Мышление дошкольника вызывает большой интерес среди ученых.
Наиболее интересные исследования проводил Ж.Пиаже. Он выявил возрастные особенности мышления:1) реализм детского мышления. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.2)Неразличение психического и объективного мира, которое пораждает:а) анимизм детского мышления ( одушевление всего неживого):б) артификализм детского мышления (рассмотрение природных явлений как результат сознательной деятельности людей).3) Эгоцентризм детского мышления (заключается в невыделенности себя). Пиаже характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.4) Феномены Пиаже - это эксперементы, которые проводил Пиажес детьми на понимание ими принципа сохранения кол-ва вещества (примеры с пуговицами, пластилином, бутылочками).
Эти эксперименты показали, что мышление ребенка связано с его внутренней позицией. В этом случае преодолеть эгоцентризм мышления довольно трудно. Поэтому в отечественной психологии проводились другие эксперименты на преодоление эгоцентризма.Вывод: Мышление - один из самых сложных психических процессов и его развитие зависит от педагогического руководства. на протяжении всего дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях:1. Идет развитие звуковой речи.2. Растет словарный запас (активный словарь, пассивный словарь).
3. Развивается грамматический строй речи (ребенок понимает смысл слов и может правильно построить фразы). В 3-5 лет ребенок улавливает значение слов, но иногда неверно их применяет.4. Появляется осознание словесного состава речи (происходит ориентировка языка на смысловую и звуковую стороны, и это значит, что речь еще не осознана ребенком).
В ходе развития речь выполняет различные функции: 1. коммуникативную;
2.планирующую;3. знаковую;
4. экспрессивную.
Коммуникативная функция - одна из основных функций речи. - в раннем детстве является средством общения с близкими родственниками. В этот период общение выступает в ситуативной роли.
а) ситуативная речь ясна собеседнику, но непонятна постороннему человеку, т.к. при общении выпадает существительное и местоимение, отмечается обилие наречий и словесныйх шаблонов.
б) речь контекстная - отмечается более подробно описание ситуации.
Планирующая - развивается потаму, что речь превращается в средство планирования и регулирования практического поведения. Когда ребенок в процессе деятельности обращается к самому себе, то можно говорить об эгоцентрической речи. К концу дошкольного возраста эгоцентрическая речь исчезает. Если ребенок молча выполняет действия в процессе игры, то это не означает, что эгоцентрическая речь исчезла, просто она перешла во внутреннюю, и ее планирующая функция продолжается. Следовательно, эгоцентрическая речь - это промежуточная ступень между внешней и внутренней речью ребенка.
Знаковая функция речи развивается в игре, рисовании и др. продуктивных видах деятельности, где ребенок учится использовать предметы-знаки в качестве заместителей. Знаковая функция это ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Экспрессивная функция - самая древняя функция речи, отражающая ее эмоциональную сторону. Речь ребенка пронизывается эмоциями, когда у него что то не получается или ему отказывают в чем то.
Наиболее интересные исследования проводил Ж.Пиаже. Он выявил возрастные особенности мышления:1) реализм детского мышления. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.2)Неразличение психического и объективного мира, которое пораждает:а) анимизм детского мышления ( одушевление всего неживого):б) артификализм детского мышления (рассмотрение природных явлений как результат сознательной деятельности людей).3) Эгоцентризм детского мышления (заключается в невыделенности себя). Пиаже характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.4) Феномены Пиаже - это эксперементы, которые проводил Пиажес детьми на понимание ими принципа сохранения кол-ва вещества (примеры с пуговицами, пластилином, бутылочками).
Эти эксперименты показали, что мышление ребенка связано с его внутренней позицией. В этом случае преодолеть эгоцентризм мышления довольно трудно. Поэтому в отечественной психологии проводились другие эксперименты на преодоление эгоцентризма.Вывод: Мышление - один из самых сложных психических процессов и его развитие зависит от педагогического руководства. на протяжении всего дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях:1. Идет развитие звуковой речи.2. Растет словарный запас (активный словарь, пассивный словарь).
3. Развивается грамматический строй речи (ребенок понимает смысл слов и может правильно построить фразы). В 3-5 лет ребенок улавливает значение слов, но иногда неверно их применяет.4. Появляется осознание словесного состава речи (происходит ориентировка языка на смысловую и звуковую стороны, и это значит, что речь еще не осознана ребенком).
В ходе развития речь выполняет различные функции: 1. коммуникативную;
2.планирующую;3. знаковую;
4. экспрессивную.
Коммуникативная функция - одна из основных функций речи. - в раннем детстве является средством общения с близкими родственниками. В этот период общение выступает в ситуативной роли.
а) ситуативная речь ясна собеседнику, но непонятна постороннему человеку, т.к. при общении выпадает существительное и местоимение, отмечается обилие наречий и словесныйх шаблонов.
б) речь контекстная - отмечается более подробно описание ситуации.
Планирующая - развивается потаму, что речь превращается в средство планирования и регулирования практического поведения. Когда ребенок в процессе деятельности обращается к самому себе, то можно говорить об эгоцентрической речи. К концу дошкольного возраста эгоцентрическая речь исчезает. Если ребенок молча выполняет действия в процессе игры, то это не означает, что эгоцентрическая речь исчезла, просто она перешла во внутреннюю, и ее планирующая функция продолжается. Следовательно, эгоцентрическая речь - это промежуточная ступень между внешней и внутренней речью ребенка.
Знаковая функция речи развивается в игре, рисовании и др. продуктивных видах деятельности, где ребенок учится использовать предметы-знаки в качестве заместителей. Знаковая функция это ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Экспрессивная функция - самая древняя функция речи, отражающая ее эмоциональную сторону. Речь ребенка пронизывается эмоциями, когда у него что то не получается или ему отказывают в чем то.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи