СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
1. Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;

2. Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;

3. Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;

4. У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.

5. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, неприятие моральных норм, правил и ограничений, отсутствие угрызений совести, как внутреннего индикатора отклонений от нравственных норм;

6. Существует проблема половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего поля. В детском доме изолированы от этих ориентаций. Дети идентифицируют себя не со взрослыми людьми, а со старшими мальчиками и девочками. А они, как и все подростки, часто демонстрируют агрессивное поведение, неадекватные формы решения возникающих проблем;

7. Проблемы совместной деятельности и общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Обычно их контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети, находясь рядом, играют порознь, не замечают обид, просьб и даже слез сверстников, у них нет постоянной привязанности к сверстникам, У детей формируется жестокость, равнодушие, конфликтность. В школе они отрицательно относятся к детям, живущим в семьях. Постоянное общение с одной и той же группой сверстников препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми.

8. Чрезмерная опека, забота и контроль взрослых лишает детей самостоятельности и способствуют формированию иждивенческой позиции. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем.

9. Трудности, связанные с социализацией – затруднения в овладении социальными ролями из-за отсутствия нормальных контактов с социумом (семья, друзья, соседи).

Также существуют психологические особенности детей в зависимости от возраста: дошкольников характеризует: эмоциональная глухота, задержка делового общения со взрослыми, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, неосознанность поведения, потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых;

Особенности младших школьников: дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, ситуативность мышления и поведения;

Подростки: несформированность внутренней позиции. Слабая ориентация на будущее, размытость и неясность образа «Я». Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми, трудности в утверждении в среде сверстников.

Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов в 1999 году «В целом по России 30 % выпускников детских домов становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% - заканчивают жизнь самоубийством».

В целом, мы можем сказать, что у многих детей – сирот существуют:

-проблемы социального характера, которые проистекают из социального статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей.

- проблемы медицинского характера. почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в семье и утратой родителей.

- проблемы психологического характера часто определяются недостатком ласки и любви. Этот факт откладывает отпечаток на весь дельнейший период формирования личности.

- проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, девиантное поведение до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, наблюдается у 70% детей и подростков.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.