Наука » Педагогика » Дидактика
Наряду с правилами противопожарной и технической безопасности при использовании ТСО надо учитывать санитарно-гигиенические нормы.
Важным моментом для использования ТСО являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.
С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.
Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.
Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.
Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.
Важным моментом для использования ТСО являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.
С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.
Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.
Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.
Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.
Наука » Педагогика » Дидактика
Пожар гораздо легче предупредить, чем тушить его, поэтому основным принципом работы органов пожарной охраны и целью противопожарных инструкций является профилактика загораний.
В работе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил.
Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить всю электроаппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.
В работе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил.
Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить всю электроаппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.
Наука » Педагогика » Дидактика
Дидактика, исходя из теории познания, разрабатывает способы обучения, которые помогают учащимся усваивать истинные знания, создавать верную картину мира. С этой целью учитель постоянно, когда это только возможно, обращается к наблюдению над самими изучаемыми вещами и явлениями.
Чтобы познакомить учащихся с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность — один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.
Однако только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями.
Учитель передает знания. Но чтобы ученик понял значение слов учителя или текста учебника, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия.
Обеспечивая образную сторону знаний учащихся, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.
Чтобы познакомить учащихся с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность — один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.
Однако только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями.
Учитель передает знания. Но чтобы ученик понял значение слов учителя или текста учебника, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия.
Обеспечивая образную сторону знаний учащихся, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.
Наука » Педагогика » Дидактика
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо — мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % — с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения учащийся может получить знаний больше, чем с помощью слуха.
Великий русский физиолог И. П. Павлов открыл так называемый ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?». Суть его состоит в следующем. Если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно, в целях ориентации, начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Внимание приковывается к предмету, на который он смотрит.
Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо — мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % — с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения учащийся может получить знаний больше, чем с помощью слуха.
Великий русский физиолог И. П. Павлов открыл так называемый ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?». Суть его состоит в следующем. Если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно, в целях ориентации, начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Внимание приковывается к предмету, на который он смотрит.
Наука » Педагогика » Дидактика
Употребление термина «средство» в философской, педагогической, психологической литературе неоднозначно, и часто этот термин понимается очень широко: средство — это все то, что помещается между субъектом и продуктом его деятельности.
В педагогической практике субъектом является учитель, а продуктом — ученик, получивший в результате деятельности учителя новые знания, умения, навыки. Согласно современным психолого-педагогическим взглядам обучение - это деятельность, специально направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая процесс познания, она дает его в качестве прямого или главного продукта. Этим учебная деятельность отличается, в частности, от трудовой, где также происходит приобретение человеком новых или совершенствование старых знаний и умений, но лишь как дополнительный побочный продукт.
В процессе своей деятельности учитель использует учебники и другие учебные книги, разнообразные натуральные объекты, их макеты и модели, коллекции, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, видеофильмы, телеи радиопередачи и др.
Любое средство, в том числе и средство обучения, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические функции. Критерием «специфичности» являются изменения, интенсификация деятельности субъекта. Интенсификация идет в основном по двум направлениям: времени, затраченном на достижение определенной учебной цели, и «охвату учащихся». Вовлечение в сферу процесса обучения все новых и новых сложных электронных средств передачи информации вызвано неудовлетворенностью учителей старыми средствами и надеждами на то, что новые окажутся более эффективными.
В педагогической практике субъектом является учитель, а продуктом — ученик, получивший в результате деятельности учителя новые знания, умения, навыки. Согласно современным психолого-педагогическим взглядам обучение - это деятельность, специально направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая процесс познания, она дает его в качестве прямого или главного продукта. Этим учебная деятельность отличается, в частности, от трудовой, где также происходит приобретение человеком новых или совершенствование старых знаний и умений, но лишь как дополнительный побочный продукт.
В процессе своей деятельности учитель использует учебники и другие учебные книги, разнообразные натуральные объекты, их макеты и модели, коллекции, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, видеофильмы, телеи радиопередачи и др.
Любое средство, в том числе и средство обучения, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические функции. Критерием «специфичности» являются изменения, интенсификация деятельности субъекта. Интенсификация идет в основном по двум направлениям: времени, затраченном на достижение определенной учебной цели, и «охвату учащихся». Вовлечение в сферу процесса обучения все новых и новых сложных электронных средств передачи информации вызвано неудовлетворенностью учителей старыми средствами и надеждами на то, что новые окажутся более эффективными.
Наука » Педагогика » Дидактика
История становления и развития средств обучения неразрывно связана с развитием системы средств массовой информации и коммуникации, а они, в свою очередь, - с открытиями в естествознании и изобретениями в технике (рис. 1). Именно исторический подход позволит нам уяснить, что же такое мы используем на уроках и при организации познавательной внеурочной деятельности учащихся и называем средствами обучения.
История прессы начинается в XII в, когда успехи естествознания позволили заменить дорогой пергамент значительно более дешевой бумагой. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, но действительно дешевыми и, следовательно, общедоступными газеты становятся только в начале XIX в, когда была создана механизированная печатная машина, на которой 28 ноября 1814 г. был отпечатан номер газеты «Times». В газетах и журналах того времени информация передавалась в основном в виде печатного слова, т.к. вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой.
Рис. 1
История прессы начинается в XII в, когда успехи естествознания позволили заменить дорогой пергамент значительно более дешевой бумагой. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, но действительно дешевыми и, следовательно, общедоступными газеты становятся только в начале XIX в, когда была создана механизированная печатная машина, на которой 28 ноября 1814 г. был отпечатан номер газеты «Times». В газетах и журналах того времени информация передавалась в основном в виде печатного слова, т.к. вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой.
Наука » Педагогика » Дидактика
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы с родителями относятся:
- родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.
- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
- родительская конференция.
- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
- Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.
- день открытых дверей
К коллективным формам работы с родителями относятся:
- родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.
- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
- родительская конференция.
- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
- Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.
- день открытых дверей
Наука » Педагогика » Дидактика
Сотрудничество детского сада и семьи.
Основные задачи:
1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.
2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
3.Повышение общего уровня культуры родителей.
4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.
5.Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Основные задачи:
1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.
2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
3.Повышение общего уровня культуры родителей.
4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.
5.Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Наука » Педагогика » Дидактика
Семья – социальный институт формирования личности.
Две ветви воспитания – это семейное и общественное.
Современная семья должна выполнять следующие функции:
1.Репродуктивная – рождение детей.
2.Рекреативная – семья должна оказывать материальную и морально – психологическую помощь старшим членам семьи, детям.
3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена – хранительница очага, дети – любящие родителей.
4.Воспитательная – ведущая функция.
5.Коммуникативная – умение общаться
6.Хозяйственно – экономическая.
Две ветви воспитания – это семейное и общественное.
Современная семья должна выполнять следующие функции:
1.Репродуктивная – рождение детей.
2.Рекреативная – семья должна оказывать материальную и морально – психологическую помощь старшим членам семьи, детям.
3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена – хранительница очага, дети – любящие родителей.
4.Воспитательная – ведущая функция.
5.Коммуникативная – умение общаться
6.Хозяйственно – экономическая.
Наука » Педагогика » Дидактика
В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Структурные компоненты перспективно-календарного плана:
- Годовые задачи;
- список использованных источников;
- список детей по подгруппам (меняется 2р в год);
- циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (утро, 1прогулка, 2 прогулка, вечер);
Структурные компоненты перспективно-календарного плана:
- Годовые задачи;
- список использованных источников;
- список детей по подгруппам (меняется 2р в год);
- циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (утро, 1прогулка, 2 прогулка, вечер);
Наука » Педагогика » Дидактика
Воспитательно-образовательная работа с детьми планируется в учреждении образования посредством разных видов планирования: календарного, перспективного, перспективно-календарного.
Календарный план это полное раскрытие всех режимных моментов и всех форм работы с указанием цели, с кем проводится, методы и приёмы. Ведётся колонка учёта, где записывается подробный учёт результата работы.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (месяц, квартал).
Календарный план это полное раскрытие всех режимных моментов и всех форм работы с указанием цели, с кем проводится, методы и приёмы. Ведётся колонка учёта, где записывается подробный учёт результата работы.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (месяц, квартал).
Наука » Педагогика » Дидактика
Работа всех ДУ ведётся в соответствии с годовым планом работы, который обсуждается и утверждается на августовском педагогическом совете.
Годовой план работы это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок и последовательность выполнения работ по решению чётко обозначенных задач.
В структурном отношении годовой план работы включает в себя:
- Введение – Анализ работы за предыдущий год и актуализация задач;
- организационно-педагогическая работа, включает в себя: проведение педсоветов; работа методического кабинета; изучение, обобщение и распространение ППО; конкурсы, праздники;
- работа с кадрами: повышение квалификации, работа с молодыми специалистами, семинар-практикум, самообразование, открытые просмотры;
- руководство и контроль: разные виды контроля: фронтальный, оперативный, тематический, предупредительный и т.д.;
- работа с родителями;
- хозяйственно-административная работа.
Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).
Годовой план работы это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок и последовательность выполнения работ по решению чётко обозначенных задач.
В структурном отношении годовой план работы включает в себя:
- Введение – Анализ работы за предыдущий год и актуализация задач;
- организационно-педагогическая работа, включает в себя: проведение педсоветов; работа методического кабинета; изучение, обобщение и распространение ППО; конкурсы, праздники;
- работа с кадрами: повышение квалификации, работа с молодыми специалистами, семинар-практикум, самообразование, открытые просмотры;
- руководство и контроль: разные виды контроля: фронтальный, оперативный, тематический, предупредительный и т.д.;
- работа с родителями;
- хозяйственно-административная работа.
Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).