Общая характеристика представления как психического познавательного процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).
1. По ведущему анализатору:
– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
– слуховые (представления музыкальной мелодии);
– обонятельные (представление запаха эфира);
– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);
– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;
2. По степени обобщенности:
– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;
– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
3. По степени проявления волевых усилий:
– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт
– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
4. По продолжительности:
– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;
– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;
– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и доста точно часто.
5. По степени обобщенности:
– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;
– общие – образы обобщенных предметов, явлений.
Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.