Модель реабилитационного пространства в условиях школы VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью

Наука » Педагогика
Несмотря на приоритетность и актуальность социальной поддержки детей с выраженными нарушениями интеллекта, сложившаяся в России ситуация в сфере их реабилитации и социализации остаётся достаточно неразработанной. Увеличение числа детей с умеренной умственной отсталостью, недостаточность финансирования программ поддержки, форм и методов обучения, воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, дают основание сделать вывод о несовершенстве их реабилитации [2, 5, 6, 8].
Сегодня особо остро встает вопрос о поиске социального института, где возможна организация полноценного реабилитационного

пространства, имеющего свои субъектно-компонентные и операционно-технологические подструктуры. Такую роль может взять на себя школа VIII вида. Анализ научной литературы и практической деятельности учреждений для детей с умеренной умственной отсталостью позволил нам при решении проблемы формирования эффективного реабилитационного пространства использовать метод моделирования. Моделирование – метод научного исследования, широко применяющийся в педагогике, позволяющий объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании. В педагогической науке метод моделирования был обоснован в трудах В.Г. Афанасьева [1], Б.А. Глинского [3] и др. Вслед за указанными авторами мы понимаем модель как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Оптимизация культурно-образовательной среды в системе профилактики девиантного поведения учащихся

Наука » Педагогика
Культурно–образовательное пространство – это содержательно– смысловой и пространственно-временной континуум, способствующий включению личности в ценностно-смысловой мир культуры, сохранению социальной целостности и личностной самореализации. В социально– педагогическом плане культурно-образовательное пространство – это совокупность условий и возможностей личностного развития, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социально–культурной средой жизнедеятельности личности. В методологии средового подхода развитие личности (как и процесс ее воспитания) представляется как способ и результат «преобразования» природных задатков и возможностей, при этом основную роль, помимо технологических моментов, играет историко-культурная глубина включенного в сферу совместной деятельности материала.
Методологической основой понимания онтопедагогической роли среды является культурно–историческая концепция Л.С. Выготского о
развитии личности как опосредованном общением процессе освоения и присвоения индивидом ценностей культуры. Интериоризируя и оперируя знаками, языком как «орудиями» культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует «натуральные» психические
функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры», который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихическую плоскость [2, с.34, 132].
Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообрази

Лингвокультурологическая компетентность переводчика в сфере делового общения

Наука » Педагогика
Работая в ситуациях делового общения, переводчик сталкивается с большим объёмом культурно-маркированной информации, спектр которой достаточно широк. В целом, деловой дискурс отражает широкую палитру национально-культурных ценностей, определяющих специфику коммуникативного поведения участников межкультурного делового общения. Признание важности функции переводчика как транслятора культурно-специфических смыслов в ситуациях межкультурного делового взаимодействия ведёт к мысли о необходимости выделения в структуре языковой личности переводчика особого компонента – лингвокультурологической компетентности (ЛКК), модель которой представлена в данной статье. В настоящей статье идёт речь о ситуациях делового общения, в которых осуществляется перевод с английского языка на русский.
Прибегая к понятию модели, отметим, что модель характеризует основные признаки, свойства и важнейшие закономерности развития
моделируемого объекта [3, с.129], является рабочим образом будущей системы и носит нормативный характер, выполняя роль образца. В процессе познавательной деятельности происходит углубление, развитие модели, следовательно моделирование можно рассматривать как процесс порождения новой действительности [4]. Таким образом, модель, с одной стороны, представляет собой «слепок» оригинала, с другой – преобразование действительности [5, с.19].

Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных компетенций детей с ЗПР как условия безопасной социализации в микросреде жизнедеятельности

Наука » Педагогика
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности (Б.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Т.А. Мальковская и др.) [7].
Обеспечение безопасного социального развития личности определяется как необходимое условие прогрессивного развития современного общества и решает задачи обеспечения на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; формирования гармоничных межнациональных отношений, укрепления правопорядка и сохранения социально-политической стабильности общества (Концепция национальной безопасности Российской Федерации; утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
Основной характеристикой развития современного российского общества является его противоречивость: прогрессивный по сути процесс модернизации обуславливает нестабильность социально-экономических процессов в российском обществе в последние десятилетия, которые несут в себе разного рода опасности – внешние угрозы жизни и здоровью человека, его психологическому и социальному развитию; внутренние угрозы, исходящие от самой личности (безответственное отношение к своему физическому развитию и здоровью; наличие вредных привычек и пристрастий; конфликтность, неумение строить отношения; выстраивание жизненного пути в соответствии с ложными целями; дезадаптивность, игнорирование требований социума и т. п.); угрозы, не зависящие напрямую от окружения и личности (физические недостатки и сенсорные ограничения; врожденные заболевания; травмы, полученные в результате катастроф, несчастных случаев и т. п.). Таким образом, угрозы имеют многофакторную природу [6; 8].

Образовательная среда как объект проектного управления

Наука » Педагогика
Филиал университета является его обособленным структурным подразделением, относительно самостоятельной образовательной организацией. Существуя в двух образовательных системах – университетской и муниципальной, филиал одновременно реализует интересы своего вуза и территории региона в воспроизводстве социальной и профессиональной структуры общества. В свою очередь, локальная образовательная система филиала испытывает воздействие данных систем как внешней среды.
Положения теории управления о взаимосвязи компонентов среды с элементами производственной системы, а также об инновационном
развитии организации через ее среду дают основание предположить, что компоненты образовательной среды интегрируют качество всех образовательных процессов и служат индикатором развития образовательной организации. Данное предположение определяет
образовательную среду как объект исследования и проектирования, а для ее развития требует применения технологий проектного управления, опирающихся на ситуационный подход.
Под проектным управлением понимается организация и координация проектирования и реализация инноваций в образовательной системе, обеспечивающих ее развитие.

Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наука » Педагогика
Проблемы человека, его природы, смысла жизни и предназначения, интересов, прав и свобод, все активнее перемещаются в центр современной культуры и социальной практики.
В России национальная стратегия инновационного развития опирается на принципы системности и целостности, согласно которым человек, социальная сфера и сектор реальной экономики одновременно должны стать предметом и объектом инновационной деятельности.
Информационное общество и экономика знаний (подробнее см.: В.Н. Скворцов [8]) являются реалиями не только завтрашнего, но уже сегодняшнего дня. Технократическая цивилизация диктует свои законы,
и жизнь меняется так быстро, что без постоянного усвоения новых знаний человек оказывается вытесненным из активных экономических и социальных процессов.
Региональная система образования – это совокупность самостоятельных, целостных, структурированных, взаимосвязанных элементов, определяемых образовательным поведением граждан, учетом геополитических и социально-экономических условий, совокупностью национально-региональных особенностей, это система воспроизводства региональной культуры и цивилизации (В. Н. Скворцов [8, с. 12–17]).

Организационно-педагогическая модель процесса формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности

Наука » Педагогика
Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являясь основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования, определяет систему фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними. К числу таких понятий относится социализация, т. е. «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп, общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений» [5].
В динамике развивающейся современной социальной жизни, обусловленной инновационным характером развития общества в России, способность к творческой самореализации личности в большой степени зависит от того, как эта личность способна адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности. В основе адаптивных свойств личности лежат те качественные «новообразования каждого возраста» [1], которые формируются в результате накопления индивидом опыта личных и общественных отношений, опыта общественно и личностно значимой деятельности. «Усвоение» [4] и накопление ребенком социального опыта в процессе изобразительной деятельности становится одной из важных потребностей социализирующейся личности, стремящейся раскрыть свой творческий и человеческий потенциал. «Приоритеты формирования социальной активности находятся в так называемом “третьем” времени ребенка, которое организуется в сфере дополнительного образования», – пишет И.Ф. Голованова [2, с. 3]. Система художественного образования детей в детской школе искусства обладает большими возможностями для усвоения ребенком социального опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Методологические принципы проектирования содержания подготовки управленческих кадров для новой школы

Наука » Педагогика
Инновационные преобразования российской школы требуют реализации активной кадровой стратегии. Современные подходы к управлению кадровым ресурсом базируются на создании оптимальных условий для формирования кадрового потенциала и способах его эффективного использования. От правильного решения вопроса использования кадрового ресурса во многом зависит прогрессивный потенциал инновационного становления российского образования.
С учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования и модернизации образования поставлена задача формирования полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Управление развитием ОУ – часть управленческой деятельности, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, способов работы обеспечивается целенаправленный переход к качественно новому состоянию.

Информальное образование как социокультурная потребность взрослых

Наука » Педагогика
В мировом сообществе перспективы развития образования взрослых определяются, прежде всего, теоретико-методологическими и философско-педагогическими проблемами модернизации образования взрослых, а также инновационными подходами и социальными технологиями в образовании взрослых. В современном российском обществе происходят заметные преобразования: смена идеологических ориентиров, утверждение новых общекультурных и онтологических ценностей, которые приобретают характер базового ориентира социальнокультурного развития. Инновационные процессы, происходящие в обществе, поставили систему образования взрослых перед необходимостью переосмысления ценностей и социально-культурной значимости образования, основная миссия которого заключается в помощи человеку «выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных смыслов и ценностей» [8]. И хотя предыдущие образовательные парадигмы были исторически актуальны, их ориентация в основном была направлена на профессиональное самоопределение человека. Непрерывность образования была представлена в основном в форме переподготовки и различных способов повышения квалификации, диктуемых социальным заказом.
С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Митина, Г.С. Сухобская и др. в своих трудах признавали взрослого человека как существо, способное к образованию, однако в реальной жизни, сопровождающейся экономическими, общественными и образовательными кризисами, в развитии способностей взрослого наблюдаются образовательные периоды. Современные социокультурные условия требуют выхода в метапрофессиональное пространство. И поэтому воспринимать взрослого в системе образования необходимо не только как «априорно универсального субъекта, т.е. существа с бесконечными способностями ко всему, но и учитывать возрастные кризисы психического и социокультурного развития человека, осознающего и испытывающего значительные спады, затрудняющие его прогрессивное образование и развитие» [5]. В связи с реальной социокультурной ситуацией в образовании взрослых дополнительные проблемы создают их профессиональная занятость, ответственность за семью, низкий уровень заработной платы и т.д.

Работа по формированию представлений о природе в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Наука » Педагогика
Природа – неисчерпаемый источник познания. С раннего детства необходимо учить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире. Одна из основных задач формирования представлений о природе – научить детей выделять свойства и признаки тех предметов природы, с которыми они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные представления. В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними связи и зависимости. Основное условие формирования представлений о природе воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к ней, навыков экологически грамотного поведения; важно воспитать у ребенка познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в мире все взаимосвязано.
Результаты изучения особенностей представлений о природе у старших дошкольников с комплексными нарушениями развития (ДЦП и ЗПР) показали, что представления о природе у детей с церебральным параличом имеют качественное своеобразие по сравнению с нормально развивающимися детьми, что выражается в низком темпе выполнения предложенных заданий; недифференцированностью представлений о живой и неживой природе; сложностью словесного описания действий, признаков объектов и предметов окружающего мира, склонностью к невербальному общению;

Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения

Наука » Педагогика
На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что граждане с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обладают равными правами с другими людьми. Это естественный результат гуманизации общества. Но обладание правами и возможность их реализовать не одно и то же. Поэтому задача государства и общества на данном этапе развития является предоставить условия гражданам с ОВЗ пользоваться своими правами. В частности, правом на образование, правом на активное участие в жизни общества. Для реализации этих прав еще с детского возраста лица с ОВЗ должны иметь возможность социализироваться. Для этого им должен быть предоставлена возможность развиваться духовно и нравственно, возможность реализовывать себя в различных сферах культурной, спортивной, творческой, образовательной деятельности. На ранних этапах развития детей эти функции и возможности предоставляет школа. При отсутствии собственных возможностей школьники могут посещать театры, клубы, кружки, спортивные секции, библиотеки, находящиеся в непосредственной близости от места их проживания.
Но такая ситуация складывается только в местах концентрированного проживания значительной популяции населения (города, административные центры и пр.). Практически все северные районы Российской Федерации и подавляющее большинство территорий восточнее Урала относятся к территориям с низкой и неравномерной плотностью населения (менее 3 чел. на кв. км.). Ученые отмечают, что территориальная особенность России заключается в неравномерности и неодновременности развития сельских поселений на всем пространстве страны, даже в рамках одного региона наблюдаются разные типы хозяйствования на земле [18]. Это означает, что в таких районах возможности реализации и развития детей отсутствуют или ограничены [14, с. 79–99]. В первую очередь такие сложности сказываются на детях с ОВЗ [15, с. 94–107]. Данная проблема может быть решена через создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ в условиях районов с низкой и неравномерной плотностью населения.

Следовательно, патриотическое воспитание молодежи – это приоритетное направление деятельности всех руководителей, педагогов, воспитателей и т. д.

Наука » Педагогика
На основе анализа множества определений [1; 3; 4 и др.] под понятием «патриотическое воспитание» понимается система целенаправленной и всесторонне организованной деятельности органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений, религиозных конфессий по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время.
По мнению ученых Ю. П. Квятковского [3], В. И. Лутовинова [4] и др., патриотическое воспитание – это сложная система социальнопедагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательно-творческому труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить и быть верной своей Родине, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.