У человека нет врожденного зла.
Несчастным и невротичным его делает окружение.
Маслоу
Несчастным и невротичным его делает окружение.
Маслоу
Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки
По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2– 2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, за 10 лет обучения в школе количество здоровых школьников сокращается в 4– 5 раз, составляя лишь 10– 15% от общего числа учеников.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении привело к возникновению особой педагогики - педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики. Коррекционная педагогика (от лат. correctio - исправляю ) - одна из ветвей педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Опираясь на коррекционную педагогику, возможно осуществить по настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку, реализовать на практике гуманное личностно ориентированное воспитание.
Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самих себе помогать.
И. Г. Песталоцци
И. Г. Песталоцци
Возникновение социальной педагогики
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже ХХ– ХХI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:
● потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;
● значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);
● повышением роли социальной работы.
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V– IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Сложная многоуровневая структура и методология педагогической науки и ее принадлежность к гуманитарной области человеческого знания детерминируют комплексность понятийного аппарата педагогики. Так, для описания феноменологии и закономерностей педагогического процесса педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В самом общем виде наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Эта область, по сути, является объектом («фоном») той или иной науки, а система закономерностей - ее предметом («фигурой»). Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.
На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.
На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.
И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.
На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.
На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.
И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.
Аутентичное оценивание — вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное, т.е. «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание». Иногда используется термин «подлинная оценка» или «оценивание реальных достижений учащихся».
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Система зачётных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации образования, применением новых технологий обучения, например дистанционного обучения, а также перспективой расширения сетевой модели профильного обучения, когда индивидуальный учебный план (ИУП) учащегося может реализовываться в различных образовательных учреждениях и организациях.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
В педагогической и методической литературе последних лет для характеристики учебной деятельности широко используются понятия «исследовательская деятельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». С их помощью подчёркивают направленность современного обучения на содействие реализации личностного потенциала каждого ребенка. При этом перечисленные понятия часто трактуются синонимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обучения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания заметно различаются…
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
Прежде, чем заполнить графу учебного плана «Мой выбор», Вы должны чётко определить приоритетное направление Вашей учебной деятельности на последующие 2 года, то есть выбрать профиль обучения.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.