Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Технологизация образовательного процесса, т.е. внедрение идеи технологий в производственной сфере в сфере образования началась в последней четверти XX века процесс технологизации состоит как бы из двух аспектов: 1-процесс технизации (внедрение новых средств обучения, он непрерывен) и 2-самого процесса создания технологий обучения (воспитание, если это уместно). То, что существует множество определений самой педагогической технологии (более 50-ти), говорит о том, что в этом вопросе не все так ясно и понятно. Идет становление педагогической инноватики. Если в буквальном смысле перевести термин «технология» с греч., то это есть – искусство обучения и/или обучение мастерству. С точки зрения европейского образования (ЮНЕСКО) под педагогической технологией понимается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний учащегося с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизацию форм образования. Если сравнивать методику обучения и технологию обучения, то последняя шире, т.к. она может включать в себя различные методики, средства, методы, термины и т.д. В сущности педагогическая технология – это дидактическая система (как правило, авторская), дающая колоссальный продуктивный, качественный обучающий эффект, которую можно тиражировать. Структуру технологии в общем виде можно представить в трех аспектах: научный аспект; формально-описательный аспект; процессуально-деятельностный аспект. Таким образом исходя из целей обучения и на научной основе прописывается во времени целостный образовательный процесс, который гарантирует достижения поставленных целей, причем при оптимальных затратах всех ресурсов. Исходя их основных критериев педагогической технологии, можно выделить два - гарантируемость результата и тиражируемость), не каждую дидактическую систему, пусть даже новаторскую, можно назвать технологией.

Такие критерии как научность, системность, управляемость, имеют, как правило, все дидактические системы. Сколько учителей, столько и дидактических систем и только единицы могут претендовать на пед.технологии. Существует множество классификаций пед.технологий, где за основу принимаются разные факторы от философской, психологической до выбора методов обучения и подходов к процессу обучения (Селевко Г.К.). В широком смысле ПТ можно классифицировать по видам: общепедагогические технологии; частно-предметные (модульные) технологии и локальные технологии (вплоть до изучения отдельных тем). Широкое распространение получили модульные технологии, игровые технологии, технологии контекстного и развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии и технологии дистанционного обучения. Исходя из сущности самой ПТ вряд ли можно говорить о технологиях воспитания, лучше говорить о воспитательных системах. Сколько родителей, столько воспитательных систем (если вообще можно говорить о системе воспитания в семьях, особенно современных); сколько образовательных учреждений, столько воспитательных систем (на самом деле речь идет о воспитательных мероприятиях, системы есть в редких ОУ), т.к. ПТ – развивающийся аспект педагогической науки, то основные тенденции их развития связывают с умением проектировать ПТ, оценивать их эффективность и качество, умением создавать инновационные системы обучения (инновационные ПТ).

Предметно ориентированная технология. Главное место в ней отводится учебному материалу. Усвоение материала — главная цель обучения. Личностно ориентированная технология. В центре этой технологии — ученик. Материал служит как бы дополнением к нему. Цель — развивать личность, а не овладевать предметом. Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Как известно, наглядные схемы, плакаты, диаграммы и т.п. принадлежат к традиционным дидактическим средствам, но педагоги-новаторы С.Н. Лысенкова и В.Ф. Шагалов наполнили его новыми, дополнительными функциями: кроме объяснительно-иллюстративной и обобщающей наглядность на их уроках выполняет еще и мнемически-опорную функцию («мнемическая» означает «связанная с работой памяти»).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.