Наука » Педагогика » Дидактика
Наряду с правилами противопожарной и технической безопасности при использовании ТСО надо учитывать санитарно-гигиенические нормы.
Важным моментом для использования ТСО являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.
С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.
Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.
Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.
Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.
После подбора аппаратуры выбирают вариант оборудования. Существует два варианта: с экранами, работающими на отражение, и с экранами на просвет (иногда встречается сочетание двух вариантов). В первом случае необходимо полное затемнение помещения. Аппаратуру тогда устанавливают непосредственно в учебных классах, в специальных шкафах или же в подсобном помещении, находящемся за стенкой против экрана. Основной недостаток такого варианта - затемнение в процессе демонстрации, что не дает возможности учащимся вести записи при объяснении материала, но световой поток современных аппаратов позволяет лишь частично затенять экран, оставляя свет для ведения записей.
Для оборудования помещений экранами при таком варианте используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластиката с коэффициентом отражения 0,76-0,8.
С точки зрения комфортности и максимального использования светового потока аппаратуры предпочтительнее вариант с экранами на просвет, который чаще применяют для оборудования больших аудиторий. В небольших классных помещениях аппаратуру иногда устанавливают в стенку-шкаф, где монтируют просветный экран. Для экрана используют просветный пластикат или стекло, предварительно обработанное пескоструйным аппаратом или плавиковой кислотой. Сектор наилучшей видимости зависит от фокусного расстояния проекционных аппаратов: чем меньше оно, тем шире сектор оптимальной видимости.
Устанавливая просветные экраны, следует помнить, что прямая проекция даст с противоположной стороны перевернутое изображение. Поэтому проецировать следует через одно или три зеркала (нечетное число). При использовании обычных зеркал на экране будет слегка заметное двоение изображения за счет отражения от поверхности стекла и от зеркального напыления, поэтому, нужно использовать для отражения напылённую зеркальную поверхность, не окрашивая ее защитным слоем. С такими зеркалами нужно обращаться бережно, чтобы не повредить их поверхность; протирать ее не следует, пыль лучше снимать мягкой кисточкой.
В эксплуатации экраны всех типов следует оберегать от пыли, грязи, замасливания, так как все это приводит к значительному ухудшению качества изображения.
Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.
Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана педагог имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.
Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5 (например, 8 м : 5 = 1,6 м). Высота экрана от пола при демонстрации диафильмов должна составлять 1,1−1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении детей.
При установке телевизоров в классах следует иметь в виду, что на утомление зрения влияют расстояние от зрителя до экрана, освещение комнаты и качество изображения. Установлено, что зона, лучшая для восприятия при использовании телевизора с экраном 61 см по диагонали, находится на удалении от 3- до 12-кратной ширины экрана в оптимальной зоне видимости, расположенной в секторе с углом не более 60 ° к плоскости экрана. По высоте телевизоры располагают немного выше уровня глаз зрителей. В классе должно быть два или три телевизора, обеспечивающих оптимальные условия восприятия изображения. Целесообразно также, чтобы передняя стенка телевизора, состоящая из общей рамы и рамки, непосредственно окружающей экран, была светлой. Естественный или искусственный свет не должен падать непосредственно на экран телевизора, чтобы не снижать контрастности изображения.
В детских садах вопрос о размещении телевизора упрощается. Его можно поставить в любом помещении, диагональ кинескопа может быть от 50 см до максимальной. Отсутствие учебных столов позволяет разместить перед телевизором до 40 детей.
Требования к установке телевизора в классе: возможность расположения под любым углом в вертикальном и горизонтальном направлениях, свободное перемещение по классу; простота регулирования высоты установки.
Обычно в классе телевизор помещают на подставке-тумбочке. Можно располагать телевизоры на консолях, прикрепленных к стенам; в этом случае не тратится полезная площадь пола. Удобнее устанавливать телевизоры на подставках-тележках, что позволяет быстро перемещать их из класса в класс. Можно укреплять их и на потолке класса.
Качество приема телевизионных передач в значительной степени зависит от типа применяемых антенн. Поэтому необходимо использование более сложных антенн, отличающихся высокой направленностью и в меньшей степени подверженных вредным воздействиям.
Необходимо учитывать также, что однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи - проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением ТСО или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных телевизионных передач не должно превышать 4−8 часов в неделю.
Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.
При использовании звуковых средств обучения − радиои звукозаписей − нарушение санитарно-гигиенических норм также может привести к значительному переутомлению учащихся. Длительность применения звукозаписи для учащихся младших классов допустима в пределах 12−15 мин. Если при этом используется музыка, это время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25−30 мин.
Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа диафильмов, диапозитивов, транспарантов, кинофильмов, просмотра телеи видеопередач, прослушивания радиопередач, звукозаписей. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению - 30 мин, по химии и физике - 20−25 мин.
Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования ТСО кроме вышеперечисленных факторов необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.
Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.
Особое значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3−4, старших классов − 4−6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Психофизиологические особенности дошкольников (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость) определяют высокие требования к организации занятий с использованием экранных и звуковых средств.
Необходимо учитывать, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием ТСО, необходимо чередовать различные методы и приемы работы.
Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5−7 мин. Время просмотра диафильмов и диапозитивов не должно превышать 15 мин, кинофильмов и телепередач − 15−20 мин, прослушивания радиои звукозаписей − 12−15 мин. Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п. В расписании дня целесообразно сочетать занятия с применением экранных пособий с музыкальными или физкультурными, но не прослушивать звукозаписи после музыкальных занятий.
От затемнения помещения зависит контрастность изображения. Однако полное затемнение резко снижает качественный показатель занятия. Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние обучающихся. Целесообразно предусмотреть частичное затемнение путем зашторивания окон, расположенных непосредственно у экрана, а не затемнять аудиторию полностью.
Существует несколько вариантов затемнения окон: вертикальное, горизонтальное (эти способы наиболее часто встречаются в учебных заведениях), зенитное зашторивание и установка жалюзи в межоконные рамы. Применяя схему с экранами на просвет, в классе устанавливают декоративные шторы, предотвращающие доступ прямых солнечных лучей.
В вечернее время частичное затемнение создается светильниками, которые разбиты на две группы и включаются как с пульта, так и выключателями, расположенными при входе в аудиторию. Во время демонстрации группу светильников, расположенных у экрана, выключают. Иногда в классах устанавливают на боковых стенах бра со щитками со стороны экрана.
Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованием учитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.
Разрабатывая пульт дистанционного управления, нужно исходить из следующих требований: дистанционным управлением необходимо охватить всю или, по крайней мере, большинство установленной аппаратуры; управление оборудованием аудитории должно быть связано с минимальным количеством операций; в пульте надо установить устройства, задающие программу выполнения операций по управлению аппаратурой и предотвращающие ее выход из строя. В случае полного затемнения класса предусматривают подсветку пульта и текста.
Очень удобно при оборудовании классов устанавливать однотипные пульты управления во всех комплексах. Приходя в разные классы, преподаватель не должен изучать новый пульт, это оградит его от возможных ошибок во время демонстрации.
Важным моментом для использования ТСО являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.
С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.
Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.
Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.
Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.
После подбора аппаратуры выбирают вариант оборудования. Существует два варианта: с экранами, работающими на отражение, и с экранами на просвет (иногда встречается сочетание двух вариантов). В первом случае необходимо полное затемнение помещения. Аппаратуру тогда устанавливают непосредственно в учебных классах, в специальных шкафах или же в подсобном помещении, находящемся за стенкой против экрана. Основной недостаток такого варианта - затемнение в процессе демонстрации, что не дает возможности учащимся вести записи при объяснении материала, но световой поток современных аппаратов позволяет лишь частично затенять экран, оставляя свет для ведения записей.
Для оборудования помещений экранами при таком варианте используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластиката с коэффициентом отражения 0,76-0,8.
С точки зрения комфортности и максимального использования светового потока аппаратуры предпочтительнее вариант с экранами на просвет, который чаще применяют для оборудования больших аудиторий. В небольших классных помещениях аппаратуру иногда устанавливают в стенку-шкаф, где монтируют просветный экран. Для экрана используют просветный пластикат или стекло, предварительно обработанное пескоструйным аппаратом или плавиковой кислотой. Сектор наилучшей видимости зависит от фокусного расстояния проекционных аппаратов: чем меньше оно, тем шире сектор оптимальной видимости.
Устанавливая просветные экраны, следует помнить, что прямая проекция даст с противоположной стороны перевернутое изображение. Поэтому проецировать следует через одно или три зеркала (нечетное число). При использовании обычных зеркал на экране будет слегка заметное двоение изображения за счет отражения от поверхности стекла и от зеркального напыления, поэтому, нужно использовать для отражения напылённую зеркальную поверхность, не окрашивая ее защитным слоем. С такими зеркалами нужно обращаться бережно, чтобы не повредить их поверхность; протирать ее не следует, пыль лучше снимать мягкой кисточкой.
В эксплуатации экраны всех типов следует оберегать от пыли, грязи, замасливания, так как все это приводит к значительному ухудшению качества изображения.
Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.
Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана педагог имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.
Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5 (например, 8 м : 5 = 1,6 м). Высота экрана от пола при демонстрации диафильмов должна составлять 1,1−1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении детей.
При установке телевизоров в классах следует иметь в виду, что на утомление зрения влияют расстояние от зрителя до экрана, освещение комнаты и качество изображения. Установлено, что зона, лучшая для восприятия при использовании телевизора с экраном 61 см по диагонали, находится на удалении от 3- до 12-кратной ширины экрана в оптимальной зоне видимости, расположенной в секторе с углом не более 60 ° к плоскости экрана. По высоте телевизоры располагают немного выше уровня глаз зрителей. В классе должно быть два или три телевизора, обеспечивающих оптимальные условия восприятия изображения. Целесообразно также, чтобы передняя стенка телевизора, состоящая из общей рамы и рамки, непосредственно окружающей экран, была светлой. Естественный или искусственный свет не должен падать непосредственно на экран телевизора, чтобы не снижать контрастности изображения.
В детских садах вопрос о размещении телевизора упрощается. Его можно поставить в любом помещении, диагональ кинескопа может быть от 50 см до максимальной. Отсутствие учебных столов позволяет разместить перед телевизором до 40 детей.
Требования к установке телевизора в классе: возможность расположения под любым углом в вертикальном и горизонтальном направлениях, свободное перемещение по классу; простота регулирования высоты установки.
Обычно в классе телевизор помещают на подставке-тумбочке. Можно располагать телевизоры на консолях, прикрепленных к стенам; в этом случае не тратится полезная площадь пола. Удобнее устанавливать телевизоры на подставках-тележках, что позволяет быстро перемещать их из класса в класс. Можно укреплять их и на потолке класса.
Качество приема телевизионных передач в значительной степени зависит от типа применяемых антенн. Поэтому необходимо использование более сложных антенн, отличающихся высокой направленностью и в меньшей степени подверженных вредным воздействиям.
Необходимо учитывать также, что однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи - проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением ТСО или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных телевизионных передач не должно превышать 4−8 часов в неделю.
Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.
При использовании звуковых средств обучения − радиои звукозаписей − нарушение санитарно-гигиенических норм также может привести к значительному переутомлению учащихся. Длительность применения звукозаписи для учащихся младших классов допустима в пределах 12−15 мин. Если при этом используется музыка, это время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25−30 мин.
Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа диафильмов, диапозитивов, транспарантов, кинофильмов, просмотра телеи видеопередач, прослушивания радиопередач, звукозаписей. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению - 30 мин, по химии и физике - 20−25 мин.
Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования ТСО кроме вышеперечисленных факторов необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.
Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.
Особое значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3−4, старших классов − 4−6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Психофизиологические особенности дошкольников (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость) определяют высокие требования к организации занятий с использованием экранных и звуковых средств.
Необходимо учитывать, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием ТСО, необходимо чередовать различные методы и приемы работы.
Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5−7 мин. Время просмотра диафильмов и диапозитивов не должно превышать 15 мин, кинофильмов и телепередач − 15−20 мин, прослушивания радиои звукозаписей − 12−15 мин. Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п. В расписании дня целесообразно сочетать занятия с применением экранных пособий с музыкальными или физкультурными, но не прослушивать звукозаписи после музыкальных занятий.
От затемнения помещения зависит контрастность изображения. Однако полное затемнение резко снижает качественный показатель занятия. Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние обучающихся. Целесообразно предусмотреть частичное затемнение путем зашторивания окон, расположенных непосредственно у экрана, а не затемнять аудиторию полностью.
Существует несколько вариантов затемнения окон: вертикальное, горизонтальное (эти способы наиболее часто встречаются в учебных заведениях), зенитное зашторивание и установка жалюзи в межоконные рамы. Применяя схему с экранами на просвет, в классе устанавливают декоративные шторы, предотвращающие доступ прямых солнечных лучей.
В вечернее время частичное затемнение создается светильниками, которые разбиты на две группы и включаются как с пульта, так и выключателями, расположенными при входе в аудиторию. Во время демонстрации группу светильников, расположенных у экрана, выключают. Иногда в классах устанавливают на боковых стенах бра со щитками со стороны экрана.
Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованием учитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.
Разрабатывая пульт дистанционного управления, нужно исходить из следующих требований: дистанционным управлением необходимо охватить всю или, по крайней мере, большинство установленной аппаратуры; управление оборудованием аудитории должно быть связано с минимальным количеством операций; в пульте надо установить устройства, задающие программу выполнения операций по управлению аппаратурой и предотвращающие ее выход из строя. В случае полного затемнения класса предусматривают подсветку пульта и текста.
Очень удобно при оборудовании классов устанавливать однотипные пульты управления во всех комплексах. Приходя в разные классы, преподаватель не должен изучать новый пульт, это оградит его от возможных ошибок во время демонстрации.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи