Менеджмент в педагогике — это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, педагогическим производством, его организация. Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
контроль и коррекция процесса;
анализ результатов.
Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике — создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
контроль и коррекция процесса;
анализ результатов.
Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике — создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику. Советский период. Коллегиальность управления предполагала сочетание усилий руководителя с силой общественного мнения. На всех уровнях, от министерства до школы, создавались органы при руководителях; коллегии и советы, члены которых участвовали в обсуждении решений по основным направлениям совместной деятельности.
Отношения руководителей и коллегиальных органов (они совещательные) строго регламентировались. Соблюдалось единоначалие: руководитель нес персональную ответственность за состояние всей работы вверенного ему учреждения.
Функции управления – содержательная роль управленцев ОС. Функции управления образовательными системами: анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование (коррекция). Модели внутришкольного управления ОУ: высший орган – педсовет, директор, замы по ВР, УР начального, среднего звеньев школы, руководители методобъединений. Понятие «управленческая культура» заключает в себе сочетание демократического стиля управления и создание корпоративных интересов и традиций в ОУ. От личностных качеств управленца зависит успешность деятельности коллектива, удовлетворенность работой, благоприятный микроклимат. Это его правовые знания, управленческие и психологические знания управления персоналом, умение предвидеть перспективу развития всего коллектива и персонально каждого, знания современных тенденций в образовательной политике, умение и способность обеспечить материально-техническую базу, пользоваться авторитетом. Изучение и удовлетворение потребностей и интересов участников педагогического процесса — ключ к решению многих педагогических проблем, основа педагогического управления. И здесь на первый план выступает стимулирование. Стимул тесно связан с удовлетворением потребностей и интересов. Контроль — это процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия корригирующих мер. Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Контроль — итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными.
Основные задачи контроля:
определение фактического состояния процесса (системы) в данный момент времени;
прогнозирование состояния и поведения системы (процесса) на будущий период времени;
изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик;
сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса;
обеспечение устойчивого состояния системы при достижении критических значений характеристик процесса.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
контроль и коррекция процесса;
анализ результатов.
Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике — создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
контроль и коррекция процесса;
анализ результатов.
Суть научной организации труда (НОТ) в педагогике — создание оптимальных условий для достижения высоких результатов учебно-воспитательной работы. Оптимальными называются условия, способствующие получению педагогического продукта высокого качества при рациональных затратах времени, сил и средств учителей и учащихся. НОТ рассматривается как организация деятельности, обеспечивающая более высокий педагогический эффект путем внедрения новых научных достижений в практику. Советский период. Коллегиальность управления предполагала сочетание усилий руководителя с силой общественного мнения. На всех уровнях, от министерства до школы, создавались органы при руководителях; коллегии и советы, члены которых участвовали в обсуждении решений по основным направлениям совместной деятельности.
Отношения руководителей и коллегиальных органов (они совещательные) строго регламентировались. Соблюдалось единоначалие: руководитель нес персональную ответственность за состояние всей работы вверенного ему учреждения.
Функции управления – содержательная роль управленцев ОС. Функции управления образовательными системами: анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование (коррекция). Модели внутришкольного управления ОУ: высший орган – педсовет, директор, замы по ВР, УР начального, среднего звеньев школы, руководители методобъединений. Понятие «управленческая культура» заключает в себе сочетание демократического стиля управления и создание корпоративных интересов и традиций в ОУ. От личностных качеств управленца зависит успешность деятельности коллектива, удовлетворенность работой, благоприятный микроклимат. Это его правовые знания, управленческие и психологические знания управления персоналом, умение предвидеть перспективу развития всего коллектива и персонально каждого, знания современных тенденций в образовательной политике, умение и способность обеспечить материально-техническую базу, пользоваться авторитетом. Изучение и удовлетворение потребностей и интересов участников педагогического процесса — ключ к решению многих педагогических проблем, основа педагогического управления. И здесь на первый план выступает стимулирование. Стимул тесно связан с удовлетворением потребностей и интересов. Контроль — это процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия корригирующих мер. Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Контроль — итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными.
Основные задачи контроля:
определение фактического состояния процесса (системы) в данный момент времени;
прогнозирование состояния и поведения системы (процесса) на будущий период времени;
изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик;
сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса;
обеспечение устойчивого состояния системы при достижении критических значений характеристик процесса.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи