Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах и явлениях при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности – ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие заторможенными.
Внимание обеспечивается за счет явления доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие заторможенными.
Внимание обеспечивается за счет явления доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);
в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);
в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними есть существенные различия. Ощущения – это отражение лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений и т.д.). Однако человек живет в мире вещей, предметов, форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность всего, что воздействует на человека, т. е. целостное отражение предмета. Восприятие включает ощущение и основывается на нем. Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. В связи с этим восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей в нейронах возникает возбуждение, которое по проводящим путям передается в проекционные (сенсорные) корковые центры. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Таким образом, в основе восприятия лежат условные рефлексы, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. При этом последние выступают в виде комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.
Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними есть существенные различия. Ощущения – это отражение лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений и т.д.). Однако человек живет в мире вещей, предметов, форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность всего, что воздействует на человека, т. е. целостное отражение предмета. Восприятие включает ощущение и основывается на нем. Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. В связи с этим восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей в нейронах возникает возбуждение, которое по проводящим путям передается в проекционные (сенсорные) корковые центры. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Таким образом, в основе восприятия лежат условные рефлексы, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. При этом последние выступают в виде комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.
Ощущение представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалистической теории отражения, ощущение есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Ощущение – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущения характеризуются: качеством – отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека; длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят:
а) из рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Ощущение – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущения характеризуются: качеством – отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека; длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят:
а) из рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Деятельность людей очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Деятельность людей очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.
Функции нервной системы условно подразделяются на два типа: высшие и низшие. Низшая нервная деятельность объединяет, координи рует и регулирует все процессы в организме, работу всех органов и си стем. Высшую нервную деятельность (ВНД) И.П. Павлов определил как
«деятельность высшего отдела нервной системы – больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров, обеспечивающую нормальные сложные отношения организма животных и человека к внешнему миру».
Физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, являются материальной основой психики.
Основной механизм взаимодействия живых существ со средой – рефлекс (от лат. reflecsus – повернутый назад, отраженный) – ответная реакция организма на раздражение. Психические явления являются частью всего рефлекторного процесса. Русский физиолог И.М. Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Он выделял в них три главных звена: начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено – процессы возбуждения и торможения в головном мозге и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено – внешние движения. Таким образом, психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности.
«деятельность высшего отдела нервной системы – больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров, обеспечивающую нормальные сложные отношения организма животных и человека к внешнему миру».
Физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, являются материальной основой психики.
Основной механизм взаимодействия живых существ со средой – рефлекс (от лат. reflecsus – повернутый назад, отраженный) – ответная реакция организма на раздражение. Психические явления являются частью всего рефлекторного процесса. Русский физиолог И.М. Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Он выделял в них три главных звена: начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено – процессы возбуждения и торможения в головном мозге и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено – внешние движения. Таким образом, психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности.
Головной мозг человека по форме овоидный за счет выступающих лобных и затылочных полюсов (рис. 2.2).
В головном мозге выделяют эволюционно древнюю часть, состоящую из мозгового ствола, мозжечка, и более позднее образование – полушария большого мозга. Поверхность головного мозга испещрена бороздами, над которыми расположена, не заходя в них, паутинная оболочка. По серединной линии проходит продольная щель, отделяющая правое и левое полушария большого мозга.
Рис. 2.2. Внутренняя поверхность головного мозга (правое полушарие)
Мозговой ствол включает продолговатый мозг – продолжение спинного мозга, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг. Здесь локализуются многочисленные скопления нервных клеток – ядер, обладающих разнообразными функциями. Продолговатый мозг, а также примыкающий к нему варолиев мост содержат дыхательные, сосудодвигательные центры, структуры, обеспечивающие рефлекторные защитные (кашля, чихания, мигания, слезотечения, сужения и расширения зрачков, рефлексов положения тела, связанных с возбуждением вестибулярного аппарата и с изменением тонуса шейных мышц), пищевые (глотание, сосание, жевание) функции и рефлекс равновесия.
В головном мозге выделяют эволюционно древнюю часть, состоящую из мозгового ствола, мозжечка, и более позднее образование – полушария большого мозга. Поверхность головного мозга испещрена бороздами, над которыми расположена, не заходя в них, паутинная оболочка. По серединной линии проходит продольная щель, отделяющая правое и левое полушария большого мозга.
Рис. 2.2. Внутренняя поверхность головного мозга (правое полушарие)
Мозговой ствол включает продолговатый мозг – продолжение спинного мозга, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг. Здесь локализуются многочисленные скопления нервных клеток – ядер, обладающих разнообразными функциями. Продолговатый мозг, а также примыкающий к нему варолиев мост содержат дыхательные, сосудодвигательные центры, структуры, обеспечивающие рефлекторные защитные (кашля, чихания, мигания, слезотечения, сужения и расширения зрачков, рефлексов положения тела, связанных с возбуждением вестибулярного аппарата и с изменением тонуса шейных мышц), пищевые (глотание, сосание, жевание) функции и рефлекс равновесия.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. От тела нейрона отходит множество коротких древовидно ветвящихся отростков (дендритов) и один длинный отросток (аксон). Аксон, всегда более крупный (до 1 м) и менее ветвистый, тянется из головного или спинного мозга до рабочего органа и образует нервы периферической нервной системы.
На теле и на отростках нервных клеток имеется большое количество синапсов, через которые поступает информация от других нейронов. Скопление тел нервных клеток с их дендритами образует серое вещество мозга. Белое вещество состоит из длинных отростков клетки, покрытых особым миелиновым веществом, что придает белый цвет. Роль серого вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого – в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервные волокна проводят возбуждение только в одном направлении – от разных частей тела к мозгу или, наоборот, от мозга к различным частям тела.
Различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.
Перечисленные виды нервных клеток выполняют специфические функции.
На теле и на отростках нервных клеток имеется большое количество синапсов, через которые поступает информация от других нейронов. Скопление тел нервных клеток с их дендритами образует серое вещество мозга. Белое вещество состоит из длинных отростков клетки, покрытых особым миелиновым веществом, что придает белый цвет. Роль серого вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого – в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервные волокна проводят возбуждение только в одном направлении – от разных частей тела к мозгу или, наоборот, от мозга к различным частям тела.
Различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.
Перечисленные виды нервных клеток выполняют специфические функции.
Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особен ности тех, которые связаны с психическим отражением действи тельности и работы организма, поведением человека (рис. 2.1).
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую щие задачи:
– изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;
– познание физиологических механизмов психической познава тельной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;
– продолжать разработку учения об условных рефлексах;
– изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и жи вотных.
Рис. 2.1. Естественнонаучные основы психологии
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую щие задачи:
– изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;
– познание физиологических механизмов психической познава тельной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;
– продолжать разработку учения об условных рефлексах;
– изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и жи вотных.
Рис. 2.1. Естественнонаучные основы психологии
1. Педагогика как наука. Основные методологические принципы.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).