Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).
Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.
Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.
Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.
Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.
Социальный педагог ассоциируется в первую очередь с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и соц. педагога есть много общего. Прежде всего то, что объектом их деятельности является ребенок. Но естественно, есть и различи. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом. В центре же внимания соц. педагога находится социализация ребенка. Его объектом деятельности является подрастающее поколение, нуждающееся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими. Социальными отклонениями от нормы, а также дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные нарушения развития. Еще одно отличие состоит в том, что учитель ориентирован на работу в образовательном учреждении, а соц. пед. может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
Главная цель деятельности учителя – передать ребенку определенные знания, умения и навыки. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Главная цель деятельности учителя – передать ребенку определенные знания, умения и навыки. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Механизмы социализации можно рассматривать с нескольких точек зрения. Различают механизмы социально-педагогические и психологические. Социально-психологические механизмы можно охарактеризовать следующим образом:
Традиционный – через семью и ближайшее окружение
Институциональный – через институты общества
Стилизованный – через субкультуры
Межличностный – через значимых лиц
Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:
Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)
Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.
Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.
Традиционный – через семью и ближайшее окружение
Институциональный – через институты общества
Стилизованный – через субкультуры
Межличностный – через значимых лиц
Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:
Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)
Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.
Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.
На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, биологических, психологических и социальных. Социальные факторы влияния на детей с ограниченными возможностями привлекают все большее значение в нашем обществе. Создаются всевозможные учреждения, способствующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество: это и центры социальной реабилитации детей с недостатками психического развития, социально-реабилитационные центры для детей-инвалидов. Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получить специальную медицинскую помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и. что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет сильно отличаться от всех остальных детей.
В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:
- на первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей личности, поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:
- на первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей личности, поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
1. массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, отсутствия свободы выбора ребенка, монотонность жизни;
2. непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
3. объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
4. «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
5. отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
6. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
7. недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.
2. непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
3. объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
4. «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
5. отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
6. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
7. недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.
Деятельность социального педагога начинается с:
1. Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
2. Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
3. Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
4. Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
5. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах
1. Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
2. Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
3. Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
4. Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
5. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах
1. Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;
2. Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
3. Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
4. У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.
2. Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
3. Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
4. У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.
1. Из истории опеки и попечительства детей в России.
2. Причины сиротства.
3. Гос. система попечительства.
4. Особенности детей-сирот.
5. Работа соц. педагога.
6. Недостатки учреждений попечительства.
В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
2. Причины сиротства.
3. Гос. система попечительства.
4. Особенности детей-сирот.
5. Работа соц. педагога.
6. Недостатки учреждений попечительства.
В любом государстве и любом обществе всегда есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.(В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детей-сирот). В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
В последнее время растет число детей и подростков, имеющих деструктивную активность личности, направленную на осознанное лишение себя жизни. Суицид – это осознанное лишение себя жизни. Однако надо рассматривать не только сам суицид, но и все суицидальное поведение в целом. Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения, попытки и проявления. К покушению относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента.
Суицидальными попытками считаются демонстративные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности, в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это крик о помощи, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. Если в целом соотношение суицидальных попыток и самоубийств 10 к 1, то у молодежи это соотношение достигает 200 или даже 300 к 1, т.е. на каждого человека, покончившего с собой, приходится 200 –300 покушавшихся на самоубийство. Причем, девушки значительно чаще совершают попытки самоубийства, чем юноши. Однако попытки самоубийств у юношей имеют большую вероятность закончиться трагически. Одна из вероятных причин этого заключается в том, что неудачные попытки самоубийства у юношей получают более негативную оценку у окружающих, играет свою роль и выбор способа покончить с жизнью – у девушек это, в основном, передозировка лекарств или наркотиков, а у юношей – повешение. Подростки, совершившие попытки самоубийства, имеют значительно больший риск повторных подобных действий, если 10 – 15 % взрослых людей повторяют попытки совершить суицид, то среди подростков эта цифра достигает 50. Риск повторных действий велик в течении первого года и особенно в первые три месяца.
Суицидальными попытками считаются демонстративные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности, в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это крик о помощи, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. Если в целом соотношение суицидальных попыток и самоубийств 10 к 1, то у молодежи это соотношение достигает 200 или даже 300 к 1, т.е. на каждого человека, покончившего с собой, приходится 200 –300 покушавшихся на самоубийство. Причем, девушки значительно чаще совершают попытки самоубийства, чем юноши. Однако попытки самоубийств у юношей имеют большую вероятность закончиться трагически. Одна из вероятных причин этого заключается в том, что неудачные попытки самоубийства у юношей получают более негативную оценку у окружающих, играет свою роль и выбор способа покончить с жизнью – у девушек это, в основном, передозировка лекарств или наркотиков, а у юношей – повешение. Подростки, совершившие попытки самоубийства, имеют значительно больший риск повторных подобных действий, если 10 – 15 % взрослых людей повторяют попытки совершить суицид, то среди подростков эта цифра достигает 50. Риск повторных действий велик в течении первого года и особенно в первые три месяца.
Эту деятельность можно представить в виде действий, шагов, которые нужно совершить соц. педагогу, чтобы деятельность была успешной:
1. диагностика исходного состояния. На этом этапе готовится необходимая информационная база для последующей разработки целей соц. – пед. деятельности;
2. целеполагание. Становление детей имеет двойственную природу: можно говорить о целях, единых для всех членов общества и о целях с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого индивида;
3. моделирование. Моделирование поможет на основе сформулированных целей определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности;
4. программирование. Модель деятельности должна быть вначале реализована в программе, которая содержит цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты;
5. планирование. Осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Основой является программа с.п.д. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации;
1. диагностика исходного состояния. На этом этапе готовится необходимая информационная база для последующей разработки целей соц. – пед. деятельности;
2. целеполагание. Становление детей имеет двойственную природу: можно говорить о целях, единых для всех членов общества и о целях с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого индивида;
3. моделирование. Моделирование поможет на основе сформулированных целей определить содержание, методы реализации, ожидаемые результаты деятельности;
4. программирование. Модель деятельности должна быть вначале реализована в программе, которая содержит цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты;
5. планирование. Осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Основой является программа с.п.д. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации;
Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.
Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.
Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.
Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.
Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).
Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.
Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.
Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.
Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.
Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).
Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.
Цель деятельности соц. педагога – защита прав и интересов ребенка.. В работе с неблагополучными семьями соц. педагог руководствуется следующими принципами:
1. соблюдение приоритета интересов ребенка;
2. максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;
3. защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание;
4. тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.
Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:
Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.
1. соблюдение приоритета интересов ребенка;
2. максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;
3. защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание;
4. тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.
Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:
Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.