Роль софистов в античном образовании.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Говоря об ораторском искусстве, как отражении публичного характера полисной культуры, необходимо рассмотреть деятельность софистов. Их появление относится ко второй половине V в. до нашей эры. Сам термин произошел от имени богини мудрости Софии.
Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, другие как ,например, Протагор были гостями Перикла.
Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права.
Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке.
Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин:
-Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке.
- Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей.
-Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям.
-Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании.
Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы. Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: « Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит. Иногда софисты произносили речи для образца, и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты.
Софистика стремилась изучить механизмы логической, убедительной речи. При чем, содержание речи, моральные установки ораторов не были важны. Человек мог пользоваться приемами софистов (софизмами) в любых целях, не взирая на мораль. Именно это обстоятельство вызывало осуждение софистов Сократом и Платоном. Ораторское искусство – искусство произносить речи. Эристика – умение задавать вопросы и искусство вести прения. Софисты умели подчинить волю слушателя. Каждый софист разрабатывал свою «технологию» речи:
Протагор пленял -обращением к общепринятым воззрениям и привычкам -примерами и выдержками из поэтов -особенными грамматическими образованиями слов.
Горгий очаровывал –противопоставлениями –иронией -переходом от насмешливого тона к серьезному.
Многих возмущала принципиальная несерьезность софистов. Убедив слушателей в одном, софист тут же брался убедить его в обратном.
Многие политические деятели Афин были учениками софистов. Сократ был учеником софиста Продика, который в отличии от своих товарищей ,придавал большое значение моральным принципам, занимался изучением многообразия смысловых значений слов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.