На рубеже 14-15 веков в наиболее передовых странах Западной Европы создались условия для коренных преобразований. Хотя феодализм продолжал господствовать, он все более видоизменялся. Рост городов и развитие простого товарного производства способствовали сосредоточению в руках городской буржуазии крупных капиталов. Все шире применялся наемный труд и внедрялись товарно-денежные отношения. В недрах разлагающегося феодализма зарождался капиталистический способ производства.
Начали бурно развиваться ремесло и торговля, и это вызвало необходимость поиска новых рынков, приобретения и расширения колоний. Широкое развитие мореплавания в поисках новых земель сделало конец 15 – начало 16 века временем далеких путешествий и Великих географических открытий:
путешествия Христофора Колумба в 1492 г. и Америго Веспуччи в 1499 г. открыли для европейцев Американский континент
Васко да Гама в 1498 г. обогнул Африку и проложил морской путь из Европы в Индию
в 1520 г. экспедиция Фернана Магеллана совершила первое кругосветное путешествие.
Великие географические открытия оказали исключительное влияние на дальнейшее развитие экономики, культуры, науки. Они на практике доказали шарообразность Земли, положили начало мировой торговле, обогатили страны Европы новыми товарами и сельскохозяйственными культурами.
Начали бурно развиваться ремесло и торговля, и это вызвало необходимость поиска новых рынков, приобретения и расширения колоний. Широкое развитие мореплавания в поисках новых земель сделало конец 15 – начало 16 века временем далеких путешествий и Великих географических открытий:
путешествия Христофора Колумба в 1492 г. и Америго Веспуччи в 1499 г. открыли для европейцев Американский континент
Васко да Гама в 1498 г. обогнул Африку и проложил морской путь из Европы в Индию
в 1520 г. экспедиция Фернана Магеллана совершила первое кругосветное путешествие.
Великие географические открытия оказали исключительное влияние на дальнейшее развитие экономики, культуры, науки. Они на практике доказали шарообразность Земли, положили начало мировой торговле, обогатили страны Европы новыми товарами и сельскохозяйственными культурами.
Термин “Новое время” в современной исторической науке отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками с 1640 г. (год начала английской буржуазной революции) по 1918 г. (год окончания первой мировой войны).
17 век историки называют веком гениев и веком научно-технической революции. Он ознаменовался деятельностью блестящих мыслителей, заложивших основы современного естествознания и продвинувших далеко вперед общественные науки, особенно философию. Френсис Бэкон и Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье и другие крупнейшие просветители того времени создали стройные философские системы, основанные на материалистических представлениях, несущие идеи гуманизма и сыгравшие большую роль в борьбе с религиозным фанатизмом и мракобесием. Эти философские теории дали мощный толчок развитию необходимых капиталистическому производству естественнонаучных знаний (в частности, механики, физики, химии).
Таким образом, с конца 16 - начала 17 века естествознание, а вместе с ним и медицина, начали бурно развиваться. Наука стала принимать международный харак тер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях и теориях.
17 век историки называют веком гениев и веком научно-технической революции. Он ознаменовался деятельностью блестящих мыслителей, заложивших основы современного естествознания и продвинувших далеко вперед общественные науки, особенно философию. Френсис Бэкон и Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье и другие крупнейшие просветители того времени создали стройные философские системы, основанные на материалистических представлениях, несущие идеи гуманизма и сыгравшие большую роль в борьбе с религиозным фанатизмом и мракобесием. Эти философские теории дали мощный толчок развитию необходимых капиталистическому производству естественнонаучных знаний (в частности, механики, физики, химии).
Таким образом, с конца 16 - начала 17 века естествознание, а вместе с ним и медицина, начали бурно развиваться. Наука стала принимать международный харак тер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях и теориях.
Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.
Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.
Искусство врачевания под названием “Аюрведа” (что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Ганг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - “Чарвака-самхита” и “Сушрута-самхита”. Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о
600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.
Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.
Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.
Искусство врачевания под названием “Аюрведа” (что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Ганг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - “Чарвака-самхита” и “Сушрута-самхита”. Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о
600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.
Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.
Древнейшее рабовладельческое государство Китай сформировалось в середине 2 тысячелетия до н.э. Эта яркая и самобытная страна подарила миру немало полезных открытий. Среди них – шелк и фарфор, бумага и тушь для письма, компас и порох. Высокого уровня развития в Древнем Китае достигли математика, астрономия и исчисление времени – именно ученые этой удивительной страны составили карту звездного неба и календарь. Тогда же зародилась сначала рисуночная письменность, а затем и иероглифы. Тексты записывались на бамбуковых дощечках, бронзовых сосудах, черепашьих панцирях, позднее - на шелке и бумаге, которая была изобретена в Китае в 1 веке до н.э.
Китайская традиционная медицина также уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ее теоретические положения успешно выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются уже в течение трех тысячелетий. Все это время китайская медицина впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась на основе самобытной китайской философии.
Надо сказать, что знания о строении человеческого тела начали накапливаться в Китае с глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших, что было связано с утверждением в стране конфуцианства в качестве официальной религии. Китайцы, как и другие древние народы, уподобляли человеческий организм миру в миниатюре, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Китайская традиционная медицина также уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ее теоретические положения успешно выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются уже в течение трех тысячелетий. Все это время китайская медицина впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась на основе самобытной китайской философии.
Надо сказать, что знания о строении человеческого тела начали накапливаться в Китае с глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших, что было связано с утверждением в стране конфуцианства в качестве официальной религии. Китайцы, как и другие древние народы, уподобляли человеческий организм миру в миниатюре, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Другим древнейшим очагом цивилизации, сложившимся примерно в одно время с Египтом, были Вавилонское и Ассирийское царства - первые рабовладельческие государства, расположенные в плодородной долине рек Тигра и Ефрата, в т.н. Междуречье или Месопотамии (как ее называли древние греки).
С глубокой древности земли Месопотамии населяли 2 народа - шумеры и их северные соседи - семиты, которых впоследствии стали называть аккадцами (по названию их главного поселения - г. Аккаде).
Территория Шумера составляла не более 15 000 кв. км., а население страны даже в эпоху ее расцвета не превышало 1 млн. человек. Тем не менее шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы, орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку, слагали стихи.
Именно шумеры заложили основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись.
С глубокой древности земли Месопотамии населяли 2 народа - шумеры и их северные соседи - семиты, которых впоследствии стали называть аккадцами (по названию их главного поселения - г. Аккаде).
Территория Шумера составляла не более 15 000 кв. км., а население страны даже в эпоху ее расцвета не превышало 1 млн. человек. Тем не менее шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы, орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку, слагали стихи.
Именно шумеры заложили основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись.
История Древнего Египта насчитывает более трех веков: от конца 4 тысячелетия до н.э., когда в нижнем течении реки Нил возникли первые древнеегипетские города-государства, до 395 года н.э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии.
В истории Древнего Египта выделяют 4 основных эпохи, в течение которых развивалась самобытная древнеегипетская цивилизация:
* Раннее царство (30-28 вв. до н.э.) - создание иероглифов, изготовление папируса
* Древнее царство (28-23 вв. до н.э.) - сооружение пирамид
* Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) - первые древнейшие медицинские папирусы
* Новое царство (16-11 вв. до н.э.) - яркий расцвет древнеегипетской культуры, развитие астрономии, создание календаря, разделение суток на 24 часа, написание большинства медицинских текстов.
Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта.
В истории Древнего Египта выделяют 4 основных эпохи, в течение которых развивалась самобытная древнеегипетская цивилизация:
* Раннее царство (30-28 вв. до н.э.) - создание иероглифов, изготовление папируса
* Древнее царство (28-23 вв. до н.э.) - сооружение пирамид
* Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) - первые древнейшие медицинские папирусы
* Новое царство (16-11 вв. до н.э.) - яркий расцвет древнеегипетской культуры, развитие астрономии, создание календаря, разделение суток на 24 часа, написание большинства медицинских текстов.
Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта.
Переломным моментом в развитии человеческого общества явился переход от пастушеского хозяйства к земледелию и скотоводству, коренным образом изменивший условия жизни, характер производственной деятельности, представления об окружающей среде и духовный мир человека. Это была подлинная революция, в результате которой общество перешло от присваивающего типа хозяйства к производительному. Производительное хозяйство обеспечило производство избыточного продукта и создало условия для возникновения частной собственности и имущественного неравенства. Вследствие этого произошло разложение первобытно-общинных отношений, расслоение общины и появление классов.
Первые крупные центры земледелия и первые рабовладельческие государства возникали в долинах больших рек. Египтяне основали свое хозяйство по среднему и нижнему течению Нила, вавилоняне - по Тигру и Ефрату, индийцы - по Инду и Гангу, китайцы - по Желтой реке.
Возникали различные ремесла. Ремесло отделилось от земледелия, появились ремесленники-профессионалы и профессионалы-врачи. Разделение труда повышало его производительность, и это создавало дальнейшие условия для развития культуры и науки.
Первые крупные центры земледелия и первые рабовладельческие государства возникали в долинах больших рек. Египтяне основали свое хозяйство по среднему и нижнему течению Нила, вавилоняне - по Тигру и Ефрату, индийцы - по Инду и Гангу, китайцы - по Желтой реке.
Возникали различные ремесла. Ремесло отделилось от земледелия, появились ремесленники-профессионалы и профессионалы-врачи. Разделение труда повышало его производительность, и это создавало дальнейшие условия для развития культуры и науки.
В древнеримском государстве (которое существовало в период от 2 века до н.
э. до 2 века н.э.) рабовладельческая формация достигла наивысшего развития.
Понятие “Древний Рим” менялось с течением веков: от Рима – города-государства сначала к Римской республике, а затем к Великой Римской империи, которая в период расцвета как бы захватила в свои объятия Средиземное море и превратила его огромные водные пространства во “Внутреннее море” империи (mare nostrum – наше море).
Римская культура сформировалась под влиянием греческой и восточных культур и вобрала в себя все достижения народов Средиземноморья.
Рим объединил много стран в крупное централизованное государство, в котором медицина получила значительно большие возможности для развития, чем в других рабовладельческих странах.
э. до 2 века н.э.) рабовладельческая формация достигла наивысшего развития.
Понятие “Древний Рим” менялось с течением веков: от Рима – города-государства сначала к Римской республике, а затем к Великой Римской империи, которая в период расцвета как бы захватила в свои объятия Средиземное море и превратила его огромные водные пространства во “Внутреннее море” империи (mare nostrum – наше море).
Римская культура сформировалась под влиянием греческой и восточных культур и вобрала в себя все достижения народов Средиземноморья.
Рим объединил много стран в крупное централизованное государство, в котором медицина получила значительно большие возможности для развития, чем в других рабовладельческих странах.
В середине 1 века до н.э. центр культурной и научной мысли переместился в Александрию - молодой и ранее ничем не проявивший себя в истории город. Произошло это потому, что в результате завоеваний Александра Македонского страны Древнего Востока включились в культурные связи со странами Средиземноморья. Александрия таким образом оказалась на перекрестке важных торговых путей между африканским побережьем Средиземного моря, Южной Европой и странами Востока. Благодаря этому выгодному географическому положению Александрия временно оказалась крупным центром экономики и культуры того времени.
Характерной чертой культуры этого периода был т.н. эллинизм - синтез культуры античной Греции и стран Древнего Востока. Эта черта была присуща и наукам, в том числе и медицине.
Эллинистический период является заключительным внешним этапом развития Древней Греции. Он охватывает три столетия в истории Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Начался этот период с воцарения на престол
Александра Македонского в 336 г. до н.э., а закончился в середине 1 века н.э. созданием Великой Римской Империи. После смерти Александра его огромная держава раскололась на несколько эллинистических государств, которые существовали еще почти 4 столетия. Самым процветающим среди них было царство Птолемеев со столицей Александрией, основанной Александром в 331 г. до н.э. в дельте плодородной реки Нил.
Характерной чертой культуры этого периода был т.н. эллинизм - синтез культуры античной Греции и стран Древнего Востока. Эта черта была присуща и наукам, в том числе и медицине.
Эллинистический период является заключительным внешним этапом развития Древней Греции. Он охватывает три столетия в истории Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Начался этот период с воцарения на престол
Александра Македонского в 336 г. до н.э., а закончился в середине 1 века н.э. созданием Великой Римской Империи. После смерти Александра его огромная держава раскололась на несколько эллинистических государств, которые существовали еще почти 4 столетия. Самым процветающим среди них было царство Птолемеев со столицей Александрией, основанной Александром в 331 г. до н.э. в дельте плодородной реки Нил.
Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна, и в первую очередь Древняя Греция и Рим.
Как рабовладельческое государство Древняя Греция существовала более
3000 лет, вплоть до 5 века н.э.
Различные области знаний у древних греков не были еще разделены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии, поэтому и врачевание долгое время развивалось в том же русле.
Все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы хорошо разбирались в медицине. В сочинениях выдающегося философа древнего мира Демокрита встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии и эмбриологии.
Источниками наших знаний о состоянии медицины в государствах Древней Греции служат археологические находки, сохранившиеся памятники древнегреческого искусства, богатое литературное наследие, оставленное философами, историками и врачами.
Как рабовладельческое государство Древняя Греция существовала более
3000 лет, вплоть до 5 века н.э.
Различные области знаний у древних греков не были еще разделены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии, поэтому и врачевание долгое время развивалось в том же русле.
Все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы хорошо разбирались в медицине. В сочинениях выдающегося философа древнего мира Демокрита встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии и эмбриологии.
Источниками наших знаний о состоянии медицины в государствах Древней Греции служат археологические находки, сохранившиеся памятники древнегреческого искусства, богатое литературное наследие, оставленное философами, историками и врачами.
СТОМАТОЛОГИЯ или ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ - такая же древняя отрасль медицины, как и многие другие.
Первые сведения о зубных болезнях и их лечении относятся к глубокой древности. Удаление зуба было изображено на вазе, найденной в скифских погребениях в 4 веке до н.э.
Недавние исследования американских ученых показали, что наши доисторические предки, жившие на территории Азии, имели довольно четкое представление о стоматологии еще 8000 лет тому назад. В ходе раскопок, проведенных в районе Мерджара (расположенного на территории современного Пакистана), ученые обнаружили зубы, в которых имелись крошечные дырки. Дальнейшее изучение находки при помощи электронного микроскопа показало, что углубления в зубах имеют слишком совершенную форму, чтобы их могли оставить кариозные бактерии. По всей видимости, древние стоматологи пользовались неким подобием «бормашины» с каменным сверлом.
Ученые, обнаружившие древние пломбы, отмечают, что эти углубления ни по форме, ни по качеству не похожи на ритуальные, и, кроме того, зубы не удалены из челюсти. А это означает, что просверленные углубления не предназначались для изготовления украшений, например, ритуальных бус.
Первые сведения о зубных болезнях и их лечении относятся к глубокой древности. Удаление зуба было изображено на вазе, найденной в скифских погребениях в 4 веке до н.э.
Недавние исследования американских ученых показали, что наши доисторические предки, жившие на территории Азии, имели довольно четкое представление о стоматологии еще 8000 лет тому назад. В ходе раскопок, проведенных в районе Мерджара (расположенного на территории современного Пакистана), ученые обнаружили зубы, в которых имелись крошечные дырки. Дальнейшее изучение находки при помощи электронного микроскопа показало, что углубления в зубах имеют слишком совершенную форму, чтобы их могли оставить кариозные бактерии. По всей видимости, древние стоматологи пользовались неким подобием «бормашины» с каменным сверлом.
Ученые, обнаружившие древние пломбы, отмечают, что эти углубления ни по форме, ни по качеству не похожи на ритуальные, и, кроме того, зубы не удалены из челюсти. А это означает, что просверленные углубления не предназначались для изготовления украшений, например, ритуальных бус.
Лечение детских болезней издавна было связано с родовспоможением, врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных заболеваниях. Выдающиеся врачи Древнего мира в своих трудах дали классическое описание оспы, кори и некоторых других заболеваний. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться лишь в конце 15 начале 16 века.
Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Большая заслуга Сиденгама заключалась в том, что он расценивал болезнь как “...усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился к изучению целительных сил самого организма.
В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей принадлежат Н.М.Максимович-Амбодику. Он написал знаменитый труд “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле”, пятая книга которого целиком посвящена детским заболеваниям, уходу и вскармливанию новорожденных.
Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Большая заслуга Сиденгама заключалась в том, что он расценивал болезнь как “...усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился к изучению целительных сил самого организма.
В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей принадлежат Н.М.Максимович-Амбодику. Он написал знаменитый труд “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле”, пятая книга которого целиком посвящена детским заболеваниям, уходу и вскармливанию новорожденных.