Наука » Педагогика » Дидактика
Пожар гораздо легче предупредить, чем тушить его, поэтому основным принципом работы органов пожарной охраны и целью противопожарных инструкций является профилактика загораний.
В работе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил.
Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить всю электроаппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.
Вода — наиболее распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров. Водой в виде компактной струи тушат большинство твердых горючих веществ, в виде распыленной струи — твердые, волокнистые, жидкие и газообразные вещества. Высокая теплоемкость воды и проникающая способность обеспечивают ей хорошие огнегасящие свойства. Вода, попадая на горящий предмет, охлаждает его не только снаружи, но и внутри, проникая в глубь вещества через поры, щели и трещины; при этом понижается температура горящего вещества и прекращается процесс горения.
Образующийся при тушении пожаров водяной пар снижает концентрацию кислорода в зоне горения, что резко понижает температуру пламени и замедляет процесс горения.
Электрические установки и электропровода, находящиеся под напряжением, тушить водой и пенными огнетушителями опасно, ибо они электропроводны и это может привести к поражению электрическим током людей, работающих с водяными струями и пеной.
Песок служит для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности нетолстым слоем (в небольших количествах), кинои фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.
Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения. Песок рекомендуется хранить в специальных ящиках (емкостью 0,1—1 м8), защищенных от попадания атмосферных осадков. Ящики должны быть укомплектованы лопатами или совками.
Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электроаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке. В качестве нее используют противопожарную ткань из асбеста или грубого шерстяного сукна размером 1,5×1,5 м.
Противопожарную ткань используют также для предохранения лица и одежды от воздействия тепловых лучей при приближении к очагу горения. В этом случае, развернув ткань и удерживая ее перед собой, приближаются к горящему предмету и, набросив на него ткань, применяют и другие средства тушения пожара.
Огнетушители, правила их эксплуатации и применение. Огнетушителями называют приборы, содержащие запас огнегасящего вещества, которые применяют для тушения очагов пожара до прибытия пожарной команды.
В школах используют огнетушители химические пенные (ОХП-10), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5) и др.
Химические пенные огнетушители типа ОХП-10 эффективны при тушении начинающихся пожаров, и поэтому их следует хранить в вертикальном положении в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м от пола. На открытом воздухе огнетушители устанавливают в специальных шкафах или под защитным козырьком. Эти огнетушители нельзя устанавливать вблизи отопительных приборов и на солнце.
Кроме того, следует помнить, что огнетушители типа ОХП-10 нельзя применять для тушения проводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, ибо пенообразная струя является токопроводящей.
Углекислотные огнетушители весьма эффективны для тушения начинающихся пожаров. В учебных заведениях чаще всего применяют углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 (цифры указывают емкость баллона в литрах). Однако эти огнетушители неприменимы для тушения веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (целлулоида, термита и т. д.).
Существенное преимущество углекислотных огнетушителей по сравнению с огнетушителями типа ОП и ОХП состоит в том, что огнегасящая струя первых не вызывает порчи бумажных, тканевых, деревянных и других предметов и поэтому эти огнетушители применяют при тушении дорогостоящего оборудования, картин, архивных документов и других ценностей. Этими огнетушителями можно также тушить аппаратуру и электропроводку, находящиеся под напряжением, ибо углекислота не проводит электрический ток. К недостаткам этих огнетушителей следует отнести их кратковременное действие (у ОУ-2 – всего 25–30 с, а у ОУ-5 – 40–50 с) и токсичность. Применяя эти огнетушители, надо всегда помнить, что в земной атмосфере содержится всего около 0,03—0,04% углекислого газа (по объему). Увеличение концентрации этого газа в воздухе до 3% для человеческого организма безвредно. Однако концентрация углекислого газа более 10% может вызвать отравление, а в некоторых случаях и смертельный исход. Поэтому эти огнетушители нельзя применять в помещениях с большим скоплением людей и, кроме того, сразу же после тушения очага пожара необходимо хорошо проветрить помещения, где огнетушители применяли.
При хранении углекислотных огнетушителей надо следить за тем, чтобы на запорный вентиль и раструб не попадала влага, нельзя также располагать эти огнетушители около отопительных систем.
В работе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил.
Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить всю электроаппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.
Вода — наиболее распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров. Водой в виде компактной струи тушат большинство твердых горючих веществ, в виде распыленной струи — твердые, волокнистые, жидкие и газообразные вещества. Высокая теплоемкость воды и проникающая способность обеспечивают ей хорошие огнегасящие свойства. Вода, попадая на горящий предмет, охлаждает его не только снаружи, но и внутри, проникая в глубь вещества через поры, щели и трещины; при этом понижается температура горящего вещества и прекращается процесс горения.
Образующийся при тушении пожаров водяной пар снижает концентрацию кислорода в зоне горения, что резко понижает температуру пламени и замедляет процесс горения.
Электрические установки и электропровода, находящиеся под напряжением, тушить водой и пенными огнетушителями опасно, ибо они электропроводны и это может привести к поражению электрическим током людей, работающих с водяными струями и пеной.
Песок служит для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности нетолстым слоем (в небольших количествах), кинои фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.
Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения. Песок рекомендуется хранить в специальных ящиках (емкостью 0,1—1 м8), защищенных от попадания атмосферных осадков. Ящики должны быть укомплектованы лопатами или совками.
Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электроаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке. В качестве нее используют противопожарную ткань из асбеста или грубого шерстяного сукна размером 1,5×1,5 м.
Противопожарную ткань используют также для предохранения лица и одежды от воздействия тепловых лучей при приближении к очагу горения. В этом случае, развернув ткань и удерживая ее перед собой, приближаются к горящему предмету и, набросив на него ткань, применяют и другие средства тушения пожара.
Огнетушители, правила их эксплуатации и применение. Огнетушителями называют приборы, содержащие запас огнегасящего вещества, которые применяют для тушения очагов пожара до прибытия пожарной команды.
В школах используют огнетушители химические пенные (ОХП-10), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5) и др.
Химические пенные огнетушители типа ОХП-10 эффективны при тушении начинающихся пожаров, и поэтому их следует хранить в вертикальном положении в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м от пола. На открытом воздухе огнетушители устанавливают в специальных шкафах или под защитным козырьком. Эти огнетушители нельзя устанавливать вблизи отопительных приборов и на солнце.
Кроме того, следует помнить, что огнетушители типа ОХП-10 нельзя применять для тушения проводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, ибо пенообразная струя является токопроводящей.
Углекислотные огнетушители весьма эффективны для тушения начинающихся пожаров. В учебных заведениях чаще всего применяют углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 (цифры указывают емкость баллона в литрах). Однако эти огнетушители неприменимы для тушения веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (целлулоида, термита и т. д.).
Существенное преимущество углекислотных огнетушителей по сравнению с огнетушителями типа ОП и ОХП состоит в том, что огнегасящая струя первых не вызывает порчи бумажных, тканевых, деревянных и других предметов и поэтому эти огнетушители применяют при тушении дорогостоящего оборудования, картин, архивных документов и других ценностей. Этими огнетушителями можно также тушить аппаратуру и электропроводку, находящиеся под напряжением, ибо углекислота не проводит электрический ток. К недостаткам этих огнетушителей следует отнести их кратковременное действие (у ОУ-2 – всего 25–30 с, а у ОУ-5 – 40–50 с) и токсичность. Применяя эти огнетушители, надо всегда помнить, что в земной атмосфере содержится всего около 0,03—0,04% углекислого газа (по объему). Увеличение концентрации этого газа в воздухе до 3% для человеческого организма безвредно. Однако концентрация углекислого газа более 10% может вызвать отравление, а в некоторых случаях и смертельный исход. Поэтому эти огнетушители нельзя применять в помещениях с большим скоплением людей и, кроме того, сразу же после тушения очага пожара необходимо хорошо проветрить помещения, где огнетушители применяли.
При хранении углекислотных огнетушителей надо следить за тем, чтобы на запорный вентиль и раструб не попадала влага, нельзя также располагать эти огнетушители около отопительных систем.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи