Наука » Педагогика » Дидактика
История становления и развития средств обучения неразрывно связана с развитием системы средств массовой информации и коммуникации, а они, в свою очередь, - с открытиями в естествознании и изобретениями в технике (рис. 1). Именно исторический подход позволит нам уяснить, что же такое мы используем на уроках и при организации познавательной внеурочной деятельности учащихся и называем средствами обучения.
История прессы начинается в XII в, когда успехи естествознания позволили заменить дорогой пергамент значительно более дешевой бумагой. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, но действительно дешевыми и, следовательно, общедоступными газеты становятся только в начале XIX в, когда была создана механизированная печатная машина, на которой 28 ноября 1814 г. был отпечатан номер газеты «Times». В газетах и журналах того времени информация передавалась в основном в виде печатного слова, т.к. вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой.
Совершенствование печатной техники в XIX в. приводит к появлению нового средства массовой информации — плакату, который выполнял одновременно функции глашатая, сообщая населению важную информацию, и функции рекламы. В плакатах соотношение между текстом и визуальной информацией изменяется в пользу последней.
Оставаясь на протяжении почти четырех веков единственным средством массовой информации, пресса включила в арсенал средств передачи информации и новинку XIX в. — фотографию. Первую фотохимическую реакцию наблюдал и описал итальянский естествоиспытатель Анжело Сала еще в 1614 г., но только XIX в. благодаря стремительному развитию химической науки и промышленности сделал фотографический процесс простым, дешевым и, значит, доступным. Но, несмотря увеличение доли визуальной информации в печатных СМИ, фотографии, как и раньше, подчинены тексту и, как правило, лишь иллюстрируют его, т.е. дублируют информацию печатного текста.
Реакции разложения галогенидов серебра под действием света лежат в основе изобретения братьев Люмьер, подаривших миру кинематограф (1895 г.). Немое кино передавало информацию исключительно с помощью образов: если сравнивать первые шаги кинематографа с газетами того времени, то можно сказать, что текст и визуальная информация поменялись ролями — титры в немом кино подчинены визуальному ряду. В 30-е годы прошлого века, когда «великий немой» заговорил, кинематографисты уже научились прекрасно передавать смысл сообщения с помощью образов. Эксперименты с цветным кино (начало - 20 гг., США) и затем полноценные цветные фильмы расширили возможности передачи информации с помощью невербальных форм коммуникации.
Достижения ученых-физиков XIX в. заложили фундамент средств массовой информации, для которых не существует государственных границ. Первая эфирная радиопередача, состоящая всего из двух слов «Генрих Герц» и переданная азбукой Морзе, положила начало радио как средству массовой информации. Отметим, что 20—30-е годы — это годы экспериментов не только в кинематографе, но и в радиовещании. Таким образом, начало XX в. характеризуется отходом от печатного слова к визуальному представлению информации и слову звучащему.
Первые эксперименты с передачей движущегося изображения начались практически одновременно с изобретением эфирного радио, но действительно массовым телевидение становится лишь во второй половине минувшего столетия. Доступность и кажущаяся демократичность телевидения, одновременное восприятие информации «глазами и ушами», освобождение от необходимости читать текст постепенно отбирают аудиторию у прессы и радио.
Использование электромагнитных полей для передачи информации с неизбежностью привело к появлению идеи их использования и для хранения информации. Первоначально эта идея была реализована в виде магнитофонов, которые пришли на смену виниловым дискам, как те когда-то сменили валики для фонографа. Запись информации на магнитные носители (ленты, диски) оказала значительное воздействие и на кинематограф, и на средства, которые традиционно считались атрибутом счетоводов и бухгалтеров, — вычислительную технику. Видеозапись и компьютеры ознаменовали принципиально новый этап в развитии средств массовой информации.
История использования компьютера как мощнейшего средства обработки, хранения и передачи информации полностью повторяет путь, пройденный средствами массовой информации. Сначала это была простая передача текста (аналог книги или газеты), затем в текст стали включаться статичные изображения (иллюстрированная книга или газета), практически одновременно появились звук (радио) и динамичное изображение (телевидение). Современные мультимедийные компьютеры дали возможность потребителю информации активно влиять на ее содержание и формы представления. Сегодня это единственное техническое средство, в котором интерактивность может быть реализована в полной мере.
«В 60-х гг. в Агентстве перспективных проектов исследований министерства обороны США начались эксперименты по соединению компьютеров друг с другом с помощью телефонных линий. В 70-х гг. при поддержке ARPA были разработаны правила (чаще их называют протоколами) пересылки данных между различными компьютерными сетями. Эти протоколы, с общими именем «Интернет» сделали возможным разработку всемирной сети, которая соединяет компьютеры всех видов, не замечая государственных границ». Будучи производным двух технических устройств (компьютера и телефона) Интернет в своем развитии повторяет их путь: передача только текстовой информации, включение в текстовую информацию статичных изображений, передача движущихся изображений и звука.
Процесс обучения — это процесс обмена информацией между тем, кто учит, и тем, кто учится. Определение процесса обучения как информационного воздействия субъекта-учителя на объект-ученика в значительной мере упрощено. В современном учебном процессе диалог учителя и ученика часто опосредован какими-либо средствами передачи информации и, прежде всего, учебной книгой.
Создание печатного станка многократно расширило возможности передачи учебной информации за счет резкого снижения стоимости книг и значительного увеличения их тиража. Периодические издания, появившееся несколько позднее с неизбежностью привлекли внимание педагогов: Я.А. Коменский в работе «Schola Pansiphica» призывал учителей использовать газетный материал при изучении языка и географии. Таким образом, уже в XVII в. выделяются два направления использование технического изобретения:
1) для производства средств обучения;
2) сообщений средства массовой информации, основанном на этом изобретении, в качестве дополнительной учебной информации.
Однако в течение длительного времени приоритетным оставалось первое направление, по крайней мере, в области естествознания.
По мере расширения технических возможностей носителя происходит постепенное уменьшение доли вербальной информации и увеличение доли невербальной. Печатное слово заменяется изображением и звучащим словом.
Итак, средства обучения — специфический вид средств массовой информации.
Рис. 1
История прессы начинается в XII в, когда успехи естествознания позволили заменить дорогой пергамент значительно более дешевой бумагой. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, но действительно дешевыми и, следовательно, общедоступными газеты становятся только в начале XIX в, когда была создана механизированная печатная машина, на которой 28 ноября 1814 г. был отпечатан номер газеты «Times». В газетах и журналах того времени информация передавалась в основном в виде печатного слова, т.к. вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой.
Совершенствование печатной техники в XIX в. приводит к появлению нового средства массовой информации — плакату, который выполнял одновременно функции глашатая, сообщая населению важную информацию, и функции рекламы. В плакатах соотношение между текстом и визуальной информацией изменяется в пользу последней.
Оставаясь на протяжении почти четырех веков единственным средством массовой информации, пресса включила в арсенал средств передачи информации и новинку XIX в. — фотографию. Первую фотохимическую реакцию наблюдал и описал итальянский естествоиспытатель Анжело Сала еще в 1614 г., но только XIX в. благодаря стремительному развитию химической науки и промышленности сделал фотографический процесс простым, дешевым и, значит, доступным. Но, несмотря увеличение доли визуальной информации в печатных СМИ, фотографии, как и раньше, подчинены тексту и, как правило, лишь иллюстрируют его, т.е. дублируют информацию печатного текста.
Реакции разложения галогенидов серебра под действием света лежат в основе изобретения братьев Люмьер, подаривших миру кинематограф (1895 г.). Немое кино передавало информацию исключительно с помощью образов: если сравнивать первые шаги кинематографа с газетами того времени, то можно сказать, что текст и визуальная информация поменялись ролями — титры в немом кино подчинены визуальному ряду. В 30-е годы прошлого века, когда «великий немой» заговорил, кинематографисты уже научились прекрасно передавать смысл сообщения с помощью образов. Эксперименты с цветным кино (начало - 20 гг., США) и затем полноценные цветные фильмы расширили возможности передачи информации с помощью невербальных форм коммуникации.
Достижения ученых-физиков XIX в. заложили фундамент средств массовой информации, для которых не существует государственных границ. Первая эфирная радиопередача, состоящая всего из двух слов «Генрих Герц» и переданная азбукой Морзе, положила начало радио как средству массовой информации. Отметим, что 20—30-е годы — это годы экспериментов не только в кинематографе, но и в радиовещании. Таким образом, начало XX в. характеризуется отходом от печатного слова к визуальному представлению информации и слову звучащему.
Первые эксперименты с передачей движущегося изображения начались практически одновременно с изобретением эфирного радио, но действительно массовым телевидение становится лишь во второй половине минувшего столетия. Доступность и кажущаяся демократичность телевидения, одновременное восприятие информации «глазами и ушами», освобождение от необходимости читать текст постепенно отбирают аудиторию у прессы и радио.
Использование электромагнитных полей для передачи информации с неизбежностью привело к появлению идеи их использования и для хранения информации. Первоначально эта идея была реализована в виде магнитофонов, которые пришли на смену виниловым дискам, как те когда-то сменили валики для фонографа. Запись информации на магнитные носители (ленты, диски) оказала значительное воздействие и на кинематограф, и на средства, которые традиционно считались атрибутом счетоводов и бухгалтеров, — вычислительную технику. Видеозапись и компьютеры ознаменовали принципиально новый этап в развитии средств массовой информации.
История использования компьютера как мощнейшего средства обработки, хранения и передачи информации полностью повторяет путь, пройденный средствами массовой информации. Сначала это была простая передача текста (аналог книги или газеты), затем в текст стали включаться статичные изображения (иллюстрированная книга или газета), практически одновременно появились звук (радио) и динамичное изображение (телевидение). Современные мультимедийные компьютеры дали возможность потребителю информации активно влиять на ее содержание и формы представления. Сегодня это единственное техническое средство, в котором интерактивность может быть реализована в полной мере.
«В 60-х гг. в Агентстве перспективных проектов исследований министерства обороны США начались эксперименты по соединению компьютеров друг с другом с помощью телефонных линий. В 70-х гг. при поддержке ARPA были разработаны правила (чаще их называют протоколами) пересылки данных между различными компьютерными сетями. Эти протоколы, с общими именем «Интернет» сделали возможным разработку всемирной сети, которая соединяет компьютеры всех видов, не замечая государственных границ». Будучи производным двух технических устройств (компьютера и телефона) Интернет в своем развитии повторяет их путь: передача только текстовой информации, включение в текстовую информацию статичных изображений, передача движущихся изображений и звука.
Процесс обучения — это процесс обмена информацией между тем, кто учит, и тем, кто учится. Определение процесса обучения как информационного воздействия субъекта-учителя на объект-ученика в значительной мере упрощено. В современном учебном процессе диалог учителя и ученика часто опосредован какими-либо средствами передачи информации и, прежде всего, учебной книгой.
Создание печатного станка многократно расширило возможности передачи учебной информации за счет резкого снижения стоимости книг и значительного увеличения их тиража. Периодические издания, появившееся несколько позднее с неизбежностью привлекли внимание педагогов: Я.А. Коменский в работе «Schola Pansiphica» призывал учителей использовать газетный материал при изучении языка и географии. Таким образом, уже в XVII в. выделяются два направления использование технического изобретения:
1) для производства средств обучения;
2) сообщений средства массовой информации, основанном на этом изобретении, в качестве дополнительной учебной информации.
Однако в течение длительного времени приоритетным оставалось первое направление, по крайней мере, в области естествознания.
По мере расширения технических возможностей носителя происходит постепенное уменьшение доли вербальной информации и увеличение доли невербальной. Печатное слово заменяется изображением и звучащим словом.
Итак, средства обучения — специфический вид средств массовой информации.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи