Различные представления о предмете психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.

Наука » Психология » Возрастная психология
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался проблемой способностей более 50 лет и считал их индивидуально типологическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1) Под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта переноса формирующихся качеств.
СП не статическое, а динамичное образование, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

Проблема личности в гуманистической психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Гуманистическая психология – самое новое направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию. Основатель гуманистической психологии *А. Маслоу основал свое исследование на изучении биографий здоровых, зрелых, творческих и выдающихся личностей, что позволяло приблизится к границам человеческих возможностей. Всех их отличала одна особенность, которую он обозначил как самоактуализацию – стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Он считал, что потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека, т.е. он должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может.
Важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы иерархически (пирамида потребностей): физиологические потребности, потребность в безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личностного совершенства).
Концепция самоактуализации – наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Он привод ряд «типов поведения», ведущих к самоактуализации:
1. Свежесть восприятия: мы мало и поверхностно сознаем, что происходит в нас и вокруг, но иногда у нас бывают краткие моменты повышенного осознания и интереса к внешнему и внутреннему миру. Все это «самоактуализирующие моменты». Это означает полное восприятие и переживание, беззаветное, с максимальной концентрацией.

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.

Наука » Психология » Возрастная психология
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь).
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):

Психология поведения. Факты, законы, проблемы.

Наука » Психология » Возрастная психология
Бихевиоризм – (от англ. behavior – поведение) – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. 20 века.
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)

Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.

Наука » Психология » Возрастная психология
Конфликт (К) – это столкновение сторон, мнений, сил, интересов– это открытое противоборство, столкновение 2-х и более субъектов или участников социального взаимодействия, причиной которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности (Козарев).
Любой конфликт социальный, внутриличностный конфликт не социален, но опосредован социальными отношениями.
Рассмотрением вопросов конфликтологии занимались отечественные психологи и социологи: Анцупов, Гришина, Козарев, Леонов, Зайцев, Здравомыслов, Фельдман, Петровская и др. Зарубежные авторы: Томас, Левин, Зиммель, Козер и др.
Функции конфликта:
Негативные функции Позитивные функции
1. Разрушение, уничтожение соц. системы или ее отдельных элементов.
2. Изоляция субъектов друг от друга
3. Деформация отношений между субъектами, системами в сторону негативизма.
4. Нарушение стабильности всей системы или ее отдельных элементов.
5. Истощение материальных ресурсов
6. Истощение духовных ресурсов, жизненных сил.

1. Восстановление оптимального равновесия в системе (гомеостаз).
2. Интеграция, стабилизация.
3. Информационносигнальная функция: определяется поле напряжения («горячие точки»), ясно звучит предмет непонимания между субъектами («лакмусовая бумага»).
4. Тематика меняется, а содержимое остается прежним.
5. Функция инновации – рождение нового.

Психическое развитие ребенка в младенчестве.

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 0 до 1 года.
Внутри этого периода можно выделить стадию новорожденности, которая заканчивается приблизительно к 2,5-3 месяцам и ее окончание ознаменовано возникновением «комплекса оживления».
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом и без помощи взрослого он не может выжить. У него отсутствует: терморегуляция, недостаточно отрегулирована деятельность ССС (частый Ps, поверхностное дыхание); деятельность полушарий головного мозга плохо развиты, основная роль принадлежит подкорковым центрам.
Жизнь ребенка зависит от матери и общение со значимым взрослым приводит к появлению комплекса оживления: - гуление; - моторная деятельность; - мимические реакции.
Без общения комплекс оживления не возникает.
Центральное новообразование кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становиться индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, вплетенную в социальную жизнь окружающих людей.
Младенец растет интенсивно. Рост за год увеличивается в 1,5 – 2 раза вес в 3 раза.

Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин Даниил Борисович очертил подростковый возраст, который совпадает с обучением детей в 6-9 классах от 11 до 15 лет.
Это период перехода от детства к взрослости или как писал * К. Левин «смена групповой принадлежности».
Происходит интенсивное морфологическое и функциональное развитие организма идущее в 2-х направлениях:
- гормональная буря;
- скачек роста.
Гормональная буря – связанна с перестройкой эндокринных желез.
Скачек роста – рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по мужскому или женскому типу.
Эти изменения влекут за собой перестройку психологической сферы:
1. Возникновение «чувства взрослости» (* Личко) – подросток стремится приобщиться к жизни взрослых, прежде всего, перенять внешние стороны жизни. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых.
2. Реакция группировки со сверстниками (* Личко) – подросток стремится войти в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества, общение очень важный компонент.
Ведущая деятельность – общение.
Потребность в самоутверждении настолько сильна, что во имя признания товарищами, подросток готов на многое, поступится своими моральными установками (Фельдштейн). Сильно развита потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет.

Психология семейных отношений

Наука » Психология » Возрастная психология
«СЕМЬЯ – это ячейка (малая соц. группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе родственных связях, т.е. отношение между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими обще хозяйство» (Соловьев)
Брак – это биологический союз двух представителей разного пола.
Эволюция семьи:
Промискуитет ? матриархат ? патриархат ? современная модель семьи.
Типы организации личной жизни:
1. Полигамия – много половых партнеров (полигиния – для женщин и полиандрия – для мужчин).
2. Моногамия – семейные отношения с одним партнером.
3. Целибат – обет безбрачия.
Типы семьи:
1. Патриархат – харно для культур ислама, главенство мужчины, но по типу организации отношений бывает матриархат.
2. Моногамия – варианты: а) расширенная семья (3 поколения) и б) супружеская пара или супружеская пара с детьми.
3. Семья с одним родителем – не полные семьи.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Педагогическая психология (ПП) – как наука изучает психологические закономерности овладения ЗУНами в процессе обучения и воспитания.
Предмет ПП – факты, механизмы и закономерности функционирования и изменения психики в педагогическом процессе.
Объект – человек, процесс формирования личности в обучении и воспитания.
Отечественная ПП изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом, управление процессом усвоения обобщенных способов действий, учебную мотивацию, факторы влияющие на успешность этого процесса.
ПП находиться в неразрывной взаимосвязи с возрастной психологией.
Задачи ПП: основная задача – оптимизация педагогического процесса.
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании учащегося и использование в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального, личностного развития обучающегося формам, методам и воспитывающего воздействия.
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащегося.
5. Изучение психологических овнов деятельности педагога, его индивидуальнопсихологических и профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения.
7. Определение условий, критериев усвоения знаний.
8. Определение психологических основ диагностики уровня усвоения и воспитанности учащегося.

Общие представления о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психодиагностика (ПД) – это область научных исследований и практической работы психолога, связанный с постановкой психологического диагноза.
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:

Основные направления деятельности психолога в социальной сфере.

Наука » Психология » Возрастная психология
В профессиональной работе практическому психологу приходиться занимать определенные позиции в зависимости от характера решаемых задач, временных ограничений и ресурсных возможностей.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.