Коррекционная педагогика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
У человека нет врожденного зла.
Несчастным и невротичным его делает окружение.
Маслоу


Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки
По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2– 2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, за 10 лет обучения в школе количество здоровых школьников сокращается в 4– 5 раз, составляя лишь 10– 15% от общего числа учеников.

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении привело к возникновению особой педагогики - педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики. Коррекционная педагогика (от лат. correctio - исправляю ) - одна из ветвей педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Опираясь на коррекционную педагогику, возможно осуществить по настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку, реализовать на практике гуманное личностно ориентированное воспитание.

Социальная педагогика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самих себе помогать.
И. Г. Песталоцци


Возникновение социальной педагогики
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже ХХ– ХХI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:

● потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;

● значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);

● повышением роли социальной работы.

Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V– IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.

Основные понятия педагогики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сложная многоуровневая структура и методология педагогической науки и ее принадлежность к гуманитарной области человеческого знания детерминируют комплексность понятийного аппарата педагогики. Так, для описания феноменологии и закономерностей педагогического процесса педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.

К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.

Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Объект, предмет, функции и задачи педагогической науки

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В самом общем виде наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Эта область, по сути, является объектом («фоном») той или иной науки, а система закономерностей - ее предметом («фигурой»). Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.

Бытовая и научная педагогика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Аутентичное оценивание — вид оценивания, применя­ющийся, прежде всего, в практико-ориентированном об­разовании и предусматривающий оценивание сформиро­ванности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально прибли­женную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное, т.е. «истинное, настоящее, подлин­ное, верное оценивание». Иногда используется термин «подлинная оценка» или «оценивание реальных дости­жений учащихся».

Вариативное обучение - обучение на основе реализа­ции вариативных образовательных программ, где вариа­тивность образовательных программ определяется построе­нием содержания общеобразовательных программ (основ­ных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образователь­ного учреждения и выбора образовательных ресурсов сре­ды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содер­жания и соответствующих им форм учебной деятельности.

Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Выбор профиля - личностное самоопределение стар­шего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАННЕЙ ЮНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.

Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показатель­ны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, бо­лее разнообразными и содержательными становятся отношения с дру­гими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятель­ности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирова­ние характера и других основ личности.

Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важней­шими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстника­ми, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, фор­мирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство со­лидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).

СИСТЕМА ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Система зачётных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации образования, применением новых техноло­гий обучения, например дистанционного обучения, а также перспекти­вой расширения сетевой модели профильного обучения, когда индивидуальный учебный план (ИУП) учащегося может реализовываться в различных образовательных уч­реждениях и организациях.

Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учеб­ной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.

При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжи­тельностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОД ПРОЕКТОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В педагогической и методической лите­ратуре последних лет для характерис­тики учебной деятельности широко исполь­зуются понятия «исследовательская дея­тельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «ме­тод проектов». С их помощью подчёркива­ют направленность современного обучения на содействие реализации личностного по­тенциала каждого ребенка. При этом пере­численные понятия часто трактуются сино­нимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обу­чения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания за­метно различаются…

Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строитель­ство которой началось в первые послерево­люционные годы, составляли идеи всемерно­го укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности уча­щихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения цент­рировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы са­мостоятельного поиска, исследования осо­бенностей местных условий территории проживания.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных техноло­гий.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовле­чения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личност­но ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.

Преобладающие методы обучения - проблемный, исследова­тельский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной под­держкой, лабораторные практикумы.

Профильное обучение осуществляется в форме:

- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интег­рированного содержания, используя материал нескольких пред­метов и элективных курсов;

- лекционно-семинарских занятий;

- лабораторных практикумов, уроков-исследований,

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА УЧАЩЕГОСЯ 10(11) КЛАССА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Прежде, чем заполнить графу учебного плана «Мой выбор», Вы должны чётко определить приоритетное направление Вашей учебной деятельности на последующие 2 года, то есть выбрать профиль обучения.

Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.

Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.

§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уров­ня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.

§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различ­ных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.