Основополагающие принципы специальной педагогики позволяют реализовать образовательную, воспитывающую и коррекционную функции обучения в ходе учебно-воспитательного процесса.
Принцип развивающего обучения.
Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках специальной школы под этим понимается развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенных педагогических условиях. С этой целью в специальной школе создаются следующие условия:
1) длительный пропедевтический период, в течение которого происходит подготовка учеников к усвоению системы общеобразовательных навыков;
2) трудовое обучение и воспитание. Принцип системности в обучении.
С целью получения учениками полной и реалистичной картины определенного процесса или явления используется системный подход. И хотя объем получаемых в специальной школе знаний гораздо меньше, тем не менее он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний, в то время как трудовое обучение позволяет использовать их на практике.
Принцип развивающего обучения.
Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках специальной школы под этим понимается развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенных педагогических условиях. С этой целью в специальной школе создаются следующие условия:
1) длительный пропедевтический период, в течение которого происходит подготовка учеников к усвоению системы общеобразовательных навыков;
2) трудовое обучение и воспитание. Принцип системности в обучении.
С целью получения учениками полной и реалистичной картины определенного процесса или явления используется системный подход. И хотя объем получаемых в специальной школе знаний гораздо меньше, тем не менее он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний, в то время как трудовое обучение позволяет использовать их на практике.
Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:
1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
2) изучение особенностей становления и социализации личности категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
3) использование полученных знаний для нахождения наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;
4) организацию компенсации деятельности нарушенных органов и систем организма человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
5) образование такого человека, достижение его социальной адаптации и интеграции в современное общество;
6) обеспечение лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной независимости и самостоятельности.
Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Субъектом педагогической помощи является человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности, имеющий особые образовательные потребности.
1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
2) изучение особенностей становления и социализации личности категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
3) использование полученных знаний для нахождения наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;
4) организацию компенсации деятельности нарушенных органов и систем организма человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
5) образование такого человека, достижение его социальной адаптации и интеграции в современное общество;
6) обеспечение лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной независимости и самостоятельности.
Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Субъектом педагогической помощи является человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности, имеющий особые образовательные потребности.
Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стране синонимами понятия «специальная педагогика» принято считать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология». Однако термин «специальная педагогика» считается более предпочтительным, так как он принят в обращение в международной педагогической теории и практике. Таким образом, под специальной педагогикой как наукой понимается обучение и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение образования в обычных педагогических условиях невозможно. В отличие от зарубежных стран специальное образование в России охватывает образование большей категории детей. В эту группу включают всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и группу одаренных детей. Но в действительности педагогика одаренных детей - это достаточно узкая сфера педагогики, которая оказывает педагогическую помощь вышеназванной категории детей только в определенный период развития. Кроме того, специальная педагогика охватывает весь жизненный путь человека с ограниченными возможностями. Но большинство зарубежных специалистов понимают под специальным образованием только сферу образования лиц, отягощенных определенным нарушением психофизического развития. В ходе длительной практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями накапливалась совокупность знаний. В начале из-за отсутствия собственной педагогической терминологии использовалась общепринятая медицинская терминология.
Под интеграцией в общество лиц с особыми общеобразовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Если останавливаться на понятии «интеграция в образовании», то оно означает возможность получения образования как в специальном образовательном учреждении, так в образовательном учреждении общего назначения лицам с особыми образовательными потребностями. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими международными правовыми актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. Это означает следующее:
1) ребенок с аномалией в развитии имеет право на реализацию своих потребностей, главная из которых - потребность в любви и благоприятной для дальнейшего развития обстановке;
2) жизнь аномального ребенка должна быть максимально приближена к нормальной;
3) аномальные дети по возможности должны воспитываться в своих семьях;
4) аномальные дети, какими бы тяжелыми ни были их нарушения развития, должны получить соответствующее специальное образование.
1) ребенок с аномалией в развитии имеет право на реализацию своих потребностей, главная из которых - потребность в любви и благоприятной для дальнейшего развития обстановке;
2) жизнь аномального ребенка должна быть максимально приближена к нормальной;
3) аномальные дети по возможности должны воспитываться в своих семьях;
4) аномальные дети, какими бы тяжелыми ни были их нарушения развития, должны получить соответствующее специальное образование.
Отрезок европейской истории с 8 века до н.э. по 12 век н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства к лицам с умственными и физическими недостатками. В это время Западная Европа прошла путь от агрессии по отношению к инвалидам до осознания властью необходимости таким людям помощи. Закрепилось право на уничтожение неполноценных детей в античном мире. В 12 веке начали появляться первые светские приюты для слепых. Все эти изменения произошли за счет распространения христианского вероучения. Постепенно на континенте складывается структура призрения и лечебной помощи (больницы, приюты, убежища, хосписы). Одни учреждения опекала церковь, другие - верховная светская власть.
В период с 12 по 18 век западноевропейские государства прошли путь от инициативы отдельных личностей в деле создания заведений, где люди с проблемами могли получить помощь до создания системы частных и государственных приютов и домов призрения. Отношение к инвалидам менялось к лучшему, но происходил это медленно. Культура Ренессанса и Реформация принесли резкое потепление климата, в котором на грани выживания существовали на протяжении тысячелетий лица с физическими и умственными недостатками. На витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения о лицах с ограниченными возможностями продолжают не только заботиться, но и пытаются учить. Сначала шло индивидуальное обучение и лишь в 1770 году в Париже появляется первая государственная школа для глухонемых, в 1784 г. для слепых детей.
Третий период охватывает в Западной Европе отрезок с конца 18 до начала 20 века. За это время пройден путь осознания от возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и организации для них сети специальных школ. Начало периода - открытие в Европе учебных заведений для глухих и слепых, конец периода - принятие в каждой стране закона об обязательном начальном образовании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
В период с 12 по 18 век западноевропейские государства прошли путь от инициативы отдельных личностей в деле создания заведений, где люди с проблемами могли получить помощь до создания системы частных и государственных приютов и домов призрения. Отношение к инвалидам менялось к лучшему, но происходил это медленно. Культура Ренессанса и Реформация принесли резкое потепление климата, в котором на грани выживания существовали на протяжении тысячелетий лица с физическими и умственными недостатками. На витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения о лицах с ограниченными возможностями продолжают не только заботиться, но и пытаются учить. Сначала шло индивидуальное обучение и лишь в 1770 году в Париже появляется первая государственная школа для глухонемых, в 1784 г. для слепых детей.
Третий период охватывает в Западной Европе отрезок с конца 18 до начала 20 века. За это время пройден путь осознания от возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и организации для них сети специальных школ. Начало периода - открытие в Европе учебных заведений для глухих и слепых, конец периода - принятие в каждой стране закона об обязательном начальном образовании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
Функции средств обучения. Характеристика основных средств, используемых для обеспечения коррекционио-образовательного процесса в системе специального образования. Принципы отбора средств обучении в специальном образовании.
Учебная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна при использовании традиционных средств. Средства должны соответствовать принципам и целям специального образования.
- средства показывают, насколько они делают обучение доступным для ребенка
- учитывает познавательные возможности на различных возрастных этапах
- обеспечивает требуемый уровень сознательности и прочности усвоения знаний
- приводит к формированию навыков самостоятельного приобретения знаний
- учитывает индивидуальные возможности
- дает возможность сочетания фронтальной и индивидуальной работы
- дифференцируют подходы к обучению
- способствуют развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации.
Учебная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна при использовании традиционных средств. Средства должны соответствовать принципам и целям специального образования.
- средства показывают, насколько они делают обучение доступным для ребенка
- учитывает познавательные возможности на различных возрастных этапах
- обеспечивает требуемый уровень сознательности и прочности усвоения знаний
- приводит к формированию навыков самостоятельного приобретения знаний
- учитывает индивидуальные возможности
- дает возможность сочетания фронтальной и индивидуальной работы
- дифференцируют подходы к обучению
- способствуют развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации.
Появляется большое количество специальных учреждений для таких категорий граждан Психолого-медико-педагогическая консультация - это диагностико-коррекционное, постоянно действующее учреждение. Основная задача - выявить и комплексно обследовать детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, создание индивидуально- реабилитационных программ. Консультации работают в сотрудничестве с разными учреждениями (образования, здравоохранения).
Деятельность этого учреждения сложна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу. Поэтому диагностическая деятельность регулируется рядом принципов:
- необходимо использовать апробированные методики обследования
- ребенка должны обследовать все необходимые специалисты с последующим обсуждением и принятием коллективного решения
- ребенок должен изучаться комплексно в физическом, психически, социальном плане
- изучается не только состояние ребенка на сегодняшний день, но и онтогенез его развития
- необходимо выявление первичного дефекта и вытекающих от него нарушений вторичного порядка
- выявление уровня развития ребенка в процессе упражнений, насколько принимает помощь
- принцип индивидуального подхода, где нельзя ребенка формально подвести под ту или иную категорию отклонения. У ребенка может наблюдаться не 1, а 2 первичных дефекта.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты РФ от 14 декабря 1994г., утверждающий Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Основные задачи:
- выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи,
- ранняя диагностика и раннее вмешательство,
- пролонгированное изучение личности ребенка,
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно- восстановительной работы,
- профессиональное ориентирование.
Включает в себя отделения: диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, Дневного и стационарного пребывания.
Деятельность этого учреждения сложна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу. Поэтому диагностическая деятельность регулируется рядом принципов:
- необходимо использовать апробированные методики обследования
- ребенка должны обследовать все необходимые специалисты с последующим обсуждением и принятием коллективного решения
- ребенок должен изучаться комплексно в физическом, психически, социальном плане
- изучается не только состояние ребенка на сегодняшний день, но и онтогенез его развития
- необходимо выявление первичного дефекта и вытекающих от него нарушений вторичного порядка
- выявление уровня развития ребенка в процессе упражнений, насколько принимает помощь
- принцип индивидуального подхода, где нельзя ребенка формально подвести под ту или иную категорию отклонения. У ребенка может наблюдаться не 1, а 2 первичных дефекта.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты РФ от 14 декабря 1994г., утверждающий Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Основные задачи:
- выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи,
- ранняя диагностика и раннее вмешательство,
- пролонгированное изучение личности ребенка,
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно- восстановительной работы,
- профессиональное ориентирование.
Включает в себя отделения: диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, Дневного и стационарного пребывания.
При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.
В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
Понятие, функции, целостный подход, характерные особенности, специфика. Исторически сложившиеся системы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Пед. процесс - это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников.
Системы коррекционной работы:
Это система педагогического воздействия на учащихся, направленное на преодоление и ослабление недостатков их развития. Функции:
1. Коррекционно-образовательная функция
A) формирование системы ЗУНов, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.
Б) формирование реалистичного мировоззрения
B) развитие умственных сил
Г) коррекция отклонений развития познавательной деятельности
2. Коррекционно-воспитательная функция
А) предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств, взгдадов, убеждений, ценностей ребенка Б) содействие социализации личности
Пед. процесс - это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников.
Системы коррекционной работы:
Это система педагогического воздействия на учащихся, направленное на преодоление и ослабление недостатков их развития. Функции:
1. Коррекционно-образовательная функция
A) формирование системы ЗУНов, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.
Б) формирование реалистичного мировоззрения
B) развитие умственных сил
Г) коррекция отклонений развития познавательной деятельности
2. Коррекционно-воспитательная функция
А) предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств, взгдадов, убеждений, ценностей ребенка Б) содействие социализации личности
Задачи школы 8 вида в работе с родителями. Условия эффективности работы. Программа изучения семьи. Формы работы с родителями учащихся.
Задачи;
1. Общие:
- тщательное изучение каждой семьи
- привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми
- оказание помощи родителям в воспитании детей
- педагогическое просвещение родителей
2. Специфические:
- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния умственно отсталых школьников
- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными спецификой среды и воспитания
- ознакомление с задачами специальных учреждений ознакомление с содержанием семейного воспитания, методами и приемами коррекциоппого обучения.
Задачи;
1. Общие:
- тщательное изучение каждой семьи
- привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми
- оказание помощи родителям в воспитании детей
- педагогическое просвещение родителей
2. Специфические:
- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния умственно отсталых школьников
- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными спецификой среды и воспитания
- ознакомление с задачами специальных учреждений ознакомление с содержанием семейного воспитания, методами и приемами коррекциоппого обучения.
Понятие, цели, задачи, содержание работы. Организационные формы и меры охранительно-педагогического режима. Условия эффективности.
Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Цель: укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний, коррекция физических недостатков.
Задачи:
1. Развитие основных двигательных умений и навыков
2. Обеспечение правильного физического развития
3. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности
4. Воспитание интереса к занятиям физкультурой
5. Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта
6. Коррекция основных физических недостатков
7. Воспитание физических недостатков (сила, выносливость)
8. Коррекция крупной и мелкой моторики.
Содержание:
1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма путем проведения оздоровительных, лечебных, профилактических мероприятий.
Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Цель: укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний, коррекция физических недостатков.
Задачи:
1. Развитие основных двигательных умений и навыков
2. Обеспечение правильного физического развития
3. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности
4. Воспитание интереса к занятиям физкультурой
5. Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта
6. Коррекция основных физических недостатков
7. Воспитание физических недостатков (сила, выносливость)
8. Коррекция крупной и мелкой моторики.
Содержание:
1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма путем проведения оздоровительных, лечебных, профилактических мероприятий.
Понятие, цель, задачи, содержание работы. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности. Виды общественно полезного труда.
Трудовое воспитание - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:
- на формирование положительного отношения к труду
- на развитие трудовых умений и навыков
- формирование положительного отношения к людям труда.
Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.
2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.
3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.
4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Содержание:
1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.
2. Закаливание организма, повышение работоспособности.
3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.
Трудовое воспитание - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:
- на формирование положительного отношения к труду
- на развитие трудовых умений и навыков
- формирование положительного отношения к людям труда.
Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.
2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.
3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.
4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Содержание:
1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.
2. Закаливание организма, повышение работоспособности.
3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.