Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения

Наука » Педагогика
На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что граждане с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обладают равными правами с другими людьми. Это естественный результат гуманизации общества. Но обладание правами и возможность их реализовать не одно и то же. Поэтому задача государства и общества на данном этапе развития является предоставить условия гражданам с ОВЗ пользоваться своими правами. В частности, правом на образование, правом на активное участие в жизни общества. Для реализации этих прав еще с детского возраста лица с ОВЗ должны иметь возможность социализироваться. Для этого им должен быть предоставлена возможность развиваться духовно и нравственно, возможность реализовывать себя в различных сферах культурной, спортивной, творческой, образовательной деятельности. На ранних этапах развития детей эти функции и возможности предоставляет школа. При отсутствии собственных возможностей школьники могут посещать театры, клубы, кружки, спортивные секции, библиотеки, находящиеся в непосредственной близости от места их проживания.
Но такая ситуация складывается только в местах концентрированного проживания значительной популяции населения (города, административные центры и пр.). Практически все северные районы Российской Федерации и подавляющее большинство территорий восточнее Урала относятся к территориям с низкой и неравномерной плотностью населения (менее 3 чел. на кв. км.). Ученые отмечают, что территориальная особенность России заключается в неравномерности и неодновременности развития сельских поселений на всем пространстве страны, даже в рамках одного региона наблюдаются разные типы хозяйствования на земле [18]. Это означает, что в таких районах возможности реализации и развития детей отсутствуют или ограничены [14, с. 79–99]. В первую очередь такие сложности сказываются на детях с ОВЗ [15, с. 94–107]. Данная проблема может быть решена через создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ в условиях районов с низкой и неравномерной плотностью населения.
Рассмотрим эту проблему на примере Красноярского края. Как отмечалось в различных работах [8, с. 173–179; 9, с. 131–134; 16; 23; 26] образовательное пространство для детей с ОВЗ существует в Красноярском крае локально и не развито в должной мере. Хотя в процесс получения образования в условиях обычных школ включено 58 % детей с ОВЗ, тем не менее, данная интеграция в большинстве случаев носит стихийный и неподготовленный характер. В крае ощущается нехватка подготовленных кадров как среди учителей школ, так и среди специалистов, организующих сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного или инклюзивного обучения. Только к 2017 г. планируется обеспечить 20 % школ универсальной безбарьерной средой. Не хватает специализированной учебной литературы. Выход в интернет имеют практически все школы, но 91,2 % имеют скорость связи, недостаточную для комфортной работы (т. е. ниже 1024 Кб/сек) [12]. Таким

образом, мы видим, что сформулированная проблема актуальна для
Красноярского края.
Мы считаем, что создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ на территории Красноярского края позволит:
• выстраивать систему сотрудничества, партнерства, в которых интегрируются на основе добровольности общие цели, задачи в вопросах образования и социализации лиц с ОВЗ учреждений муниципальных образований территорий Красноярского края;
• решать задачи повышения качества образования лиц с ОВЗ в регионе (не только профессионального, но и общего образования);
• объединить усилия учреждений муниципального образования, направленные на обеспечение условий и доступности образовательной среды для лиц с ОВЗ: организации образовательного процесса (адаптивный образовательный процесс); осуществления психологопедагогического сопровождения (консультирование, тренинги и др.) с учетом особых потребностей и возможностей лиц с ОВЗ;
• сохранить единое культурное и информационное пространство.



На наш взгляд, преимущества кластерного подхода в создании

образовательного пространства лиц с ОВЗ заключаются в том, что на основе развития партнерства повышается эффективность не только системы образования в регионе, но и усиливаются преимущества кластера в целом [5].
Для нашего исследования представляет интерес следующее определение кластера: «совокупность согласовано действующих субъектов, объединенных общей целью и договорными отношениями» [27], находящихся на одной территории.
При выборе кластерного подхода мы руководствовались следующими положениями:
• кластер – наиболее приемлемая форма создания образовательного пространства (группа научных, образовательных и обслуживающих учреждений), которая объединена общей деятельностью (например, социальной);
• система взаимосвязанных организаций «сумма составных частей» [20];

• «объединенные по территориальному или отраслевому признаку комплексы, связанные совместной работой» [10] и «технологической цепочкой» [28].
На наш взгляд, преимущества кластерного подхода в создании образовательного пространства лиц с ОВЗ заключаются в объединении усилий заинтересованных сторон с целью повышения качества образования в регионе на условиях партнерства [25].
Применение кластерного подхода к созданию образовательного пространства для детей с ОВЗ обуславливается тем, что:
• кластер – социальная категория;
• формируется в группе людей, имеющих похожие интересы;
• ядром кластера являются географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты [25];
• кластер обеспечивает единство инновационного, научного и учебного процессов в процессе взаимодействия социальной и экономической сферы [6];
• кластер – это возможность организации сельского сообщества для решения актуальных задач территории;
• географические масштабы кластера разнообразны (поселок,
город, район и др.);
• «кластеры обеспечивают сопровождение специальных групп населения, их обучение, профессиональное образование, трансляцию и передачу информации, проведение исследований и др.» [5];
• структурной единицей кластера в сельском поселении выступают любые группы объединений и учреждений (в нашем случае это учреждения социокультурной сферы);
• работа кластера осуществляется на добровольной основе и неформальных связях (а в сельской территории неформальные связи
– основа сотрудничества);
• важной составляющей кластера являются сельские советы и депутатский корпус, как организаторы межведомственного взаимодействия;
• кластер способствует организации межведомственного взаимодействия между учреждениями поселения.
С целью создания пространства для образования и социализации лиц с ОВЗ выделим основные функции кластера:

• кластер обеспечивает единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в сетевом кластере;
• в рамках кластера возможно соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении [3];
• представляет собой необходимую инфраструктуру, человеческие ресурсы и социальный капитал [25];
• является «симбиозом» – взаимовыгодным сотрудничеством учреждений социокультурной сферы [4];
• кластер обеспечивает реализацию потребностей населения муниципального образования в сфере культуры;
• кластер является средством развития творческого потенциала человеческих ресурсов в отдаленной территории.
Рассмотрим содержание социально-культурно-образовательного кластера. Механизм создания кластеров на уровне территорий и инструменты для их разработки изучены в России недостаточно и являются весьма актуальными [1,с.92-95]. В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до
2020 г. обозначено, что выявление и стимулирование развития различных кластеров рассматривается как приоритетное направление. Сельские территории – это территориальные единицы (муниципальные образования), в рамках которых складывается поселенческая общность, которая характеризуется специфическим жизненным укладом. В экономической сфере сельских территорий развиваются преимущественно аграрные отрасли, продукт которых выступает материальной основой развития территорий и источником ее дохода [1, с. 13–
18]. Вместе с тем социальное благополучие граждан зависит от качества и доступности образовательных, медицинских и культурнопросветительских услуг.
В настоящее время возрастает значимость культурно-социальнообразовательных кластеров с целью преодоления депрессии и депопуляции малых отдаленных поселений за счет развития таких отраслей, как социальная сфера.
Анализ литературы показывает, что в некоторых регионах Российской Федерации создаются социально-культурные кластеры. Социально-культурный кластер муниципального образования – это система, объединяющая учреждения, организации, группы объединений с целью формирования культурно-образовательной среды поселения; создания благоприятных условий для развития, воспитания, образования; расширения спектра предоставления всевозможных услуг сельским жителям [17]. Создание такого рода кластера вызвано необходимостью повышения качества жизни в сельском поселении для различных категорий населения, в том числе, для лиц с ОВЗ. Кластеры служат инструментом развития отдаленной сельской территории, ресурсом инновационных идей.
Целяи социокультурных кластеров:
• развитие человеческого потенциала и креативного начала каждого индивидуума;
• повышение уровня культурных запросов населения территории и качества услуг в сфере культуры;
• повышение инновационного творческого потенциала работников в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;
• сотрудничество с представителями бизнеса и др. [2].
Рассмотрим структуру социально-культурно-образовательного кластера. В структуру кластера в сельской территории могут входить учреждения культуры (музей, библиотека, творческие коллективы, студии, музыкальная школа, сельский клуб); учреждения образования (центры дополнительного образования, центры довузовской подготовки, школы, ресурсные и информационные центры); поселковые советы, депутатский корпус, общественные объединения, молодежные и спортивные клубы и др. Сущность и содержание деятельности кластера составляет его образовательная, социокультурная, творческая, проективная и культурно-просветительская направленность работы [24]. Она направлена на сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры разных категорий населения.
Анализ исследований показывает, что приоритетными направлениями кластерной политики на уровне отдаленных территорий могут быть:
• моделирование условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры);
• проектирование социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);
• формирование культурно-образовательных кластеров (для повышения уровня образовательной и культурной компетенции различных категорий сельских жителей, в том числе с ОВЗ);
• развитие дистанционных образовательных технологий, как способа расширения ресурсной базы для обеспечения культурных, духовных, эстетических, творческих запросов сельского населения, в том числе детей с ОВЗ [13, с. 43–51].
В качестве показателей результативности работы кластера используют такие индикаторы, как:
• увеличение сети клубных, студийных объединений в территории с низкой и неравномерной численностью населения;
• увеличение количества сельчан, участвующих в культурномассовых мероприятиях;
• позитивная динамика в осуществлении благотворительной деятельности на территории сельского поселения.
Обратимся к механизму построения культурно-социальнообразовательного кластера. В научных публикациях [7, 19, 22, 26] предлагается несколько сценариев создания кластеров. Различные кластеры могут иметь разные типы входящих в них организаций, хотя для всех характерно взаимодействие учреждений образования, науки и производства [10].
Следует отметить, что в научных публикациях в качестве механизма работы кластера предлагаются: научные лаборатории, опытные производства и др. В качестве управленческой надстройки и осуществления взаимодействия внутри кластера авторы предлагают такие формы как экспертный совет, креативный центр и др.
В некоторых научных работах [11; 24] кластер рассматривается как ассоциация (некоммерческое партнерство), в основе которой лежат принципы доверия, добровольности, заинтересованности [21]. Создание кластера в регионе, по их мнению, состоит из пяти стадий. Рассмотрим их. Первая стадия включает агитацию и мотивацию потенциальных участников, формирование группы сторонников и др. В этот период инициатор проводит различные встречи на территории образования кластера. В итоге этих акций участники объединяются вокруг идеи, важность которой осознает каждый из них. Следовательно, вторая стадия заключается в объединении деловых усилий участников. Третья стадия заключается в разработке стратегии кластера, которая предполагает прежде всего анализ актуальных проблем и возможностей, а так же разработку плана и структуры связей в кластере. Важно провести анализ проблем всех участников группы и определить причины их возникновения. Следует обратить внимание на достижение взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны быть достаточно простыми, понятными и соответствовать общим целям группы. Четвертая стадия создания кластера связана с разработкой пилотных проектов внутри кластера, т.е. отрабатывается технология взаимодействия участников. Пятая стадия – разработка проектов стратегического характера, позволяющая достичь разделения труда в кластере. На этой стадии возможны объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.
Анализируя вышесказанное, можно отметить, что создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ в регионах с низкой и неравномерной плотностью населения позволит выстраивать систему сотрудничества, партнерства на основе добровольности для достижения общей цели и задач в вопросах образования и социализации лиц с ОВЗ; решать задачи повышения качества образования лиц с ОВЗ в регионе; объединить усилия учреждений муниципального образования для создания особых условий организации образовательного процесса (адаптивный образовательный процесс); осуществления психолого-педагогического сопровождения (консультирование, тренинги и др.) с учетом особых потребностей и возможностей лиц с ОВЗ; сохранить единое культурное и информационное пространство.

Список литературы
1. Агаларова Е.Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 92–95.
2. Андросова Н. Социально-культурные кластеры муниципальных образований Белгородской области. Опыт инноваций [Электронный ресурс].
3. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009. – № 32.
4. Болдырев Н. Откуда к нам придёт экономический прорыв // Рос. газета, федер. вып. № 3414 от 26 февр. 2004 г.
5. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регион. ун-та в формировании культурно-образовательного пространства: материалы Междунар. научн.-практ. конф.(2010; Элиста) – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.
6. Горшнева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономич. вестн. Ростовс. гос. ун-та. – 2006. – № 4. – Ч.
7. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать. Эпистемотехнологический подход // Восток. – Вып. – № 1(42). – Июнь 2007.
8. Диденко Л.А. К вопросу об организации сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения // Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. обучающего семинара «Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», Красноярск гос. торг.-экон. ин-т, 23–25 нояб. 2011 г. / отв. ред. В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора. – Красноярск, 2012. – С. 173–179.
9. Диденко Л.А. Роль школы в развитии социокультурной среды сельского поселения. Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. науч. материалов ХVII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – С. 131–134.
10. Житнюк П., Валентин Макаров, НП «РУССОФТ»: Многие все еще думают, что успехи российской ИТ-отрасли на глобальном рынке – случайный феномен
11. Кластер
12. Комплекс мер по модернизации системы общего образования Красноярского края в 2012 г. (утв. распоряж. правительства Красноярского края от 10.02.2012 №91-р)
13. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Никитина М.Н., Скворцов В.Н. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – № 3. – 2010. – С. 43–51.
14. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. Проблема развития общеобразовательной школы в современных социально-культурных условиях // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т.3. Педагогика. – № 1. – 2012. – С. 79–99.
15. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. К вопросу интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы Крайнего Севера // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 3. – № 3. – С. 94–107.
16. Концепция создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной плотностью населения на территории Красноярского края (проект) // авт. сост. Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин, В.Г. Гончарова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. – 48 с.
17. Концепция проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012–2017 годы (Утв. постановл. правительства Белгородской обл. от 21 нояб. 2011 г. № 423-пп.)
18. Нефедова Т. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. –
М.: Нов. изд-во, 2003.
19. Оценка инвестиционной привлекательности производства основных видов продукции растениеводства в Воронежской области / И.В. Шатохин, Г.И. Хаустова, О.И. Шатохина, Л.А. Шатохина и др. [Электронный ресурс].
20. Портер М. Конкуренция. – М.: Изд. Дом. Вильямс, 2001.
21. Проект: Устав некоммерческого партнерства «Уральский ИТ-кластер» [Электронный ресурс].
22. Cинтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории /
Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, Н.Б. Нагрудная // Отраслевые рынки. – 2008. –
№ 5–6 (18).
23. Создание образовательного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной численностью и плотностью населения: метод. рек. / сост. Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин, В.Г. Гончарова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,
2012 . – 100 с.
24. Финансовый словарь
25. Фролова Н.Д. Принципы и подходы рационального формирования инновационно-образовательного кластера
26. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – № 5.
27. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Междунар. образоват. форума, Белгород. 24–26 окт.
2006 г.: в 2 ч. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
28. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров: моногр. / под ред. Е. Э. Смолиной, Ю.И. Трещевского. – Тамбов, 2006. – 191 с.

Источник: Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.