Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
Сущность содержания понятия «семья». Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.
Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.
Третья ступень развития личности, по Гессену, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.
Семья это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, - что было в семье его родителей.
Классическая формула — семья как социальный институт — определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
вступление в брак;
рождение первого ребенка,
окончание деторождения (последний ребенок);
«пустое гнездо» — выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия — первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия — рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия — семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Четвертая стадия — когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. Пятая стадия — это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Шестая стадия — заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная — социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая ~ поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль — ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение — духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная — осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Наиболее распространенной в современных условиях из типов является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года. Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.
Социализирующие функции семьи заключаются в физическом и эмоциональном развитии ребенка, умственное развитие ребёнка, овладение человеком социальными нормами, формирование ценностных ориентаций и т.д.
Роль семьи в процессе социального развития. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду. Семейное воспитание осуществляется в конкретных стилях - авторитарный, демократический (авторитетный), либерально-попустительский (индифферентный, никакой), дать их характеристику кратко и результат на детях. Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребёнку. Но любовь - это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития.
Семейное воспитание - это взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность родителей и детей.
Исследования показали, что ребенок оказывает не меньшее влияние на родителей, чем родители на него. Взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребенка отражена в понятии «родительно-детские отношения».
В структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, поведенческий и когнетивный компоненты.
Выделяют различные варианты родительско-детских отношений.
Особое внимание уделяется их нарушениям. А.Я. Варга указывала на существование трех неблагоприятных для ребенка типов родительских отношений:
Симбиотический; Авторитарный; Эмоционально-отвергающий.
Соколова Е.Т. выделила стили детско-родительских отношений на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
Сотрудничество (учет потребности ребенка, его мнение принимается во внимание);
Псевдосотрудничество (доминирование взрослого или ребенка);
Изоляция (родитель и ребенок не слышат и не чувствуют друг друга);
Соперничество (конкуренция при отстаивании собственной инициативы). В.И, Гарбузова выделяет 3 типа семейного воспитания:
Тип А. Неприятие. Чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль («Стань таким, каким я не стал»). Ребенок не воспринимается таким, каков он есть на самом деле.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Ребенок находится на положении «кумира».
На формирование таких черт личности ребенка, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету - влияние оказывает неустойчивый тип семейного воспитания, переход от значительного внимания к ребенку к его эмоциональному отвержению.
В родительно-детских отношениях большое значение играет роль ребенка.
Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, действий. 4 роли:
1) «козел отпущения» - объект для выражения взаимного недовольства супругов-родителей.
2)«любимчик», «кумир» - заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях.
3)«беби» - ребенок остается в семье только ребенком с огромными правами.
4)«примиритель» - устранитель и регулировщик супружеских конфликтов в семье.
Существует «ребенок-абуза», «ребенок-любовник», «ребенок-раб», «ребенок-заместитель мужа». Источник нарушения семейного воспитания является низкая психоло-педагогическая культура родителей, нарушение личности самих родителей и их психологические проблемы.
Причины нарушения семейного воспитания и возникновение потологизирующих ролей.
-отклонение характера самих родителей, характеризуется низким уровнем требований к ребенку.
-«близорукое» представление родителей о характере своего ребенка и о взаимодействии с ним, склонность учитывать только особенности сиюминутной ситуации.
-личностные проблемы родителей решаемые за счет ребенка.
-расширение сферы родительских чувств в семьях, где супружеские отношения не удовлетворяют одного из родителей, доминирующие в воспитании или в неполных семьях.
предпочтение в подростке «детских качеств» (создание роли «маленького ребенка»). Родители стремятся игнорировать взросление детей.
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.
воспитательная неуверенность родителей. Родитель идет на поводу у ребенка, при этом сам себя осуждает за это.
фобия утраты ребенка. Характеризуется неуверенность родителей, страхом ошибиться, преувеличением представлений о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности.
Еще причины:
-Потребность родителей в социальном признании. Ребенок - знак социального статуса семьи, символ ее благополучия.
- Потребность родителей в сохранении брака через ребенка. Ребенок - элемент, связывающий семью, который испытывает большую психологическую нагрузку и эмоциональное напряжение.
- Оптимальное родительское отношение к ребенку должно отвечать 3-м главным требованиям:
- Адекватности - которая основывается на реальной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять, уважать его индивидуальность. Важное условие успешного воспитания - знание и учета возможностей. Интересов и склонностей ребенка.
- Гибкость - рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения и воспитания, способоввоздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
- Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на задачи «завтрашнего дня2, это учет перспективразвитии ребенка.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
Сущность содержания понятия «семья». Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И.Гессен рассматривал как три ступени.
Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.
Третья ступень развития личности, по Гессену, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.
Семья это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, - что было в семье его родителей.
Классическая формула — семья как социальный институт — определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
вступление в брак;
рождение первого ребенка,
окончание деторождения (последний ребенок);
«пустое гнездо» — выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия — первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия — рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия — семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Четвертая стадия — когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. Пятая стадия — это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Шестая стадия — заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная — социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая ~ поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль — ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение — духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная — осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Наиболее распространенной в современных условиях из типов является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года. Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.
Социализирующие функции семьи заключаются в физическом и эмоциональном развитии ребенка, умственное развитие ребёнка, овладение человеком социальными нормами, формирование ценностных ориентаций и т.д.
Роль семьи в процессе социального развития. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду. Семейное воспитание осуществляется в конкретных стилях - авторитарный, демократический (авторитетный), либерально-попустительский (индифферентный, никакой), дать их характеристику кратко и результат на детях. Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребёнку. Но любовь - это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития.
Семейное воспитание - это взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность родителей и детей.
Исследования показали, что ребенок оказывает не меньшее влияние на родителей, чем родители на него. Взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребенка отражена в понятии «родительно-детские отношения».
В структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, поведенческий и когнетивный компоненты.
Выделяют различные варианты родительско-детских отношений.
Особое внимание уделяется их нарушениям. А.Я. Варга указывала на существование трех неблагоприятных для ребенка типов родительских отношений:
Симбиотический; Авторитарный; Эмоционально-отвергающий.
Соколова Е.Т. выделила стили детско-родительских отношений на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
Сотрудничество (учет потребности ребенка, его мнение принимается во внимание);
Псевдосотрудничество (доминирование взрослого или ребенка);
Изоляция (родитель и ребенок не слышат и не чувствуют друг друга);
Соперничество (конкуренция при отстаивании собственной инициативы). В.И, Гарбузова выделяет 3 типа семейного воспитания:
Тип А. Неприятие. Чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль («Стань таким, каким я не стал»). Ребенок не воспринимается таким, каков он есть на самом деле.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Ребенок находится на положении «кумира».
На формирование таких черт личности ребенка, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету - влияние оказывает неустойчивый тип семейного воспитания, переход от значительного внимания к ребенку к его эмоциональному отвержению.
В родительно-детских отношениях большое значение играет роль ребенка.
Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, действий. 4 роли:
1) «козел отпущения» - объект для выражения взаимного недовольства супругов-родителей.
2)«любимчик», «кумир» - заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях.
3)«беби» - ребенок остается в семье только ребенком с огромными правами.
4)«примиритель» - устранитель и регулировщик супружеских конфликтов в семье.
Существует «ребенок-абуза», «ребенок-любовник», «ребенок-раб», «ребенок-заместитель мужа». Источник нарушения семейного воспитания является низкая психоло-педагогическая культура родителей, нарушение личности самих родителей и их психологические проблемы.
Причины нарушения семейного воспитания и возникновение потологизирующих ролей.
-отклонение характера самих родителей, характеризуется низким уровнем требований к ребенку.
-«близорукое» представление родителей о характере своего ребенка и о взаимодействии с ним, склонность учитывать только особенности сиюминутной ситуации.
-личностные проблемы родителей решаемые за счет ребенка.
-расширение сферы родительских чувств в семьях, где супружеские отношения не удовлетворяют одного из родителей, доминирующие в воспитании или в неполных семьях.
предпочтение в подростке «детских качеств» (создание роли «маленького ребенка»). Родители стремятся игнорировать взросление детей.
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.
воспитательная неуверенность родителей. Родитель идет на поводу у ребенка, при этом сам себя осуждает за это.
фобия утраты ребенка. Характеризуется неуверенность родителей, страхом ошибиться, преувеличением представлений о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности.
Еще причины:
-Потребность родителей в социальном признании. Ребенок - знак социального статуса семьи, символ ее благополучия.
- Потребность родителей в сохранении брака через ребенка. Ребенок - элемент, связывающий семью, который испытывает большую психологическую нагрузку и эмоциональное напряжение.
- Оптимальное родительское отношение к ребенку должно отвечать 3-м главным требованиям:
- Адекватности - которая основывается на реальной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять, уважать его индивидуальность. Важное условие успешного воспитания - знание и учета возможностей. Интересов и склонностей ребенка.
- Гибкость - рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения и воспитания, способоввоздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
- Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на задачи «завтрашнего дня2, это учет перспективразвитии ребенка.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи