Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
Психология и педагогика – очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запо мнить с первого раза.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы – ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.
Включенные в содержание пособия схемы позволяют, таким образом, достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы – ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.
Включенные в содержание пособия схемы позволяют, таким образом, достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики.
В научном обиходе термин «психология» (от греч. psyche – душа, logos – учение) впервые появился в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Если первоначально термин относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследования психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
Объектом психологии являются носители психических явлений и процессов, а предметом – специфика их формирования, развития и проявления.
Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание.
В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию.
Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине.
Объектом психологии являются носители психических явлений и процессов, а предметом – специфика их формирования, развития и проявления.
Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание.
В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию.
Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи головного мозга, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельно сти.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и собственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций.
Первой важной характеристикой сознания является его рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред ставления о том, что у него есть психика (рис. 1.8).
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощущать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Третья характеристика человеческого сознания – его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможностями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.
Первой важной характеристикой сознания является его рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред ставления о том, что у него есть психика (рис. 1.8).
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощущать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Третья характеристика человеческого сознания – его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможностями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для выяснения практических рекомендаций и построения научных теорий. Методы психологии делят на основные и вспомогательные. К основным методам относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.
По словам немецкого психолога Г. Эббингауза, у психологии «длинная предыстория, но короткая история».
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине XIX в. с появление первой экспериментальной лаборатории. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), а в 1881 году – научный журнал «Философские исследования».
Психология является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Она прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета и целей. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть и т.д.).
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине XIX в. с появление первой экспериментальной лаборатории. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), а в 1881 году – научный журнал «Философские исследования».
Психология является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Она прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета и целей. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть и т.д.).
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были догматическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято...», в древней Индии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать».
Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметические вычисления.
В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.
Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических системах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.
Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказали предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.
Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметические вычисления.
В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.
Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических системах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.
Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказали предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.
Количественные представления у детей дошкольного возраста формируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количественных отношений.
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в кору головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вывод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.
Переход от восприятия неопределенной множественности к восприятию множества имеет несколько этапов.
На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежуточные элементы множества между крайними.
На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.
На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.
На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различными группами, объединять их по разным признакам.
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в кору головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вывод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.
Переход от восприятия неопределенной множественности к восприятию множества имеет несколько этапов.
На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежуточные элементы множества между крайними.
На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.
На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.
На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различными группами, объединять их по разным признакам.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.