МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Наука » Медицина » История медицины
История Древнего Египта насчитывает более трех веков: от конца 4 тысячелетия до н.э., когда в нижнем течении реки Нил возникли первые древнеегипетские города-государства, до 395 года н.э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии.

В истории Древнего Египта выделяют 4 основных эпохи, в течение которых развивалась самобытная древнеегипетская цивилизация:

* Раннее царство (30-28 вв. до н.э.) - создание иероглифов, изготовление папируса

* Древнее царство (28-23 вв. до н.э.) - сооружение пирамид

* Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) - первые древнейшие медицинские папирусы

* Новое царство (16-11 вв. до н.э.) - яркий расцвет древнеегипетской культуры, развитие астрономии, создание календаря, разделение суток на 24 часа, написание большинства медицинских текстов.

Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта.

Особенности религии древних египтян наложили отпечаток и на развитие медицины. Большое место в религиозных представлениях того времени занимал культ животных. В каждой области Египта имелось свое священное животное или

птица (бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун). Предметом особого культа были змеи. Богиня-змея почиталась как защитница от всех врагов и ее изображение помещалось на головном уборе фараона. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах, а убийство такого животного каралось смертной казнью.

Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, считались бог Тот,
богиня Исида и ее супруг, бог загробного мира Осирис.

Бога мудрости Тота изображали в виде человека с головой птицы-ибиса или в образе павиана (оба в Древнем Египте являлись символом мудрости). Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей, она олицетворяла материнство. Лекарства, носившие ее имя, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена, написанных во 2 веке н.э.

Супруг (и брат) Исиды бог загробного мира Осирис изображался в виде ожившей мумии.

Сын Исиды и Осириса Хорус почитался как властелин неба и воздуха и изображался в виде сокола или человека с головой сокола.

Помимо главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания - покровительница врачевателей богиня Сохмет (она почиталась в виде львицы или львиноголовой женщины) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама). Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Существуют различные источники, из которых можно узнать о состоянии медицины в Древнем Египте. К ним относятся:

* памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения,
хирургические инструменты, предметы быта, произведения искусства)

* памятники письменности религиозного содержания

* произведения античных авторов (Гомера, Геродота, Тацита и др.). Следует сказать, что историки древности считали египтян исключительно здоровым народом и отмечали, что благодаря умению сохранять здоровье каждый египтянин выглядел в глазах иноземцев как врач. Известно, что египтяне обладали обширными

для своего времени познаниями в хирургии, внутренних и кожных болезнях,
стоматологии и других областях медицины.

Среди всех источников наибольший интерес представляют древнеегипетские тексты, записанные на стенах пирамид, на гробницах, папирусных свитках, на саркофагах и колоннах храмов. В течение многих столетий содержание этих надписей оставалось неизвестным, и удалось их прочитать только после того, как в
1822 г. французский ученый Жак Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов.

Наиболее обширную и достоверную информацию о врачевании в древности можно почерпнуть из сохранившихся до наших дней медицинских папирусов. Они свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте врачеватели вполне обходились без всякой мистики и четко представляли себе обоснование исхода заболевания.

В настоящее время науке известно 9 папирусных свитков, которые содержат медицинские тексты и являются сборниками описаний различных заболеваний и симптомов болезней, с указанием приемов их распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Самые древние из них относятся к 15-16-17 вв. (т.е. к эпохе Среднего царства), остальные написаны в период Нового царства (12-13 вв.).

Из сохранившихся папирусов одним из самых старых является Кахунский папирус, написанный в 1850 г. до н.э. и посвященный женским болезням.

Внутренним болезням и лекарственному врачеванию посвящен большой медицинский папирус Эберса, относящийся к 16 в до н.э. Он был обнаружен в
1872 г. в Фивах и назван по имени изучавшего его ученого Георга Эберса. Этот папирус склеен из 108 листов папируса, достигает в длину 20,5 метров и называется “Книга приготовления лекарств для всех частей тела”. В нем содержится примерно 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, глистных инвазий и многих других заболеваний. В состав лекарств вводились растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, селитра) и части тела некоторых животных.

Древние египтяне знали многие заболевания и патологические состояния. В папирусе Эберса описано250 заболеванийразличныхоргановичастейтелаи877 способов их лечения. Описания болезней свидетельствуют о хорошо развитой наблюдательности и умении пользоваться различными диагностическими приемами, например, осмотром и ощупыванием. Из текста папируса следует, что древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях и считали критическим 10-й день от начала болезни.

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют о том, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие. Для защиты от палящего солнца египтяне (как женщины, так и мужчины) обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парик, который надевался поверх коротко остриженных волос; парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.

В теоретической части папируса Эберса изложены представления того времени о происхождении болезней, как естественные, основанные на эмпирическом опыте народа, так и сверхъестественные, выражающие бессилие древних египтян перед грозными и непонятными силами природы.

Самым древним дошедшим до нас трактатом по педиатрии является папирус Бругша, написанный примерно в 15 веке до н.э. В нем изложены сведения о болезнях детей и о здоровье матери и ребенка.

Другой медицинский памятник Древнего Египта середины 16 века до н.э. - папирус Смита - самый древний из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела и оперативном лечении. Свое название папирус получил по имени его владельца - американского ученого-египтолога Эдвина Смита. Интересно, что он родился в 1822 г., когда французский ученый Шампольон сообщил о том, что он расшифровал древнеегипетские иероглифы; этот год называют годом рождения науки египтологии.

Увлечение древней историей привело молодого Эдвина Смита сначала в Лондон, затем - в Париж, где он стал первым американским студентом, изучавшим египтологию. Закончив курс обучения, Смит поселился в Египте (в г. Луксоре), где прожил более 20 лет. Луксор являлся уникальным сосредоточением памятников древней культуры, и там, в 1862 г., совершенно случайно Смит купил у уличного торговца за большую сумму папирус, сначала его отдельные фрагменты, , затем - все остальные части.

Несмотря на то, что Смит прекрасно понял содержание текста папируса и высоко оценил его, по непонятным причинам он не предпринял никаких попыток подготовить и опубликовать его перевод. Смит не делал тайны из своей находки и с удовольствием знакомил с папирусом многих египтологов, посещавших в то время город Луксор. Однако какого-либо повышенного интереса у папирусу проявлено не было, и о нем постепенно забыли.

В 1906 г., уже после смерти Э. Смита, его дочь передала папирус
Нью-Йоркскому историческому обществу, и только через 15 лет Совет общества

обратился к известному египтологу Джеймсу Брестеду с просьбой сделать перевод. Сначала Брестед в связи с большой занятостью отказался, но, после беглого ознакомления с текстом папируса, был потрясен его содержанием, сразу же взялся за работу, и в 1930 г. опубликовал превосходный перевод этого древнейшего документа.

Текст трактата расположен на 12 склеенных вместе листах, образующих папирусную ленту длиной около 5 метров и шириной 33 см. Сохранившиеся надписи папируса разделены на 21 колонку, из которых 17 колонок расположены на лицевой стороне папируса, а 4 - на оборотной.

17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне - это набор случайно полученных сведений, в частности, магические заклинания, способы лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

Собственно хирургический трактат состоит из описаний 48 случаев различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание содержит название травмы, описание симптомов, заключения и способов лечения. Название травмы исполнено красными чернилами, а остальной текст - черными.

Каждый из 48 случаев классифицируется по одному из трех вердиктов:

* благоприятный (“эту болезнь я вылечу”)

* неопределенный (“с этой болезнью я буду бороться”)

* неблагоприятный (“эта болезнь неизлечима”)

Такой подход не отмечается ни в каком другом сохранившемся египетском медицинском тексте (пример 1, 2, 3).

Лечение травм в основном осуществлялось путем хирургического вмешательства,
без какой-либо мистики.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Смита, причем впервые в истории человеческой цивилизации понятие “мозг” там именно такое, какое мы вкладываем в это слово сейчас.

Значительными для своего времени были познания древних египтян о строении человеческого тела. В медицинских текстах описаны сердце, головной мозг, печень, почки, кишечник, мышцы и другие органы и ткани.

Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Не исключено, что именно у древних египтян заимствовано сохранившееся

до сих пор в быту представление о связи сердца с чувствами любви и ненависти, с особенностями характера человека (“доброе сердце”, “каменное сердце”, “горячее сердце” и т.п.).

Египтяне имели также представление о движении крови в связи с работой сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела.

Сведения древних египтян о жизнедеятельности организма были основаны на представлении о 4-х основных элементах мира - воде, земле, воздухе и огне. В связи с этим возникли и зачатки гуморального учения о 4-х основных соках - носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Одновременно с этим создалось также учение о пневме. Под пневмой понималось находящееся в воздухе невидимое и невесомое вещество, которое при вдохе поступало в легкие, затем в сердце и далее, вместе с кровью, расходилось по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Этими представлениями определялся и характер лечения, который заключался в том, чтобы удалить “дурную кровь”; для этого больному производилось кровопускание, давались рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства.

Т.о., в древнеегипетской медицине зародились две важнейшие общепатологические концепции - гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись на протяжении более 3 тысячелетий.


В древнеегипетских текстах имеются также сведения о врачебных профессиях, в том числе и о зубоврачевании. Например, встречаются выражения: “он, который имеет дело с зубами”, “он, который заботится о зубах”, “главный зубоврачеватель Великого дома” (то есть фараона). Исследование египетских мумий (в том числе и царских) показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжелыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов. На египетских кладбищах нередко находили больные зубы, почти выпавшие из воспаленных полостей, или кариозные зубы, которые являлись причиной обширных заболеваний челюсти.

Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием “червя, который растет в зубе”. К заболевшему зубу и деснам прикладывали пасты и растворы, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль. О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют также обнаруженные у мумий зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, и челюсти, просверленные при операции. Однако пломбировать зубы древние египтяне, по-видимому, не умели. Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами.



В древних папирусах, наряду с достаточно рациональными приемами диагностики, консервативного и хирургического лечения, встречаются магические формулы, заклинания и обряды, характерные для храмовой медицины. Их выполнение сопровождает каждое действие врачевателя и больного, обеспечивая успех в диагностике и лечении.

Древние папирусы считались в Египте священными. Они хранились и переписывались в медицинских высших школах при крупных храмах (т.н. “Домах жизни”), где, кроме медицины, будущих врачевателей обучали тайнам культов и обрядов, написанию иероглифов. Вместе с тем медицинские знания передавались и по наследству - от отца к сыну.

Наряду с медицинским образованием и медицинской литературой в Древнем Египте существовали и некоторые формы организации медицинской помощи. Известно, что не позднее 3 тысячелетия до н.э. при храмах впервые в истории человечества были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.

Древние египтяне верили в загробную жизнь, считали ее продолжением земной. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка – божественная двойня человека, олицетворяющая собой жизненную силу, - после смерти отделяется от тела и отправляется в странствия по загробному царству. Каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое, готовясь к загробной жизни. Согласно религиозным представлениям, умерший представал перед загробным судом, который возглавлял бог Осирис. В качестве обвинителя выступал бог мудрости Тот. И, если на суде Осириса будет установлено, что тело умершего не отягощено грехами, а сердце покойного, взвешенное на весах, будет легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему откроется доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий древности. Считалось, что достичь вечного блаженства можно только при условии, если тело будет сохранено в целости, поэтому родственники стремились сохранить тело покойного от разрушения - отсюда обычай бальзамировать трупы. Возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не все, большинство египтян в те времена хоронили в ямах, песке, даже без гроба. Завернутые в циновки тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменения - песок высушивал их и предохранял от дальнейшего разрушения.

Процедура бальзамирования занимала 70 дней и она подробно описана в античной литературе. Занимались этим специальные люди, которых называли “тарихевтами”. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной

системы анатомических представлений. К сожалению, их секрет бальзамирования навеки утерян, однако мумии, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней.

Египетская цивилизация оказала огромное влияние на развитие культуры и медицины не только народов Востока, но также Европы, Азии и Африки. Египетские врачеватели пользовались в древнем мире всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.