ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Предметом специальной педагогики является тео­рия и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:

1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможно­сти жизнедеятельности;

2) изучение особенностей становления и социализа­ции личности категории лиц, имеющих ограничен­ные возможности жизнедеятельности;

3) использование полученных знаний для нахожде­ния наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;

4) организацию компенсации деятельности нарушен­ных органов и систем организма человека с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности;

5) образование такого человека, достижение его со­циальной адаптации и интеграции в современное общество;

6) обеспечение лицу с ограниченными возможностя­ми жизнедеятельности максимальной независимо­сти и самостоятельности.

Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образова­тельными потребностями. Субъектом педагогической помощи является человек с ограниченными возмож­ностями жизнедеятельности, имеющий особые обра­зовательные потребности.

Общая и специальная педагогика имеет единую ко­нечную цель - это достижении развивающейся лично­стью самореализации и социализации. Однако спе­циальная педагогика делает акцент на достижений человеком с ограниченными возможностями жизнедея­тельности максимально возможной самостоятельной и независимой жизни как предпосылки для дальней­шей самореализации и социализации. Однако ни само­реализации, ни социализации человека с ограни­ченными возможностями невозможно достичь без следования системе целей специальной педагогики. К более общим целям специальной педагогики относят:

1) коррекцию психического или физического не­достатка;

2) компенсацию имеющегося недостатка педагоги­ческими средствами;

3) реабилитацию, т. е. применение целого комплекса мер различного(социального, медицинского, об­разовательного, профессионального) характера с целью достижения человеком наивысшего уров­ня его функциональных способностей;

4) реабилитацию детей младенческого и раннего воз­раста, когда речь идет о формировании какой-либо функции организма или утраченной способности. Достижение вышеперечисленных целей возможно

только при условия достижения конкретных целей обу­чения, воспитания и образования. Большое значение имеют положительные результаты коррекции и компен­сации дефекта. Так, например, для людей с нарушени­ем слуха это овладение навыками восприятия устной речи в результате чтения с губ говорящего, использо­вание остаточного слуха, для категории лиц с наруше­нием зрения под этим понимается овладение специ­альными средствами чтения и письма, ориентировки и передвижения в пространстве и др.

Кроме того, специальная педагогика обладает спе­цифическими целями, одной из которых является лич­ностная реабилитация. Под личностной реабилитаци­ей понимают преодоление чувства неполноценности, воспитание чувства собственного достоинства, фор­мирование адекватных форм социального поведения и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.