Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.
Особенности периода раннего детства:
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).
2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Особенности периода раннего детства:
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).
2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Раннее детство охватывает период от1 г. до 3 лет. Однако нельзя хорошо изучить и усвоить закономерности развития ребенка в этот период, не представляя, как же он развивался до этого, на 1 –ом г. жизни.
1-ый г. ж. самый трудный и ответственный и для ребенка, и для родителей. Рождение - кризисный период, ребенок начинает существовать отдельно от матери, появляется самостоятельная психическая и биологическая жизнь. После рождения меняется характер питания, дыхания и т.п.
Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (3.300 – 3.700 – оптимальный вес, свыше 4 кг- группа риска); длина тела 48 – 58 см (оптимально – 52-53см). Все новорожденные в первые дни жизни теряют в весе 220-300г (физиологическая убыль), через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В первом полугодии ребенок стремительно прибавляет в весе – по 600-700г (до 1000), во втором – по 400-500г в месяц. К концу 1-го г.ж. масса тела малыша – 10,10,5 кг. Длина тела увеличивается в среднем по 3 см в месяц.
1-ый г. ж. самый трудный и ответственный и для ребенка, и для родителей. Рождение - кризисный период, ребенок начинает существовать отдельно от матери, появляется самостоятельная психическая и биологическая жизнь. После рождения меняется характер питания, дыхания и т.п.
Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (3.300 – 3.700 – оптимальный вес, свыше 4 кг- группа риска); длина тела 48 – 58 см (оптимально – 52-53см). Все новорожденные в первые дни жизни теряют в весе 220-300г (физиологическая убыль), через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В первом полугодии ребенок стремительно прибавляет в весе – по 600-700г (до 1000), во втором – по 400-500г в месяц. К концу 1-го г.ж. масса тела малыша – 10,10,5 кг. Длина тела увеличивается в среднем по 3 см в месяц.
Развитие маленького ребенка идет неравномерно: в разные возрастные периоды определенные функции и умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период ребенка от года до двух лет можно условно разделить на 4 периода развития:
- 1 г.1 мес. – 1г.3мес.;
- 1 г.4 мес. – 1г.6 мес.;
- 1 г.7 мес. – 1г.9мес.;
- 1 г.10 мес. – 2 г.;
На 3-ем.г. ж. выделяют два возрастных периода:
- 2 г. 1 мес. – 2г. 6 мес.;
- 2 г.7 мес. – 3 г.
Реакции и умения ребенка, определяющие его развитие на конкретном возрастном этапе, являющиеся благоприятными предпосылками для дальнейшего развития, называют ведущими линиями развития.
- 1 г.1 мес. – 1г.3мес.;
- 1 г.4 мес. – 1г.6 мес.;
- 1 г.7 мес. – 1г.9мес.;
- 1 г.10 мес. – 2 г.;
На 3-ем.г. ж. выделяют два возрастных периода:
- 2 г. 1 мес. – 2г. 6 мес.;
- 2 г.7 мес. – 3 г.
Реакции и умения ребенка, определяющие его развитие на конкретном возрастном этапе, являющиеся благоприятными предпосылками для дальнейшего развития, называют ведущими линиями развития.
Когда в педагогическую науку более глубоко стали внедряться классические обучающие системы: объяснительно-иллюстративного обучения, проблемного, программированного и др., возникла еще одна классификация - Ю.К. Бабанского. За основу объединения методов он взял особенности деятельности учащихся при разных обучающих системах и выделил следующие группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля.
Из выше названных классификаций более подробно мы рассмотрим традиционную, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические. Эта классификация, как и все остальные, подвергается критике, в частности, со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонент познавательного процесса, что словом создается образ явления, а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.
Итак, одним из видов классификации методов обучения являются словесные или, как их еще называют, методы устного изложения материала. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово).
Из выше названных классификаций более подробно мы рассмотрим традиционную, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические. Эта классификация, как и все остальные, подвергается критике, в частности, со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонент познавательного процесса, что словом создается образ явления, а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.
Итак, одним из видов классификации методов обучения являются словесные или, как их еще называют, методы устного изложения материала. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово).
В период XI–XIII вв. на смену идеологии раннесредне-вековой школы пришло новое философское учение – схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый). Она вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов.
азвитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения – высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6–8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13–16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.
Таким образом, в период Высокого Средневековья сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы. Обучение в средних школах велось на латинском языке, и лишь в XIV в. появились первые учебные заведения с преподаванием на родном языке. В содержание образования входили нормы христианской морали, обучение чтению и письму, далее следовали «семь свободных искусств», теология, философия.
азвитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения – высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6–8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13–16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.
Таким образом, в период Высокого Средневековья сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы. Обучение в средних школах велось на латинском языке, и лишь в XIV в. появились первые учебные заведения с преподаванием на родном языке. В содержание образования входили нормы христианской морали, обучение чтению и письму, далее следовали «семь свободных искусств», теология, философия.
В правление Августа в римской провинции Иудее произошло событие - соприкосновение конечного человека с бесконечным Богом. Люди получили возможность подойти к божественному миру так близко, как можно было сделать это, оставаясь человеком. С этого момента в истории начинается новая эра – от рождества Христова. Навсегда утверждается единственная цель становления человека – стать подобным Богу: « Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Эта цель сохраняется неизменной и для нашего времени. Программа христианского воспитания достаточно проста. Главное требование- любовь к Богу и любовь к ближнему. Христос своей милостью, милосердием, терпением, смирением и своим учением дал человеку ответы на вопросы о том, как жить на земле. любовь и стремление все делать в предстоянии перед Ним. верность, не терпит предательства, лукавства. доверие Его воле. готовность видеть в нем Учителя. Отношение как к Отцу ( « Отче наш…») позволяет постоянно советоваться с ним и просить. Комфортного христианства не бывает. К другому: любовь к ближнему. «ближний» не обязательно христианин. Милость, милосердие– голодного накорми, бедного одень, больному послужи, странника прими в дом. «будьте как дети»-незлобив, не злопамятен, готов все принимать как милость, как подарок. прощения обид. любви к врагу, к обидящему тебя-ориентирует на предел человеческих возможностей. Отношение к власти - главная тема трагедии Христа.
Три основные социальные группы: молящиеся (черное и белое духовенство), воюющие (рыцарство) и трудящиеся (крестьяне, ремесленники, торговцы).
Важным моментом был аскетизм. В начале зарождения монашества, в монахи шли в основном люди из высших слоёв общества.
В основе этого идеала лежит стремление к совершенству через отказ от зла. Зло господствует в мире, поэтому спасение себя требует отречение (уход) от мира. Зло господствует в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо подавление плоти, через победу духа, самоотречение, отречение от мира. Не все могли это вынести.
поворот монашества к миру связан с именем Василия Великого, он создал первый устав монашескеой жизни.ступающий в монастырь проводит некоторое время послушником, благодаря чему постепенно входит в монастырскую жизнь, и только после этого становится монахом. Большое значение придпается труду (земледелию и ремеслу). бенидикт- строгие правила. все с разрешения аббата.
Воспитание рыцаря.
Становление средневекового рыцарского воспитания происходило на основе синтеза подходов к подготовке воина, отражающих традицию той или иной варварской культуры и требований христианства.
Источники - саги, древние законы, руководства молодым королям.
для р.мальчиков 7-12 л.отдавали ко двору короля или феодала. тапм они играли роль пажа, их учили танцам, пению, игре на инстр. в 14-16 лет становились оруженосцами, в 21 год с рыцари. девочки получали религиозное воспитание.
воспитание трудящихся - оспитание крестьян, ремесленников осуществлялось в семье. Большое влияние оказывала община и церковь. Семья была большой и патриархальной. Ментальность.
Важным моментом был аскетизм. В начале зарождения монашества, в монахи шли в основном люди из высших слоёв общества.
В основе этого идеала лежит стремление к совершенству через отказ от зла. Зло господствует в мире, поэтому спасение себя требует отречение (уход) от мира. Зло господствует в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо подавление плоти, через победу духа, самоотречение, отречение от мира. Не все могли это вынести.
поворот монашества к миру связан с именем Василия Великого, он создал первый устав монашескеой жизни.ступающий в монастырь проводит некоторое время послушником, благодаря чему постепенно входит в монастырскую жизнь, и только после этого становится монахом. Большое значение придпается труду (земледелию и ремеслу). бенидикт- строгие правила. все с разрешения аббата.
Воспитание рыцаря.
Становление средневекового рыцарского воспитания происходило на основе синтеза подходов к подготовке воина, отражающих традицию той или иной варварской культуры и требований христианства.
Источники - саги, древние законы, руководства молодым королям.
для р.мальчиков 7-12 л.отдавали ко двору короля или феодала. тапм они играли роль пажа, их учили танцам, пению, игре на инстр. в 14-16 лет становились оруженосцами, в 21 год с рыцари. девочки получали религиозное воспитание.
воспитание трудящихся - оспитание крестьян, ремесленников осуществлялось в семье. Большое влияние оказывала община и церковь. Семья была большой и патриархальной. Ментальность.
Говоря об ораторском искусстве, как отражении публичного характера полисной культуры, необходимо рассмотреть деятельность софистов. Их появление относится ко второй половине V в. до нашей эры. Сам термин произошел от имени богини мудрости Софии.
Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, другие как ,например, Протагор были гостями Перикла.
Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права.
Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке.
Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин:
-Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке.
- Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей.
-Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям.
-Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании.
Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы. Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: « Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит. Иногда софисты произносили речи для образца, и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты.
Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, другие как ,например, Протагор были гостями Перикла.
Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права.
Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке.
Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин:
-Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке.
- Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей.
-Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям.
-Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании.
Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы. Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: « Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит. Иногда софисты произносили речи для образца, и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты.
Аристотель в основу познания положил чувственный опыт, ощущения. Ошибки познания происходят от неправильного истолкования чувственного опыта.
В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души:
1. растительная (проявляется в питании и размножении);
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.
Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании.
Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп.
В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души:
1. растительная (проявляется в питании и размножении);
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.
Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании.
Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп.
В произведениях Гомера впервые предстает образ «благородного воина», как идеал, некий архитип мужественности. Этот идеал распространяется только на привилегированное, аристократическое сословие и предназначен подчеркивать его исключительность. В литературе принято сравнивать благородного воина Гомера с рыцарями средневековой эпохи. Напрашивается здесь и похожесть на поведение русских аристократов 18-19 веков. Особенно интересно, что два последних образа получают развитие уже в условиях христианской культуры, нравственные требования которой – смирение и осуждение гордыни, находятся в глубоком противоречии с основой образа воина - стремлением к славе. раз «благородного воина» представлен, в основном, в описании Ахиллеса, Гектора, Одиссея. Основные их качества – мужество, бесстрашие, храбрость, физическая сила, выносливость. Главный мотив поступков – чувство чести.
У Гомера лишь изредка в позднейших частях упоминаются другие нравственные качества.
Знатность пробуждала чувство долга в отношении к идеалу.Воспитательное пространство. Общество как воспитатель и отношение к обществу.
Воспитательное пространство для героев Гомера – это образ жизни знати, воспроизводящий устойчивые обычаи, традиции, систему ценностных отношений и поведенческих правил. Жизнь при дворе, битвы, сражения, досуг, приключения, общение с богами - все это было подчинено определенным требованиям и нормам, которые сознательно культивировались. Овладение ими составляло процесс образования. Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек - не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.
Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою вплоть до последнего поединка у стен Трои.
При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном, хотя боль за потери ахейцев и гибель друга его вновь возвращает туда.Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина»
У Гомера лишь изредка в позднейших частях упоминаются другие нравственные качества.
Знатность пробуждала чувство долга в отношении к идеалу.Воспитательное пространство. Общество как воспитатель и отношение к обществу.
Воспитательное пространство для героев Гомера – это образ жизни знати, воспроизводящий устойчивые обычаи, традиции, систему ценностных отношений и поведенческих правил. Жизнь при дворе, битвы, сражения, досуг, приключения, общение с богами - все это было подчинено определенным требованиям и нормам, которые сознательно культивировались. Овладение ими составляло процесс образования. Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек - не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.
Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою вплоть до последнего поединка у стен Трои.
При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном, хотя боль за потери ахейцев и гибель друга его вновь возвращает туда.Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина»
Сократ был родоначальников рационализма, пытался разум ом осмыслить жизнь. главное знание - самопознание и добродетель, но сократ говорит, что от незнания, что есть истинное добро может прийти к заблуждению.зло совершается от непонимания, что такое истинное благо. сократ вошел в историю как особый вид учителя. он учил в свободных беседах, тех, кто к нему обращался и не брал денег. у него были жествкие требования к ученикам-неподчинение воли родителей, государства. был знаменитым собеседниов. суть схемы сводилась к тому, что рушит систему представлений ученика и на не стоит систему новых представлений.
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Данный курс является объектом междисциплинарного исследования, так как, составляя часть педагогики, он представляет и часть истории культуры.
Исследования истории образования и воспитания опираются на методологию истории (методологические стратегии, методы, источниковедческая база).
Хронологические рамки, трактовка социокультурного контекста, определяются исторической наукой.
Понимание воспитательного воздействия социокультурного пространства, воспитательной среды в условиях конкретных исторических периодов, интерпретация текстов и комментарии к биографиям мыслителей требуют обращения к истории культуры.
Анализ педагогических текстов и антропологических идей той или иной эпохи предполагает понимание мировоззренческих представлений и философских направлений той или иной эпохи.
Проблемы социальной стратификации, социального статуса той или иной социально-профессиональной группы, состояния рынка труда, которые возникают в историко-педагогических исследованиях, освещаются социологией.
Осмысление мироощущений той или иной эпохи, господствующей иерархии ценностей и идеалов, особенностей ментальности и вообще представлений о мире и человеке невозможно без обращения к литературе и искусству ( в том числе прикладному искусству- предметам быта и повседневного обихода, музыкальному искусству и др.).
Исследования истории образования и воспитания опираются на методологию истории (методологические стратегии, методы, источниковедческая база).
Хронологические рамки, трактовка социокультурного контекста, определяются исторической наукой.
Понимание воспитательного воздействия социокультурного пространства, воспитательной среды в условиях конкретных исторических периодов, интерпретация текстов и комментарии к биографиям мыслителей требуют обращения к истории культуры.
Анализ педагогических текстов и антропологических идей той или иной эпохи предполагает понимание мировоззренческих представлений и философских направлений той или иной эпохи.
Проблемы социальной стратификации, социального статуса той или иной социально-профессиональной группы, состояния рынка труда, которые возникают в историко-педагогических исследованиях, освещаются социологией.
Осмысление мироощущений той или иной эпохи, господствующей иерархии ценностей и идеалов, особенностей ментальности и вообще представлений о мире и человеке невозможно без обращения к литературе и искусству ( в том числе прикладному искусству- предметам быта и повседневного обихода, музыкальному искусству и др.).