Психика ребенка развивается как целостное образование. Развитие его самосознания, мотивов поведения, чувств, воли приводит к формированию уже в дошкольном возрасте типичных для ребенка и относительно устойчивых форм его поведения. Складывается характер, при этом важной стороной его является нравственное развитие. Это процесс усвоения заданных образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения дошкольника ( Л.И. Божович).
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка
Работа отечественных психологов тоже направлена на изучение возможности формирования у детей смысла как своих поступков, так и поступков других людей. Исследования Якобсон С.Г. и Репиной Т.А. показали, что 6-7 летние дети могут вполне адекватно представлять себе нормы поведения. Но, все же, большая часть детей неглубоко представляют нравственный смысл поступков и правил поведения. Основная причина этого - недостаточное внимание взрослого к этой стороне воспитания детей. Нередко поведение детей регулируется запретами. И дети часто выполняют правила поведения только в присутствии взрослого, нарушают в отсутствии его.
Нравственное поведение
Это соблюдение в реальных жизненных ситуациях норм и правил поведения. Развитие нравственного сознания опережает развитие нравственного поведения в дошкольном возрасте (особенность развития нравственной сферы личности).
Это подтверждается и экспериментальными исследованиями и наблюдениями за детьми.
К старшему дошкольному возрасту примерно половина детей экспериментальной группы вела себя не в соответствии с известной им нравственной нормой. К концу дошкольного возраста в поведении ребенка появляются устойчивые, типичные для него формы повеления. Субботский Е.В. выделяет два основных типа поведения детей этого возраста – прагматическое и – бескорыстное (альтруистическое).
Прагматик поступает нравственно, потому что хочет получить одобрение взрослых, а альтруисту небезразлично мнение о своем поступке, но главное – это стремление найти удовлетворение для себя.
Как же действуют механизмы нравственного развития в дошкольном возрасте?
действует закон упражнений. Повторение изо дня в день действий и поступков при контроле взрослого.
Закон опережающей эмоциональной коррекции. Как правило, ребенок испытывает яркие положительные эмоции в результате каких-либо успешных действий. Появляется возможность предвосхищать результаты своих действий, в первую очередь на эмоциональном уровне. Взрослый должен помочь ему в этом, например, заранее пережить предстоящую радость от участия в общем деле. Представить себе как пройдет праздник, кто придет, как красиво будет накрыт стол и т.д.
Соотнесение своих действий с этическими эталонами. (эталоны добра, честности, вежливости и т.д.). Ребенок идентифицирует себя с положительным героем (эталоном). В процессе общения с другими людьми стремится сохранить положительный образ в глазах взрослых, затем осознает значимость нравственного поступка для других и постепенно присваивает себе созданный взрослыми и принятый им самим нравственный образ. При этом очень важным для дошкольника является соотнесение, сравнение своего поступка с этическим эталоном. Этому вопросу посвящено исследование С.Г. Якобсон. В эксперименте дети были поставлены в ситуацию морального выбора, необходимо было распределить игрушки между собой на основании принципа справедливости. По результатам выделились две формы этического действия: справедливое (равномерное распределение) и несправедливое (неравномерное). Сравнение этих форм поведения происходило на примере сказочных персонажей из «Буратино» (Карабас и Буратино), кто как бы из них распределил игрушки. Формирующий эксперимент показал, что у большинства детей при этом сравнении менялось отношение к себе ( я разделил игрушки как Буратино, а я – как Карабас).
В педагогической работе с детьми очень важна уверенность взрослого в том, что ребенок будет соответствовать положительному эталону.
Также в дошкольном возрасте встречаются негативные формы поведения: ложь, зависть, жадность и т.д. Причинами этого могут быть неумение ребенка посмотреть на свои поступки со стороны, недостаточное развитие воли, стремление быть признанным среди сверстников и взрослых. Взрослый не просто должен бороться с этими формами нарушения поведения, но и помочь ребенку занять достойное место среди своих сверстников.
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка
Работа отечественных психологов тоже направлена на изучение возможности формирования у детей смысла как своих поступков, так и поступков других людей. Исследования Якобсон С.Г. и Репиной Т.А. показали, что 6-7 летние дети могут вполне адекватно представлять себе нормы поведения. Но, все же, большая часть детей неглубоко представляют нравственный смысл поступков и правил поведения. Основная причина этого - недостаточное внимание взрослого к этой стороне воспитания детей. Нередко поведение детей регулируется запретами. И дети часто выполняют правила поведения только в присутствии взрослого, нарушают в отсутствии его.
Нравственное поведение
Это соблюдение в реальных жизненных ситуациях норм и правил поведения. Развитие нравственного сознания опережает развитие нравственного поведения в дошкольном возрасте (особенность развития нравственной сферы личности).
Это подтверждается и экспериментальными исследованиями и наблюдениями за детьми.
К старшему дошкольному возрасту примерно половина детей экспериментальной группы вела себя не в соответствии с известной им нравственной нормой. К концу дошкольного возраста в поведении ребенка появляются устойчивые, типичные для него формы повеления. Субботский Е.В. выделяет два основных типа поведения детей этого возраста – прагматическое и – бескорыстное (альтруистическое).
Прагматик поступает нравственно, потому что хочет получить одобрение взрослых, а альтруисту небезразлично мнение о своем поступке, но главное – это стремление найти удовлетворение для себя.
Как же действуют механизмы нравственного развития в дошкольном возрасте?
действует закон упражнений. Повторение изо дня в день действий и поступков при контроле взрослого.
Закон опережающей эмоциональной коррекции. Как правило, ребенок испытывает яркие положительные эмоции в результате каких-либо успешных действий. Появляется возможность предвосхищать результаты своих действий, в первую очередь на эмоциональном уровне. Взрослый должен помочь ему в этом, например, заранее пережить предстоящую радость от участия в общем деле. Представить себе как пройдет праздник, кто придет, как красиво будет накрыт стол и т.д.
Соотнесение своих действий с этическими эталонами. (эталоны добра, честности, вежливости и т.д.). Ребенок идентифицирует себя с положительным героем (эталоном). В процессе общения с другими людьми стремится сохранить положительный образ в глазах взрослых, затем осознает значимость нравственного поступка для других и постепенно присваивает себе созданный взрослыми и принятый им самим нравственный образ. При этом очень важным для дошкольника является соотнесение, сравнение своего поступка с этическим эталоном. Этому вопросу посвящено исследование С.Г. Якобсон. В эксперименте дети были поставлены в ситуацию морального выбора, необходимо было распределить игрушки между собой на основании принципа справедливости. По результатам выделились две формы этического действия: справедливое (равномерное распределение) и несправедливое (неравномерное). Сравнение этих форм поведения происходило на примере сказочных персонажей из «Буратино» (Карабас и Буратино), кто как бы из них распределил игрушки. Формирующий эксперимент показал, что у большинства детей при этом сравнении менялось отношение к себе ( я разделил игрушки как Буратино, а я – как Карабас).
В педагогической работе с детьми очень важна уверенность взрослого в том, что ребенок будет соответствовать положительному эталону.
Также в дошкольном возрасте встречаются негативные формы поведения: ложь, зависть, жадность и т.д. Причинами этого могут быть неумение ребенка посмотреть на свои поступки со стороны, недостаточное развитие воли, стремление быть признанным среди сверстников и взрослых. Взрослый не просто должен бороться с этими формами нарушения поведения, но и помочь ребенку занять достойное место среди своих сверстников.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи