Коллектив как объект и субъект воспитания. Педагогическое руководство школьным коллективом.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Понятие о детском коллективе, его видах. Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).

Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.

Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали, прежде всего, с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.

А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработаны им принципы «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др. Для формирования устойчивого стремления к лучшему А.С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и, прежде всего в меру его нравственно ценностной активности. В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

Педагогическое руководство коллективом. Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, попустительский, которые дают различные результаты формирования коллектива. Это моносубъектные или полисубъектные отношения. Самоуправлению в коллективе делегируют часть управленческих и организаторских функций. Чем лучше организовано руководство коллективом, тем сильнее развито самоуправление в нем и качество социализации его членов.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Коллектив является средством и формой достижения этой цели. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль своеобразного фундамента на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельностью имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Чтобы стать коллективом группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко)

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива -педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже и актив предъявляет требования к членам коллектива, в пользу интересов самого коллектива. Для этой стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Теперь уже становится возможным целенаправленно использовать коллектив в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия...), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми- все это способствует укреплению коллектива на этой стадии.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для членов этого коллектива.

Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением. Немов указывает на след.требования предъявляемые коллективу: Успешно справляться с возложенными на него задачами. Иметь высокую мораль. Отличаться хорошими человеческими отношениями, Создавать для каждого своего члена возможность развития, как личности. Быть способным к творчеству. Иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Коллектив непрерывно меняется потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется хар-р влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает ср-ва пед. воздействия.

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в кач-ве инструмента воспитания школьников. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления. Управление уч. коллективом осуществляется как 2-а взаимосвязанных процесса сбора информации об учен, коллективе и входящих в него школьниках; 2) организация адекватных его состоянию воздействий , имеющих целью совершенствовать сам коллектив.

Воспитательный коллектив это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в которых хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности

В структуре воспит. коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет, старосты в классах.

Эти органы и «лидеры» в ученических коллективах считаются формальными. Кроме формальных структур, в коллективе существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность. Их принято называть малыми группами и неофициальными лидерами. Если формальные структуры коллектива ( старосты, ученические комитеты, советы кружков...) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных малых групп и лидерства отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узко-групповые интересы и стремления.

Макаренко, Сухомлинский и др. педагоги специально подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники.



Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную общественную деятельность и , во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность

таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует 2 вывода:

А) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и и внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность;

Б) в процессе организации этих видов деятельности нужно применять специальную методику. Педагогическую основу этой методики составляют:

умелое предъявление требований к учащимся;

организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;

организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной деятельности;

формирование здорового общественного мнения;

создание и развитие положительных традиций коллективн создание и развитие положительных традиций коллективной жизни

(улица, клубы, секции).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.