Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна, и в первую очередь Древняя Греция и Рим.
Как рабовладельческое государство Древняя Греция существовала более
3000 лет, вплоть до 5 века н.э.
Различные области знаний у древних греков не были еще разделены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии, поэтому и врачевание долгое время развивалось в том же русле.
Все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы хорошо разбирались в медицине. В сочинениях выдающегося философа древнего мира Демокрита встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии и эмбриологии.
Источниками наших знаний о состоянии медицины в государствах Древней Греции служат археологические находки, сохранившиеся памятники древнегреческого искусства, богатое литературное наследие, оставленное философами, историками и врачами.
Что же представляет собой медицина античной Греции ?
Первые сведения о ней относятся к 12 веку до н.э., когда медицина древних греков выделилась, наконец, в самостоятельную профессию, появились врачи-профессионалы и “семейные” врачебные школы. Об этом периоде имеется мало сведений, но некоторые черты медицины того времени отражены в поэме Гомера “Илиада”. В “Илиаде” Гомер описывает осаду греками города Трои в начале 12 века до н.э. В троянской войне участвовала целая семья вра
чей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время “семейную” врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был царь Фессалии Асклепий. Этот реально существовавший легендарный врач времен троянской войны стал прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в Древней Греции к 7 веку до н.э. Учениками были два его сына Махаон и Подалирий, герои-военачальники и тоже искусные древнегреческие врачеватели (“славные оба врачи, Асклепия мудрые дети…” – пишет о них Гомер в “Илиаде”)
В греческой мифологии Асклепий сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитаклся также, как врачеватель богов и бог врачевателей. Матерью его была нимфа Коронида, дочь огненного титана Флегия. Коронида была смертной и потому вынуждена была скрывать свою беременность. Однако об этом узнала сестра-близнец Аполлона, защитница женского целомудрия Артемида и Коронида стала жертвой ее гнева. Артемида бросила ее в костер, но Аполлон успел быстро рассечь Корониде брюшную стенку и извлечь из чрева умирающей матери младенца Асклепия. Этот миф позволяет предположить, что греки, как и другие народы, еще в глубокой древности знали об операции кесарева сечения.
Согласно преданию, детство и юность Асклепия прошли в лесистых горах Пелиона, воспетого во многих греческих сказаниях. Этот край славился прекрасным воздухом, богатыми минеральными источниками, обилием целительных трав.
Искусству врачевания юный Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына.
Хирон, хорошо знавший целебные свойства трав и различных природных факторов, одновременно владел и приемами рационального воспитания. Он заботился о всестороннем развитии своего воспитанника: Асклепий не только перенял знания учителя, но был физически крепок и силен, увлекался охотой и музыкой. Т.о., еще только обучаясь врачеванию, Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, а мудрый кентавр научил его использовать эти средства для лечения болезней.
Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших. Этим прогневил он властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса, т.к. нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия.
По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос. Этот остров впоследствии вошел в историю медицины как один из крупнейших центров медицинских знаний в древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос примерно в 460 г. до н.э.
Врачебную семью Асклепия дополняли две его дочери, имена которых тоже вошли в историю медицины. Одну звали Гигиея, что значит “здоровье”. Она прославилась разумными профилактическими советами и считалась богиней здоровья; от ее имени произошло слово гигиена. Богиня здоровья изображалась красивой юной девой в тунике и с диадемой, в руке она держит чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало одной из самых известных эмблем медицины.
Другую дочь звали Панацея (что означает “всеисцеляющая”). По преданию она умела лечить от всех болезней и считалась богиней лекарственной терапии; позже ее имя стало нарицательным и панацеей стали называть ненаучный прием, когда какому-нибудь средству приписывается лечебное действие “от всех болезней”.
Древние греки почитали сына Аполлона как бога-целителя, изображался он в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей. Культ Асклепия сложился в 7 веке до н.э. и был очень популярен. Несколько позже (к 4 веку до н.э.) в честь Асклепия были воздвигнуты величественные святилища, которые являлись центрами храмовой медицины и в которых первоначально проводилось обучение врачебному искусству.
Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральное сооружение – храм Асклепия – был украшен колоннами и статуями богов, памятниками в честь знаменитых врачей и стелами, на которых были высечены тексты о случаях удачного излечения. Внутри храма находилась громадная скульптура Асклепия из золота и слоновой кости, изображавшая его сидящим на троне в окружении священных животных – золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа от него. На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты и Аполлона, большой жертвенник для приношений, баня, библиотека, стадион и три бассейна, которые сообщались с целебным источником.
Минеральный источник, обладающий лечебным действием, так же как и исцеляющая кипарисовая роща, были обязательными ориентирами при выборе в Древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому он считался священным.
При храмах Асклепия имелись т.н. “асклепейоны” помещения для лечения больных. Их на территории Греции насчитывалось более 300. При раскопках асклепейонов были обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, щипцы, зонды, иглы. Обнаружены также слепки больных органов, которые пациенты приносили как благодарственную жертву за излечение. Слепки были изготовлены из глины, мрамора, а иногда и из драгоценных металлов, в этом случае они приносились в храм в качестве платы за услуги врачевателя. Это были мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши. По этим слепкам можно составить представление о болезнях, по поводу которых пациенты обращались к врачам, а также об уровне анатомических знаний у древних греков.
В асклепейонах врачи древнегреческие врачи выступали перед суеверными больными, показывая им Асклепия наяву и в навеваемых сновидениях в образе человека в сопровождении живой змеи, поднимающейся вверх и покорно обвивающейся вокруг посоха своего повелителя. Эту змею называли “асклепиевым ужом”, она олицетворяла божественную силу Асклепия и являлась символом обновления жизни, бессмертия, знания тайн вечной молодости и исцеления.
Одного лишь не дозволялось в святилище – там нельзя было умереть. Священный ритуал в асклепейонах исключал все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший сначала мылся в водах “священного” источника, затем приносил жертву богам и только после этого допускался внутрь асклепейона к врачевателям.
Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были приемы народной медицины, лекарственное врачевание, водолечение, массаж, гимнастические упражнения.
Таким образом, святилища Асклепия в Древней Элладе не были больницами в нашем понимании. По меткому замечанию профессора В. П. Карпова, они носили «лечебно-санаторный» характер.
Часто в храмах использовался ритуал, который являлся кульминацией священного врачевания. Проводился он в длинных крытых галереях, которые располагались вдоль стены храма и куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние экстаза или гипноза, которое достигалось применением наркотиков и методов психологического воздействия.
Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи. Он пользовался широкой популярностью, привлекал множество пациентов и приносил асклепейонам колоссальные доходы. После ужасной эпидемии чумы, которая разразилась в 430 г. до н.э. и перед которой оказалась бессильной традиционная медицина, внимание к религии и магии усилилось. Священная змея из асклепейона в Эпидавре была торжественно перенесена в Афины, где на склонах Акрополя был заложен новый асклепейон, и культ Асклепия засиял с новой силой.
Одним из методов психологического воздействия, которые использовались в древнегреческой храмовой медицине, было толкование снов. Все мифические врачеватели древности обладали властью над сном, прорицая и исцеляя во время сна. Такой властью обладал и Асклепий. Олицетворением этой власти является Телесфор мальчик в плаще с капюшоном, который сопутствует Асклепию во многих его древнегреческих изображениях. У древних греков Телесфор считался гением укрепляющего сна в период восстановительного лечения. Считалось, что он необходим Асклепию для того, чтобы вызвать благотворный сон, так нужный больным в процессе выздоровления.
Т.о., в окружении Асклепия каждый из персонажей олицетворял определенный способ врачевания:
* Эпиона (жена Асклепия) слагала целительные, утоляющие страдания напевы
* Панацея искусство лечения лекарственными средствами, в основном,
растительного происхождения
* Гигиея умение использовать для лечения и укрепления здоровья природные факторы
* Подалирий искусство “знать невидимое и лечить неизлечимое” (внутренние болезни)
* Махаон “лечение ножом” (хирургия)
* Телесфор лечение сном и успокоительными средствами.
Таким образом, появление культа Асклепия первого в истории человечества бога врачевания является знаменательным и поворотным событием в развитии медицины. С одной стороны, это свидетельствует о росте авторитета врачевателей, с другой о признании врачевания самостоятельной сферой дея
тельности. Асклепий первым как бы объединил воедино различные направления медицины, которые до него развивались эмпирическим путем.
По сравнению с древней медициной в других странах греческая медицина в относительно меньшей степени находилась под влиянием религии. Хотя жрецы и присвоили себе функции врачей, тем не менее жреческая каста не приобрела господствующего влияния и, наряду с храмовой медициной, продолжала существовать медицина светская. Более того, в Древней Греции не было резкого разделения между светской и храмовой медициной, и в наиболее сложных случаях заболеваний в асклепийоны в качестве “консультантов” приглашались светские врачеватели. Наиболее знаменитым из них на территории асклепейонов были даже воздвигнуты памятники. В остальном храмовая древнегреческая медицина была такой же, как и в других странах Древнего Востока.
Профессиональная медицина Древней Греции характеризуется прежде всего появлением первых в истории медицины лечебниц и первых при них медицинских школ. Лечебницы на дому, которые открывали практикующие врачи-профессионалы, назывались “ятрейя”. При некоторых лечебницах создавались семейные медицинские школы, и появилось новое звание – “ятролипт” (преподаватель медицины). Врачевание в Древней Греции долгое время оставалось семейной профессией и передавалось от отца к сыну; а секреты этого искусства в строжайшей тайне сохранялись внутри семьи или рода.
Врачи, вышедшие из семейных школ, не имели отношения к храмовой медицине. Они практиковали в городах, служили лейб-медиками при дворах. Во время войн врачи оказывали помощь раненым, совмещая врачебные обязанности с непосредственным участием в военных действиях. Существовали в то время странствующие врачи-ремесленники, которые назывались периодевтами. Они посещали населенные пункты и оказывали жителям необходимую медицинскую помощь, в т.ч. и хирургическую.
Впоследствии рамки семейных школ расширились: в них стали принимать одаренных учеников из других семей и даже из других городов. Таким образом, уже в 6 веке до н.э. сложились и процветали передовые врачебные школы Древней Греции, хранившие и развивавшие традиции своих основателей.
Из ранних школ наиболее известны родосская (на о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (в г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились.
Позднее появились другие школы, составившие славу древнегреческой медицины. Среди них наиболее известны книдская, сицилийская, кротонская и косская школы.
КРОТОНСКАЯ врачебная школа находилась в городе Кротоне на юге современной Италии. Она достигла своего расцвета уже в 6 веке до н.э. Основные достижения этой школы формулируются в следующих тезисах:
организм есть единство противоположностей
здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п.); господство же одной из них есть причина болезни
противоположное излечивается противоположным (“contraria contrariis curantur” тезис, который часто ошибочно приписывают Гиппократу.
Во главе кротонской врачебной школы стоял известный древнегреческий философ и врач Алкмеон. Он знаменит тем, что первым среди греков дерзнул приступить к вскрытиям тел животных и внес тем самым большой вклад в развитие анатомии он описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный впоследствии евстахиевой трубой); он рассуждал также о головном мозге как органе познания и о причинах некоторых болезней.
КНИДСКАЯ врачебная школа располагалась в городе Книд на западном побережье современной Турции. Она стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о 4-х телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь). Здоровье понималось как результат их благоприятного смешения, и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Именно в книдской школе на основе этого учения возникла гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до 19 века, т.е. в течение двух тысячелетий.
Продолжая традиции египетских и вавилонских врачевателей, представители книдской школы развивали учение о признаках (симптомах) болезней.
Выдающимся представителем этой школы был известный врач Эврифон (5
век до н.э.).
СИЦИЛИЙСКАЯ врачебная школа была создана позднее, в 5 веке до н.э., на острове Сицилия. Основал ее Эмпедокл, который был философом, политиком, поэтом и жрецом; ему же приписывают спасение одного из древнегреческих городов от эпидемии заразного заболевания, в ознаменование чего была отлита монета.
Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания, а четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Но самой известной в Древней Греции была КОССКАЯ медицинская школа, которая располагалась на острове Кос в восточной части Эгейского моря). Первые достоверные сведения о ней относятся к 584 г. до н.э. По преданию, в то время на острове Кос свирепствовала эпидемия очень тяжелого заразного заболевания и жрецы Дельфийского храма попросили о помощи врачевателя Неброса и его сына Хрисоса, тоже врача. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и сумели остановить эпидемию.
Последователи косской школы внесли большой вклад в развитие медицины.
Они:
* рассматривали человека, его здоровье и болезнь в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы
* разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине)
* развивали основы врачебной этики.
активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, характеризующих четыре различных типа характера; каждый из них связывался с преобладанием в организме одного из 4-х телесных соков: крови (сангвинический тип), слизи (флегматический тип), желтой желчи (холерический тип), черной желчи (меланхолический тип).
Косскую школу прославили многие врачеватели, однако ее наивысший расцвет связан с именем Гиппократа Второго Великого, который вошел в историю как ГИППОКРАТ. Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Греции. Через несколько лет после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на острове, на том месте, где при Гиппократе располагалось скромное святилище и врачебная школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон, в котором работали потом многие поколения врачевателей.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны через несколько столетий после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа и потому их повествования носят оттенок той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.
Достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Достоверно известно, что он родился на о. Кос примерно в 460 г. до н.э. По отцу, которого звали Гераклид, он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия – Подалирия. В роду Асклепия было 7 Гиппократов, и Гиппократ Великий был вторым.
Весь род Гиппократа на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой врачебный опыт другому, создавая таким образом семейную врачебную школу. В этой школе получил медицинское образование и Гиппократ. Сначала он учился у своего отца, затем много путешествовал, знакомился с медициной стран Древнего Востока, посетил северное побережье Черного моря, где в то время обитали скифы. Скифские лекари с давних времен пользовались хорошей репутацией у греков, и их медицинские знания и методы лечения оказали на Гиппократа большое влияние. Слава о нем распространилась во многих государствах и его учение сыграло большую роль в дальнейшем развитии медицины.
О жене Гиппократа неизвестно ничего, но он оставил двух сыновей (Фессала и Дракона), которые тоже были знаменитыми врачами.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Фессалии, где и умер, по одним источникам, на 83-м, а по другим – на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и показывали ее путешественникам.
Гиппократ не был “отцом медицины”, которая в течение тысячелетий существовала до него (хотя иногда его так называли), но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, которая олицетворяла лучшие достижения древнегреческой медицины.
Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени, врачи не подписывали своих сочинений, и все они впоследствии оказались анонимными. Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, в который вошли 72 медицинских текста, увидел свет много лет спустя после смерти Гиппократа (в 3 веке до н.э.). Хотя он был и назван в его честь, различный стиль текстов и даже явное противоречие между отдельными сочинениями позволяют считать, что “Гиппократов сборник” составлен из произведений многих авторов, принадлежавших к различным врачебным школам Древней Греции. Тем не менее известно, что наиболее выдающиеся произведения (“Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах и местностях”, “О переломах” и т.п.) принадлежат Гиппократу и отражают традиции косской врачебной школы, которая воспитала его и славу которой он приумножил своим искусством.
“Гиппократов сборник” по праву считается энциклопедией древнегреческой медицины. Он вобрал в себя передовые для того времени взгляды и достижения в области терапии, травматологии, хирургии, врачебной этики. В нем перечислено 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. В этом сборнике отражены также принципы лечения, которыми руководствовался сам Гиппократ и его последователи, а именно: прежде всего не вредить, знать драгоценное чувство меры и лечить сообразно с законами природы, т.е. учитывая природу самого больного, условия его жизни и влияние окружающей среды.
Изучение образа жизни различных народов позволило Гиппократу развить учение о 4-х основных темпераментах у людей. Он считал, что особенности каждого типа поведения обусловливают предрасположение к различным заболеваниям и требуют от врача различных подходов в лечении. За это великий русский физиолог И.П. Павлов назвал Гиппократа “гениальным наблюдателем человеческих существ”.
Что касается строения человеческого тела, то древние греки специальных знаний по анатомии не имели, так как не вскрывали трупов умерших. Их представления о внутренних органах носили чисто эмпирический характер, вот почему хирургия древних индусов в то время во многом превосходила хирургию древних греков.
Однако и они добились значительных успехов в некоторых областях хирургии. Имеются сведения о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы. Описана т.н. “скамья Гиппократа” специальный станок, применявшийся им для вытяжения, вправления вывихов и других ортопедических процедур. В историю медицины вошла также “шапочка Гиппократа” сложная повязка для головы, которая до сих пор применяется в хирургии.
Описание умирающего больного, которое Гиппократ дает в своем трактате “Прогностика”, также вошло в историю: “...Ногти черные и пальцы рук и ног холодные… губы синие и отвислые, вывороченные и холодные… нос острый, глаза впалые, виски вдавленные…уши холодные, прозрачные и сжатые… мочки ушей отвороченные…кожа на лбу твердая, натянутая и сухая…цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый…густой туман в глазах…”. Это описание известно в медицине как “маска Гиппократа”, оно стало классическим и есть во всех учебниках.
Кроме медицинских текстов о лечении различных заболеваний, “Гиппократов сборник” содержит также 5 сочинений, посвященных врачебной этике и правилам поведения врача в Древней Элладе; среди них – всем известная “Клятва Гиппократа”. Все вместе эти сочинения дают четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях, которые предъявлялись к нему, а именно: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больными, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости. Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал клятву, которой нерушимо следовал в течение всей жизни и которая обеспечивала ему доверие общества. Заканчивалась она такими словами:
“…Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.
Когда впервые была составлена “Клятва”, неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В 3 веке до н.э. “Клятва” вошла в “Гиппократов сборник”, после чего ее стали называть именем Гиппократа.
Сегодня в каждой стране существует своя “Клятва” (или “Присяга”) врача. Заканчивая обучение, молодые врачи в торжественной обстановке, перед лицом своих учителей и товарищей, присягают на верность избранной профессии, и в основу этой присяги положена бессмертная “Клятва” древнегреческих врачей.
Таким образом, ни в одной стране древнего мира медицина не достигала такого высокого развития, как в Древней Греции.
Историческая роль Древней Греции в области медицины сказалась и на современной медицинской терминологии: хирургия (дословно “рукодействие”), педиатрия (лечение детей), психиатрия (лечение души), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), неврология, терапия, пневмония, плеврит, нефрит, геморрагия, эпилепсия и множество других – это древнегреческие термины, которыми продолжает пользоваться современная медицина.
Как рабовладельческое государство Древняя Греция существовала более
3000 лет, вплоть до 5 века н.э.
Различные области знаний у древних греков не были еще разделены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии, поэтому и врачевание долгое время развивалось в том же русле.
Все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы хорошо разбирались в медицине. В сочинениях выдающегося философа древнего мира Демокрита встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии и эмбриологии.
Источниками наших знаний о состоянии медицины в государствах Древней Греции служат археологические находки, сохранившиеся памятники древнегреческого искусства, богатое литературное наследие, оставленное философами, историками и врачами.
Что же представляет собой медицина античной Греции ?
Первые сведения о ней относятся к 12 веку до н.э., когда медицина древних греков выделилась, наконец, в самостоятельную профессию, появились врачи-профессионалы и “семейные” врачебные школы. Об этом периоде имеется мало сведений, но некоторые черты медицины того времени отражены в поэме Гомера “Илиада”. В “Илиаде” Гомер описывает осаду греками города Трои в начале 12 века до н.э. В троянской войне участвовала целая семья вра
чей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время “семейную” врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был царь Фессалии Асклепий. Этот реально существовавший легендарный врач времен троянской войны стал прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в Древней Греции к 7 веку до н.э. Учениками были два его сына Махаон и Подалирий, герои-военачальники и тоже искусные древнегреческие врачеватели (“славные оба врачи, Асклепия мудрые дети…” – пишет о них Гомер в “Илиаде”)
В греческой мифологии Асклепий сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитаклся также, как врачеватель богов и бог врачевателей. Матерью его была нимфа Коронида, дочь огненного титана Флегия. Коронида была смертной и потому вынуждена была скрывать свою беременность. Однако об этом узнала сестра-близнец Аполлона, защитница женского целомудрия Артемида и Коронида стала жертвой ее гнева. Артемида бросила ее в костер, но Аполлон успел быстро рассечь Корониде брюшную стенку и извлечь из чрева умирающей матери младенца Асклепия. Этот миф позволяет предположить, что греки, как и другие народы, еще в глубокой древности знали об операции кесарева сечения.
Согласно преданию, детство и юность Асклепия прошли в лесистых горах Пелиона, воспетого во многих греческих сказаниях. Этот край славился прекрасным воздухом, богатыми минеральными источниками, обилием целительных трав.
Искусству врачевания юный Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына.
Хирон, хорошо знавший целебные свойства трав и различных природных факторов, одновременно владел и приемами рационального воспитания. Он заботился о всестороннем развитии своего воспитанника: Асклепий не только перенял знания учителя, но был физически крепок и силен, увлекался охотой и музыкой. Т.о., еще только обучаясь врачеванию, Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, а мудрый кентавр научил его использовать эти средства для лечения болезней.
Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших. Этим прогневил он властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса, т.к. нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия.
По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос. Этот остров впоследствии вошел в историю медицины как один из крупнейших центров медицинских знаний в древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос примерно в 460 г. до н.э.
Врачебную семью Асклепия дополняли две его дочери, имена которых тоже вошли в историю медицины. Одну звали Гигиея, что значит “здоровье”. Она прославилась разумными профилактическими советами и считалась богиней здоровья; от ее имени произошло слово гигиена. Богиня здоровья изображалась красивой юной девой в тунике и с диадемой, в руке она держит чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало одной из самых известных эмблем медицины.
Другую дочь звали Панацея (что означает “всеисцеляющая”). По преданию она умела лечить от всех болезней и считалась богиней лекарственной терапии; позже ее имя стало нарицательным и панацеей стали называть ненаучный прием, когда какому-нибудь средству приписывается лечебное действие “от всех болезней”.
Древние греки почитали сына Аполлона как бога-целителя, изображался он в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей. Культ Асклепия сложился в 7 веке до н.э. и был очень популярен. Несколько позже (к 4 веку до н.э.) в честь Асклепия были воздвигнуты величественные святилища, которые являлись центрами храмовой медицины и в которых первоначально проводилось обучение врачебному искусству.
Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральное сооружение – храм Асклепия – был украшен колоннами и статуями богов, памятниками в честь знаменитых врачей и стелами, на которых были высечены тексты о случаях удачного излечения. Внутри храма находилась громадная скульптура Асклепия из золота и слоновой кости, изображавшая его сидящим на троне в окружении священных животных – золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа от него. На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты и Аполлона, большой жертвенник для приношений, баня, библиотека, стадион и три бассейна, которые сообщались с целебным источником.
Минеральный источник, обладающий лечебным действием, так же как и исцеляющая кипарисовая роща, были обязательными ориентирами при выборе в Древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому он считался священным.
При храмах Асклепия имелись т.н. “асклепейоны” помещения для лечения больных. Их на территории Греции насчитывалось более 300. При раскопках асклепейонов были обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, щипцы, зонды, иглы. Обнаружены также слепки больных органов, которые пациенты приносили как благодарственную жертву за излечение. Слепки были изготовлены из глины, мрамора, а иногда и из драгоценных металлов, в этом случае они приносились в храм в качестве платы за услуги врачевателя. Это были мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши. По этим слепкам можно составить представление о болезнях, по поводу которых пациенты обращались к врачам, а также об уровне анатомических знаний у древних греков.
В асклепейонах врачи древнегреческие врачи выступали перед суеверными больными, показывая им Асклепия наяву и в навеваемых сновидениях в образе человека в сопровождении живой змеи, поднимающейся вверх и покорно обвивающейся вокруг посоха своего повелителя. Эту змею называли “асклепиевым ужом”, она олицетворяла божественную силу Асклепия и являлась символом обновления жизни, бессмертия, знания тайн вечной молодости и исцеления.
Одного лишь не дозволялось в святилище – там нельзя было умереть. Священный ритуал в асклепейонах исключал все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший сначала мылся в водах “священного” источника, затем приносил жертву богам и только после этого допускался внутрь асклепейона к врачевателям.
Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были приемы народной медицины, лекарственное врачевание, водолечение, массаж, гимнастические упражнения.
Таким образом, святилища Асклепия в Древней Элладе не были больницами в нашем понимании. По меткому замечанию профессора В. П. Карпова, они носили «лечебно-санаторный» характер.
Часто в храмах использовался ритуал, который являлся кульминацией священного врачевания. Проводился он в длинных крытых галереях, которые располагались вдоль стены храма и куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние экстаза или гипноза, которое достигалось применением наркотиков и методов психологического воздействия.
Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи. Он пользовался широкой популярностью, привлекал множество пациентов и приносил асклепейонам колоссальные доходы. После ужасной эпидемии чумы, которая разразилась в 430 г. до н.э. и перед которой оказалась бессильной традиционная медицина, внимание к религии и магии усилилось. Священная змея из асклепейона в Эпидавре была торжественно перенесена в Афины, где на склонах Акрополя был заложен новый асклепейон, и культ Асклепия засиял с новой силой.
Одним из методов психологического воздействия, которые использовались в древнегреческой храмовой медицине, было толкование снов. Все мифические врачеватели древности обладали властью над сном, прорицая и исцеляя во время сна. Такой властью обладал и Асклепий. Олицетворением этой власти является Телесфор мальчик в плаще с капюшоном, который сопутствует Асклепию во многих его древнегреческих изображениях. У древних греков Телесфор считался гением укрепляющего сна в период восстановительного лечения. Считалось, что он необходим Асклепию для того, чтобы вызвать благотворный сон, так нужный больным в процессе выздоровления.
Т.о., в окружении Асклепия каждый из персонажей олицетворял определенный способ врачевания:
* Эпиона (жена Асклепия) слагала целительные, утоляющие страдания напевы
* Панацея искусство лечения лекарственными средствами, в основном,
растительного происхождения
* Гигиея умение использовать для лечения и укрепления здоровья природные факторы
* Подалирий искусство “знать невидимое и лечить неизлечимое” (внутренние болезни)
* Махаон “лечение ножом” (хирургия)
* Телесфор лечение сном и успокоительными средствами.
Таким образом, появление культа Асклепия первого в истории человечества бога врачевания является знаменательным и поворотным событием в развитии медицины. С одной стороны, это свидетельствует о росте авторитета врачевателей, с другой о признании врачевания самостоятельной сферой дея
тельности. Асклепий первым как бы объединил воедино различные направления медицины, которые до него развивались эмпирическим путем.
По сравнению с древней медициной в других странах греческая медицина в относительно меньшей степени находилась под влиянием религии. Хотя жрецы и присвоили себе функции врачей, тем не менее жреческая каста не приобрела господствующего влияния и, наряду с храмовой медициной, продолжала существовать медицина светская. Более того, в Древней Греции не было резкого разделения между светской и храмовой медициной, и в наиболее сложных случаях заболеваний в асклепийоны в качестве “консультантов” приглашались светские врачеватели. Наиболее знаменитым из них на территории асклепейонов были даже воздвигнуты памятники. В остальном храмовая древнегреческая медицина была такой же, как и в других странах Древнего Востока.
Профессиональная медицина Древней Греции характеризуется прежде всего появлением первых в истории медицины лечебниц и первых при них медицинских школ. Лечебницы на дому, которые открывали практикующие врачи-профессионалы, назывались “ятрейя”. При некоторых лечебницах создавались семейные медицинские школы, и появилось новое звание – “ятролипт” (преподаватель медицины). Врачевание в Древней Греции долгое время оставалось семейной профессией и передавалось от отца к сыну; а секреты этого искусства в строжайшей тайне сохранялись внутри семьи или рода.
Врачи, вышедшие из семейных школ, не имели отношения к храмовой медицине. Они практиковали в городах, служили лейб-медиками при дворах. Во время войн врачи оказывали помощь раненым, совмещая врачебные обязанности с непосредственным участием в военных действиях. Существовали в то время странствующие врачи-ремесленники, которые назывались периодевтами. Они посещали населенные пункты и оказывали жителям необходимую медицинскую помощь, в т.ч. и хирургическую.
Впоследствии рамки семейных школ расширились: в них стали принимать одаренных учеников из других семей и даже из других городов. Таким образом, уже в 6 веке до н.э. сложились и процветали передовые врачебные школы Древней Греции, хранившие и развивавшие традиции своих основателей.
Из ранних школ наиболее известны родосская (на о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (в г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились.
Позднее появились другие школы, составившие славу древнегреческой медицины. Среди них наиболее известны книдская, сицилийская, кротонская и косская школы.
КРОТОНСКАЯ врачебная школа находилась в городе Кротоне на юге современной Италии. Она достигла своего расцвета уже в 6 веке до н.э. Основные достижения этой школы формулируются в следующих тезисах:
организм есть единство противоположностей
здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п.); господство же одной из них есть причина болезни
противоположное излечивается противоположным (“contraria contrariis curantur” тезис, который часто ошибочно приписывают Гиппократу.
Во главе кротонской врачебной школы стоял известный древнегреческий философ и врач Алкмеон. Он знаменит тем, что первым среди греков дерзнул приступить к вскрытиям тел животных и внес тем самым большой вклад в развитие анатомии он описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный впоследствии евстахиевой трубой); он рассуждал также о головном мозге как органе познания и о причинах некоторых болезней.
КНИДСКАЯ врачебная школа располагалась в городе Книд на западном побережье современной Турции. Она стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о 4-х телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь). Здоровье понималось как результат их благоприятного смешения, и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Именно в книдской школе на основе этого учения возникла гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до 19 века, т.е. в течение двух тысячелетий.
Продолжая традиции египетских и вавилонских врачевателей, представители книдской школы развивали учение о признаках (симптомах) болезней.
Выдающимся представителем этой школы был известный врач Эврифон (5
век до н.э.).
СИЦИЛИЙСКАЯ врачебная школа была создана позднее, в 5 веке до н.э., на острове Сицилия. Основал ее Эмпедокл, который был философом, политиком, поэтом и жрецом; ему же приписывают спасение одного из древнегреческих городов от эпидемии заразного заболевания, в ознаменование чего была отлита монета.
Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания, а четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Но самой известной в Древней Греции была КОССКАЯ медицинская школа, которая располагалась на острове Кос в восточной части Эгейского моря). Первые достоверные сведения о ней относятся к 584 г. до н.э. По преданию, в то время на острове Кос свирепствовала эпидемия очень тяжелого заразного заболевания и жрецы Дельфийского храма попросили о помощи врачевателя Неброса и его сына Хрисоса, тоже врача. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и сумели остановить эпидемию.
Последователи косской школы внесли большой вклад в развитие медицины.
Они:
* рассматривали человека, его здоровье и болезнь в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы
* разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине)
* развивали основы врачебной этики.
активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, характеризующих четыре различных типа характера; каждый из них связывался с преобладанием в организме одного из 4-х телесных соков: крови (сангвинический тип), слизи (флегматический тип), желтой желчи (холерический тип), черной желчи (меланхолический тип).
Косскую школу прославили многие врачеватели, однако ее наивысший расцвет связан с именем Гиппократа Второго Великого, который вошел в историю как ГИППОКРАТ. Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Греции. Через несколько лет после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на острове, на том месте, где при Гиппократе располагалось скромное святилище и врачебная школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон, в котором работали потом многие поколения врачевателей.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны через несколько столетий после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа и потому их повествования носят оттенок той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.
Достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Достоверно известно, что он родился на о. Кос примерно в 460 г. до н.э. По отцу, которого звали Гераклид, он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия – Подалирия. В роду Асклепия было 7 Гиппократов, и Гиппократ Великий был вторым.
Весь род Гиппократа на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой врачебный опыт другому, создавая таким образом семейную врачебную школу. В этой школе получил медицинское образование и Гиппократ. Сначала он учился у своего отца, затем много путешествовал, знакомился с медициной стран Древнего Востока, посетил северное побережье Черного моря, где в то время обитали скифы. Скифские лекари с давних времен пользовались хорошей репутацией у греков, и их медицинские знания и методы лечения оказали на Гиппократа большое влияние. Слава о нем распространилась во многих государствах и его учение сыграло большую роль в дальнейшем развитии медицины.
О жене Гиппократа неизвестно ничего, но он оставил двух сыновей (Фессала и Дракона), которые тоже были знаменитыми врачами.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Фессалии, где и умер, по одним источникам, на 83-м, а по другим – на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и показывали ее путешественникам.
Гиппократ не был “отцом медицины”, которая в течение тысячелетий существовала до него (хотя иногда его так называли), но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, которая олицетворяла лучшие достижения древнегреческой медицины.
Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени, врачи не подписывали своих сочинений, и все они впоследствии оказались анонимными. Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, в который вошли 72 медицинских текста, увидел свет много лет спустя после смерти Гиппократа (в 3 веке до н.э.). Хотя он был и назван в его честь, различный стиль текстов и даже явное противоречие между отдельными сочинениями позволяют считать, что “Гиппократов сборник” составлен из произведений многих авторов, принадлежавших к различным врачебным школам Древней Греции. Тем не менее известно, что наиболее выдающиеся произведения (“Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах и местностях”, “О переломах” и т.п.) принадлежат Гиппократу и отражают традиции косской врачебной школы, которая воспитала его и славу которой он приумножил своим искусством.
“Гиппократов сборник” по праву считается энциклопедией древнегреческой медицины. Он вобрал в себя передовые для того времени взгляды и достижения в области терапии, травматологии, хирургии, врачебной этики. В нем перечислено 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. В этом сборнике отражены также принципы лечения, которыми руководствовался сам Гиппократ и его последователи, а именно: прежде всего не вредить, знать драгоценное чувство меры и лечить сообразно с законами природы, т.е. учитывая природу самого больного, условия его жизни и влияние окружающей среды.
Изучение образа жизни различных народов позволило Гиппократу развить учение о 4-х основных темпераментах у людей. Он считал, что особенности каждого типа поведения обусловливают предрасположение к различным заболеваниям и требуют от врача различных подходов в лечении. За это великий русский физиолог И.П. Павлов назвал Гиппократа “гениальным наблюдателем человеческих существ”.
Что касается строения человеческого тела, то древние греки специальных знаний по анатомии не имели, так как не вскрывали трупов умерших. Их представления о внутренних органах носили чисто эмпирический характер, вот почему хирургия древних индусов в то время во многом превосходила хирургию древних греков.
Однако и они добились значительных успехов в некоторых областях хирургии. Имеются сведения о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы. Описана т.н. “скамья Гиппократа” специальный станок, применявшийся им для вытяжения, вправления вывихов и других ортопедических процедур. В историю медицины вошла также “шапочка Гиппократа” сложная повязка для головы, которая до сих пор применяется в хирургии.
Описание умирающего больного, которое Гиппократ дает в своем трактате “Прогностика”, также вошло в историю: “...Ногти черные и пальцы рук и ног холодные… губы синие и отвислые, вывороченные и холодные… нос острый, глаза впалые, виски вдавленные…уши холодные, прозрачные и сжатые… мочки ушей отвороченные…кожа на лбу твердая, натянутая и сухая…цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый…густой туман в глазах…”. Это описание известно в медицине как “маска Гиппократа”, оно стало классическим и есть во всех учебниках.
Кроме медицинских текстов о лечении различных заболеваний, “Гиппократов сборник” содержит также 5 сочинений, посвященных врачебной этике и правилам поведения врача в Древней Элладе; среди них – всем известная “Клятва Гиппократа”. Все вместе эти сочинения дают четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях, которые предъявлялись к нему, а именно: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больными, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости. Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал клятву, которой нерушимо следовал в течение всей жизни и которая обеспечивала ему доверие общества. Заканчивалась она такими словами:
“…Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.
Когда впервые была составлена “Клятва”, неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В 3 веке до н.э. “Клятва” вошла в “Гиппократов сборник”, после чего ее стали называть именем Гиппократа.
Сегодня в каждой стране существует своя “Клятва” (или “Присяга”) врача. Заканчивая обучение, молодые врачи в торжественной обстановке, перед лицом своих учителей и товарищей, присягают на верность избранной профессии, и в основу этой присяги положена бессмертная “Клятва” древнегреческих врачей.
Таким образом, ни в одной стране древнего мира медицина не достигала такого высокого развития, как в Древней Греции.
Историческая роль Древней Греции в области медицины сказалась и на современной медицинской терминологии: хирургия (дословно “рукодействие”), педиатрия (лечение детей), психиатрия (лечение души), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), неврология, терапия, пневмония, плеврит, нефрит, геморрагия, эпилепсия и множество других – это древнегреческие термины, которыми продолжает пользоваться современная медицина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи