Законодательством регулируются отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты закреплены в законодательстве Российской Федерации в «Декларации прав ребенка», «Конвенции ООН о правах ребенка». Важным событием явился факт принятия народами мира (и, наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые; теория Я. А.Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребенка Н.К. Вентцеля- 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в; 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29–30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы ХХ столетия.
Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.
Компоненты педагогических систем (школы):
объекты ПС – личность, коллектив, зона ближайшего социального окружения – органически включены в саму педагогическую систему, являются главными ее элементами, их взаимодействие определяет логику и динамику развития целостного воспитательного процесса.
субъекты ПС – ребенок, педагоги, родители, педагогический и детский коллективы, семья, детские объединения – обладают двумя признаками – способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самодостаточностью структуры для выполнения ведущих педагогических функций.
педагогические отношения - третий элемент педагогической системы. Воздействие на целостную личность и коррекция индивидуального развития осуществляется через формирование социальных потребностей и направленности индивида.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.
Компоненты педагогических систем (школы):
объекты ПС – личность, коллектив, зона ближайшего социального окружения – органически включены в саму педагогическую систему, являются главными ее элементами, их взаимодействие определяет логику и динамику развития целостного воспитательного процесса.
субъекты ПС – ребенок, педагоги, родители, педагогический и детский коллективы, семья, детские объединения – обладают двумя признаками – способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самодостаточностью структуры для выполнения ведущих педагогических функций.
педагогические отношения - третий элемент педагогической системы. Воздействие на целостную личность и коррекция индивидуального развития осуществляется через формирование социальных потребностей и направленности индивида.
Менеджмент в педагогике — это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, педагогическим производством, его организация. Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
Технологизация образовательного процесса, т.е. внедрение идеи технологий в производственной сфере в сфере образования началась в последней четверти XX века процесс технологизации состоит как бы из двух аспектов: 1-процесс технизации (внедрение новых средств обучения, он непрерывен) и 2-самого процесса создания технологий обучения (воспитание, если это уместно). То, что существует множество определений самой педагогической технологии (более 50-ти), говорит о том, что в этом вопросе не все так ясно и понятно. Идет становление педагогической инноватики. Если в буквальном смысле перевести термин «технология» с греч., то это есть – искусство обучения и/или обучение мастерству. С точки зрения европейского образования (ЮНЕСКО) под педагогической технологией понимается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний учащегося с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизацию форм образования. Если сравнивать методику обучения и технологию обучения, то последняя шире, т.к. она может включать в себя различные методики, средства, методы, термины и т.д. В сущности педагогическая технология – это дидактическая система (как правило, авторская), дающая колоссальный продуктивный, качественный обучающий эффект, которую можно тиражировать. Структуру технологии в общем виде можно представить в трех аспектах: научный аспект; формально-описательный аспект; процессуально-деятельностный аспект. Таким образом исходя из целей обучения и на научной основе прописывается во времени целостный образовательный процесс, который гарантирует достижения поставленных целей, причем при оптимальных затратах всех ресурсов. Исходя их основных критериев педагогической технологии, можно выделить два - гарантируемость результата и тиражируемость), не каждую дидактическую систему, пусть даже новаторскую, можно назвать технологией.
Как и любая наука, дидактика имеет свои законы. Они, как и в любой гуманитарной науке, носят специфический по отношению к естественно-научным дисциплинам характер. Законом в дидактике считают внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обусловливает их необходимое проявление и развитие. В работах дидактов IO. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина выделены основные законы обучения:
закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;
закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся;
закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса (связь части и целого — факта, закона и теории); взаимосвязь рационального и эмоционального; репродуктивного и продуктивного; единство целевого, содержательного, мотивационного и процессуального компонентов обучения;
закон взаимосвязи теории и практики;
закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.
Под закономерностью в дидактике понимают объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.
закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;
закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся;
закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса (связь части и целого — факта, закона и теории); взаимосвязь рационального и эмоционального; репродуктивного и продуктивного; единство целевого, содержательного, мотивационного и процессуального компонентов обучения;
закон взаимосвязи теории и практики;
закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.
Под закономерностью в дидактике понимают объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.
Современный педагог должен быть готовым выполнить любой рыночный заказ: от высокоэффективного обучения до элементарного педагогического присмотра. Понять, какими качествами должен обладать педагог, помогают ответы нынешних учеников и студентов. Согласно одному из проведенных исследований (Подласый И.П., 2001) главные качества распределились так:
престиж (рейтинг) педагога;
знание предмета;
умение научить;
гарантия качества;
юмор (приятность общения);
ответственность;
требовательность;
уважение к ученику (умение наладить контакт);
престиж (рейтинг) педагога;
знание предмета;
умение научить;
гарантия качества;
юмор (приятность общения);
ответственность;
требовательность;
уважение к ученику (умение наладить контакт);
Понятие о детском коллективе, его видах. Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).
Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.
Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).
Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.
Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
Упражнения подразделяются на прямые и косвенные. Прямое упражнение – это открытая демонстрация действия воспитателя ребенку в поведенческой ситуации и тренировка путем многократных повторений показанного им действия.
Поручение – один из самых эффективных методов организации деятельности детей. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера деятельности поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, а так же постоянными и временными. Пример – метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строиться на психологических механизмах – идентификации и интроекции. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивают ребенку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Трудно себе представить, как долго и мучительно, мало результативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым.
Пример взрослого сверстника. Следующий замечательный метод этой группы – ситуация свободного выбора. В жизни ребенок постоянно встает перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или нет. Для становления социального опыта чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого в рамках приведенного им примера, а самостоятельно, мобилизовав свои чувства, волю, ценностные ориентации мог принять решение самостоятельно.
Поручение – один из самых эффективных методов организации деятельности детей. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера деятельности поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, а так же постоянными и временными. Пример – метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строиться на психологических механизмах – идентификации и интроекции. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивают ребенку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Трудно себе представить, как долго и мучительно, мало результативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым.
Пример взрослого сверстника. Следующий замечательный метод этой группы – ситуация свободного выбора. В жизни ребенок постоянно встает перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или нет. Для становления социального опыта чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого в рамках приведенного им примера, а самостоятельно, мобилизовав свои чувства, волю, ценностные ориентации мог принять решение самостоятельно.
Воспитательный процесс строится с учетом закономерностей воспитания и основывается на принципах, определенных гуманистической педагогической наукой.
Закономерности – объективные, существенные повторяющиеся связи и зависимости целостного процесса между его главными компонентами. Наукой определены следующие закономерности:
- обусловленности воспитательного процесса факторами (постоянно действующими причинами);
- единства внешних (объективных) и внутренних (субъективных) процессов;
- динамики непрерывного развития;
- стимулирования и управления воспитательным процессом;
- единства чувственного, логического и практического.
На основе закономерностей наукой выработаны принципы – правила действия воспитателя.
Закономерности – объективные, существенные повторяющиеся связи и зависимости целостного процесса между его главными компонентами. Наукой определены следующие закономерности:
- обусловленности воспитательного процесса факторами (постоянно действующими причинами);
- единства внешних (объективных) и внутренних (субъективных) процессов;
- динамики непрерывного развития;
- стимулирования и управления воспитательным процессом;
- единства чувственного, логического и практического.
На основе закономерностей наукой выработаны принципы – правила действия воспитателя.
Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
Сущность содержания понятия «семья». Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.
Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.
Сущность содержания понятия «семья». Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.
Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.
Сложность и многогранность понятия «социализация». Понятие социализация, будучи одним из важнейших в социальной педагогике, не имеет однозначного определения. Это процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Социализация – это процесс и результат, весь вклад всех социальных институтов (семьи, государства, общества, школы и др.) в развитие личности человека. Социальный процесс - это стихийный и сознательно организованный, целенаправленный, закономерный и планомерный процесс вхождения в социум. Необходимо отметить взаимосвязь основных категорий социальной педагогики с категориями общечеловеческих ценностей: таких, как, общение, культура, социум, среда и др.
Существует два подхода - субъект-объектный и субъект-субъектный в трактовке процесса социализации. Это влияние на социализацию личности объективных и субъективных факторов социализации на его процесс. Сущность процесса социализации в адаптации, интеграции, персонификации и самореализации личности.
Этапы социализации. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592— 1670).
Воспитание должно строиться по «ступеням возраста». После Я. А. Коменского педагоги по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского.
Существует два подхода - субъект-объектный и субъект-субъектный в трактовке процесса социализации. Это влияние на социализацию личности объективных и субъективных факторов социализации на его процесс. Сущность процесса социализации в адаптации, интеграции, персонификации и самореализации личности.
Этапы социализации. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592— 1670).
Воспитание должно строиться по «ступеням возраста». После Я. А. Коменского педагоги по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского.
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки фактически задают минимальные равные условия для усвоения содержания по степеням обучения — начальная, основная и старшая (полная) школа. Достижение этих уровней должно свидетельствовать о выполнении намеченных целей. Задаются критерии в виде типовых задач, устанавливаются нормы оценок соответствия уровня образованности каждого конкретного выпускника требованиям Государственного стандарта.
Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практической реализации в учебно-воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня образованности граждан; создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности, а в перспективе предусматривается введение итогового тестирования для — всех выпускников средних общеобразовательных учреждений, независимо от форм собственности и подчинения. Пусть учебные заведения свободно избирают формы и методы деятельности, соревнуются между собой за лучшее предоставление образовательных услуг, но уровень подготовленности выпускников ни в одном из них не может быть ниже требований, установленных Государственным стандартом. Образование, как и любой иной продукт, должно иметь сертификат качества.
Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практической реализации в учебно-воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня образованности граждан; создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности, а в перспективе предусматривается введение итогового тестирования для — всех выпускников средних общеобразовательных учреждений, независимо от форм собственности и подчинения. Пусть учебные заведения свободно избирают формы и методы деятельности, соревнуются между собой за лучшее предоставление образовательных услуг, но уровень подготовленности выпускников ни в одном из них не может быть ниже требований, установленных Государственным стандартом. Образование, как и любой иной продукт, должно иметь сертификат качества.