено. Подросток сам ставит перед собой явно завышенные цели. Сталкивается с невозможностью их реализации.
Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира.
Период резкого перепада от полного альтруизма к жестокости.

Кризис в подростковом возрасте. Эскапизм и аутизм в отрочестве

Наука » Психология » Возрастная психология
Причины кризиса подросткового возраста:
• Резкий гормональный взрыв – биологическая
• Весы: взрослый – маленький – социальная
Этот кризис почти не проявляется у народов, где есть обряд инициации. Инициация – переход из детства во взрослость. После прохождения обряда инициации все воспринимают ребенка как взрослого.
Это период отчаянных попыток пройти через все. Причем начинают от противного – от запретов. Зацикленность на отстаивании своих прав. Выполнение обязанностей кажется чем-то из детства. Я уже взрослый и могу нарушать. Большое любопытство к сексуальным отношениям. Если слабы внутренние «тормоза» - там сексуальность прорывается. Отчуждение от самого себя, несовпадение представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний.
Эффект колпака – всем не все равно. Гипертрофированное восприятие своей внешности, подражание кумиру.
Я не ребенок своих родителей.
Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира.
Большой страх смерти, огромное количество суицидных мыслей, эксперименты с жизнью, привлечение внимания посредством смертельного компонента.

Основные достижения в жизни подростка

Наука » Психология » Возрастная психология
Тенденция к личностному развитию.
Стремление к освоению всего диапазона соц пространства.
Стремление к рефлексии на свой внутренний мир.
Понимает необходимость послушания и дисциплинированности.
Учится межличностным взаимоотношениям. К концу периода количество переходит в качество (у подростков с углубленной рефлексией).
Формируется стремление быть и считаться взрослым.
Прошлое ощущается как ценность.

Социальная ситуация в жизни подростка

Наука » Психология » Возрастная психология
Живет в семье, учится в школе, но ситуация трансформируется в его сознании – новые ценностные ориентации, интенсивная рефлексия на себя и общество. Испытывает потребность в обособлении своего Я от семейного МЫ. Меняется отношение к учебной деятельности. Его больше занимает общение со сверстниками. Он постигает разные формы взаимодействия. В стенах школы создаются условия для формирования личности подростка. Происходит расширение соц условий бытия подростка и в пространстве и в духовном плане.
Зацикленность на отстаивании своих прав. Выполнение обязанностей кажется чем-то из детства. Я уже взрослый и могу нарушать. Нужно привести к идее, что ему самому это надо. Не осознает, что любая свобода несет за собой ответственность.

Личность ребенка младшего школьного возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. Акцент с имени переходит на фамилию (связано с классным журналом). Может произойти отрицание фамилии (связано со страхом ответа у доски). Появляюся прозвища (не несут смысловой нагрузки как у подростков).
Сигналы:
• Просит называть другим именем
• Отказывается произносить фамилию
Варианты компенсации: уход в болезнь, слезы, маленький тиран.
Притязание на признание. Стараются привлечь внимание, завоевать любовь первого учителя. Иногда учитель становится более значимым, чем родители. В норме мнение учителя важнее мнения родителя. Дети стремятся попасть в группу звезд, в группу тех, кого одобряет учитель. Ребенок впервые сталкивается с объективным основанием оценки самого себя. Если это основание есть – развивается рефлексия. Очень важно чтобы родители правильно реагировали на плохие отметки.
Может наблюдаться стойкое снижение самооценки (зацикливание на отметках, ситуация класса и т.п.):
• Ребенок все воспринимает собственное неумение как собственную «плохость», но есть желание и вера в самоисправление
• Добавляется отсутствие веры, нежелание расти
• Добавляется отсутствие желания быть хорошим
В более старшем возрасте ребенок может выбрать любой способ компенсации. Варианты компенсации:
• Активный: агрессия, неадекватно завышенная самооценка, стремление к лидерству
• Пассивный: неуверенность, сомневающееся поведение, уход в болезнь, в лень.

Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Рефлексия, анализ и и планирование (поиск и построение системы возможных действий) определяют перестройку познавательной и личностной сферы детей. Уч д-ть должна вводить ребенка в систему теор знаний и обеспечить развитие основ теор сознания и мвшления.
+ выготский обучение – развитие.
Появляется чутье к языковым явлениям, ребенок начинает входить в образно-знаковые системы. Речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. Овладение контекстной речью.
Различает цвет, форму, величину, положение в пространстве.
Любознательность. Основной вид мышления – образное. Отличается эгоцентризмом из-за отсутствия знаний.
Внимание. Организует длительное внимание на интересном ему объекте.
Память. Учится запоминать произвольно, понимание явл.условием для запоминания.
Воображение. Вначале опирается на какие-либо предметы, но постепенно необходимость во внешней опоре исчезает, предмет преобразуется и ему придается новый смысл. Развитие В.явл.способом выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.