На основе анализа множества определений [1; 3; 4 и др.] под понятием «патриотическое воспитание» понимается система целенаправленной и всесторонне организованной деятельности органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений, религиозных конфессий по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время.
По мнению ученых Ю. П. Квятковского [3], В. И. Лутовинова [4] и др., патриотическое воспитание – это сложная система социальнопедагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательно-творческому труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить и быть верной своей Родине, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В современной педагогической практике используется множество моделей и программ патриотического воспитания молодежи, существенным компонентом которых является оценка результатов системы воспитания и формирования патриотических качеств. Определение итогов проделанной работы по патриотическому воспитанию молодежи в виде конкретной оценки означает прежде всего проведение всестороннего анализа выполненной системой деятельности с помощью различных методов и методик. Однако эффективных методик оценки результативности системы патриотического воспитания крайне мало. В то же время анализ существующих методик такой оценки показывает, что они громоздки, требуют длительной и кропотливой работы по подсчету и анализу результатов. Некоторые практики считают, что для работы с небольшой группой молодежи, студентов, курсантов, экипажа корабля они неудобны. По этой причине педагоги и воспитатели, сталкиваясь с этой проблемой, отказываются от их применения, довольствуясь своей субъективной оценкой проделанной работы, и вымеряют, как говорится, «на глаз» уровень работы по воспитанию патриотизма. Конечно, такой подход неприемлем.
В рамках проведенного исследования военно-патриотического воспитания флотской молодежи (курсантов морского вуза и военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву) автором была разработана педагогическая методика оценки уровня системы военнопатриотического воспитания флотской молодежи.
Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова понимают под термином «методика» совокупность приемов и целесообразного проведения какойлибо работы» [9, с. 329]. Психолог В. Н. Копорулина и соавторы объясняют данный термин как: «1. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. 2. Конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры» [7, с. 245]. По мнению П.И. Пидкасистого, такая методика «выводится в процессе осознания поставленной цели и жестко диктуется ходом проводимого мыслительного анализа» [5, с. 551].
Следовательно, методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях ВМФ РФ есть педагогический инструментарий, средство организации деятельности педагога-исследователя, воспитателя по измерению её состояния или результативности на основе самооценки испытуемых (курсантов морского вуза, моряков кораблей и судов), сформированости своих патриотических качеств, ценностного отношения к Отечеству, армии и флоту РФ, к героической истории государства, готовности к его защите в мирное и военное время.
Цель предлагаемой нами методики – определение уровня развития системы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, флотской молодежи гражданских судов, матросов и старшин военных кораблей.
Для определения уровня развития системы патриотического воспитания, включающей систематическое воздействие на молодых людей патриотических идей, взглядов, норм и требований, формирование готовности принять их, превратить в руководство к действию, вер
ным ориентиром становится создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей эффективное развитие патриотических взглядов, убеждений, идеалов. Именно в педагогически пригодной образовательной среде убеждения, мировоззренческие, нравственные, эстетические, этические и другие идеи превращаются в личные взгляды, принципы и позиции, в систему мотивов поведения курсантов и молодых моряков.
Предлагаемый в методике опросный лист содержит 30 вопросов, на которые респонденту следует ответить либо «да», либо «нет». Участникам опроса следует проставить ответ, соответствующий их мнению, т.е. фактически через самооценку оценить уровень развития системы патриотического воспитания в их коллективе.
Опросный лист включает следующие вопросы: Считаете ли Вы себя патриотом Российской Федерации? Гордитесь ли Вы своей национальностью и причастностью к народам России? Знаете ли Вы слова гимна РФ и всегда ли поете его в торжественных случаях? Вы интересуетесь историей своего рода? Если бы Вам представилась возможность переехать на новое место жительства в другое государство, Вы бы уехали? Следует ли проявлять любовь к Родине в делах и поступках? Вы стыдитесь сказать, что беззаветно преданы своей Родине? Знаете ли Вы боевые традиции ВС РФ? В период, когда решается судьба Отечества, смогли бы Вы самоотверженно воевать с внешним врагом и ради достижения общей победы пожертвовать собою в бою? Можно ли раскрыть близким военную и государственную тайну? Присяга – это просто слова, и соблюдать её не обязательно? Любите ли Вы свою малую Родину? Следует ли относиться с ненавистью и быть непримиримым к врагам Отчизны? Боевое Знамя воинской части – это просто полотнище, спасение которого в боевой обстановке не обязательно? Смогли ли Вы последовать боевой традиции
«Сам погибай, но товарища выручай»? У Вас дома хранится государственный флаг РФ? Командира в бою следует защищать своей грудью? Предателя и изменника Родины надлежит простить? Верно ли утверждение, что в современных условиях вооруженные силы не нужны для защиты Отечества? Патриотизм – это элемент советского прошлого? Надо ли относиться гуманно к поверженному врагу или пленному? Патриотизм гражданина должен проявляться только на словах? Вы любите историю и многонациональную культуру народа России? Оказавшись в тылу врага, Вы вступите в партизанский отряд? Слово
«Родина» ассоциируется у Вас со словами «род», «родня», «родители», «Россия»? Знаете ли и поете ли Вы русские народные песни? Служба в ВС РФ для Вас в тягость? Воинский коллектив – это частица Родины? Вы храните в Вашем семейном фотоальбоме фотографии дедушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны? Любите ли Вы в свободное время читать русскую классику?
Затем производится обработка результатов опроса и анализ полученных результатов.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительный ответ, а «нет» – отрицательный. За каждый положительный ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в другом случае – ноль баллов.
Если сумма баллов от 0 до 9, то это говорит о том, что у них уровень военно-патриотического воспитания выражен СЛАБО; если – от
10 до 19 – СРЕДНЕ; в пределах от 20 до 30 баллов – СИЛЬНО.
Предложенная методика может использоваться для исследования динамики развития системы патриотического воспитания флотской молодежи с опорой на боевые традиции, сравнительного исследования уровня развития системы патриотического воспитания современной молодежи, выявления факторов, влияющих на уровень формирования и развития патриотических качеств, выявления психологических особенностей современной молодежи с различным уровнем сформированности патриотического мировоззрения.
С целью проверки методики оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания на боевых традициях ВМФ было произведено исследование, в котором приняли участие 125 курсантов ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова и 130 матросов и старшин Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота в возрасте от 18 до 20 лет.
Выборка состоит из ответов курсантов, для которых эта методика предназначена.
Была произведена проверка нормальности распределения полученных сырых баллов по И.М. Кондакову [2], Н.А. Плохинскому [6], оценка надежности и валидности теста в соответствии с трактовкой понятий «надежность» и «валидность» и стандартными требованиям к психологическим тестам. Проверка надежности теста в соответствии с рекомендациями И.М. Кондакова [2] включала: 1) оценку надежности как устойчивости результатов тестирования (ретестовая надежность);
2) оценку надежности как внутренней согласованности.
Произведенная проверка и полученные результаты позволяют констатировать, что разработанная автором методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, флотской молодежи гражданских судов, матросов и старшин военных кораблей ВМФ является критериально, содержательно и концептуально валидной.
Итоги тестирования флотской молодежи, принимавшей участие в проведении опытно-экспериментальной работы по разработанной автором методике «Оценка уровня развития системы военнопатриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях
ВМФ».
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы: 51,7 % (сильный уровень) респондентам соответствует следующая характеристика: знают историю и боевые традиции ВМФ РФ. Убежденные патриоты. Готовы к решительным действиям с оружием в руках и защите территориальной целостности Российской Федерации и национальных интересов государства, осознают личную ответственность за судьбу России и ее народов. Проявляют социальную активность и гражданскую зрелость. Интересы флотского коллектива, флотскую дружбу и товарищество ценят высоко. Инициативны в патриотической деятельности.
У 46,8 % (средний уровень) респондентов частично знают и воспринимают героическую историю и боевые традиции ВМФ РФ как важнейшую составляющую патриотизма моряка. Понимают правильно сущность содержания таких понятий, как «Родина», «патриотизм»,
«гражданский долг», «мужество», «боевые традиции». Понимают необходимость защиты интересов Отечества на море и на суше. Высоко ответственны, осознают свой гражданский и патриотический долг. Принимают активное участие в патриотических мероприятиях.
У 1,5 % (слабый уровень) респондентов слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственны, но пассивны и неинициативны при выполнении учебных и общественных поручений.
Результаты тестирования флотской молодежи показаны на рисунке.
Таким образом, разработанная методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях ВМФ позволяет объективно оценить её возможности формирования патриотизма у курсантов морского вуза, моряков военных кораблей и гражданских судов и может стать эффективным инструментом для практической и исследовательской деятельности педагогов, воспитателей и других заинтересованных должностных лиц в оперативной оценке состояния патриотической работы в целях коррекции как процесса патриотического воспитания, так и его дальнейшего развития.
Список литературы
1. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военнопатриотического воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1990.
2. Кондаков И. С. Создание психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0: учеб.-метод. пособие. [Электронный ресурс].
3. Квятковский Ю. П., Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: науч.-исслед. работа. – М.: Армпресс, 2006.
4. Лутовинов В. И. Формирование патриотизма в современных условиях: сущность, содержание и основные направления. – М.: ВУ, 1997. – 126 с.
5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во
России, 2004.
6. Плохинский Н. А. Математические методы в биологии. – М.: Изд-во МГУ,2001.
7. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М.Н. Смирнова,Н. О. Гордеева и др.; под общ. ред. Ю.Л. Неймеера. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
8. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 дек. 2012 г. [Электронный ресурс].
9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.
По мнению ученых Ю. П. Квятковского [3], В. И. Лутовинова [4] и др., патриотическое воспитание – это сложная система социальнопедагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательно-творческому труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить и быть верной своей Родине, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В современной педагогической практике используется множество моделей и программ патриотического воспитания молодежи, существенным компонентом которых является оценка результатов системы воспитания и формирования патриотических качеств. Определение итогов проделанной работы по патриотическому воспитанию молодежи в виде конкретной оценки означает прежде всего проведение всестороннего анализа выполненной системой деятельности с помощью различных методов и методик. Однако эффективных методик оценки результативности системы патриотического воспитания крайне мало. В то же время анализ существующих методик такой оценки показывает, что они громоздки, требуют длительной и кропотливой работы по подсчету и анализу результатов. Некоторые практики считают, что для работы с небольшой группой молодежи, студентов, курсантов, экипажа корабля они неудобны. По этой причине педагоги и воспитатели, сталкиваясь с этой проблемой, отказываются от их применения, довольствуясь своей субъективной оценкой проделанной работы, и вымеряют, как говорится, «на глаз» уровень работы по воспитанию патриотизма. Конечно, такой подход неприемлем.
В рамках проведенного исследования военно-патриотического воспитания флотской молодежи (курсантов морского вуза и военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву) автором была разработана педагогическая методика оценки уровня системы военнопатриотического воспитания флотской молодежи.
Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова понимают под термином «методика» совокупность приемов и целесообразного проведения какойлибо работы» [9, с. 329]. Психолог В. Н. Копорулина и соавторы объясняют данный термин как: «1. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. 2. Конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры» [7, с. 245]. По мнению П.И. Пидкасистого, такая методика «выводится в процессе осознания поставленной цели и жестко диктуется ходом проводимого мыслительного анализа» [5, с. 551].
Следовательно, методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях ВМФ РФ есть педагогический инструментарий, средство организации деятельности педагога-исследователя, воспитателя по измерению её состояния или результативности на основе самооценки испытуемых (курсантов морского вуза, моряков кораблей и судов), сформированости своих патриотических качеств, ценностного отношения к Отечеству, армии и флоту РФ, к героической истории государства, готовности к его защите в мирное и военное время.
Цель предлагаемой нами методики – определение уровня развития системы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, флотской молодежи гражданских судов, матросов и старшин военных кораблей.
Для определения уровня развития системы патриотического воспитания, включающей систематическое воздействие на молодых людей патриотических идей, взглядов, норм и требований, формирование готовности принять их, превратить в руководство к действию, вер
ным ориентиром становится создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей эффективное развитие патриотических взглядов, убеждений, идеалов. Именно в педагогически пригодной образовательной среде убеждения, мировоззренческие, нравственные, эстетические, этические и другие идеи превращаются в личные взгляды, принципы и позиции, в систему мотивов поведения курсантов и молодых моряков.
Предлагаемый в методике опросный лист содержит 30 вопросов, на которые респонденту следует ответить либо «да», либо «нет». Участникам опроса следует проставить ответ, соответствующий их мнению, т.е. фактически через самооценку оценить уровень развития системы патриотического воспитания в их коллективе.
Опросный лист включает следующие вопросы: Считаете ли Вы себя патриотом Российской Федерации? Гордитесь ли Вы своей национальностью и причастностью к народам России? Знаете ли Вы слова гимна РФ и всегда ли поете его в торжественных случаях? Вы интересуетесь историей своего рода? Если бы Вам представилась возможность переехать на новое место жительства в другое государство, Вы бы уехали? Следует ли проявлять любовь к Родине в делах и поступках? Вы стыдитесь сказать, что беззаветно преданы своей Родине? Знаете ли Вы боевые традиции ВС РФ? В период, когда решается судьба Отечества, смогли бы Вы самоотверженно воевать с внешним врагом и ради достижения общей победы пожертвовать собою в бою? Можно ли раскрыть близким военную и государственную тайну? Присяга – это просто слова, и соблюдать её не обязательно? Любите ли Вы свою малую Родину? Следует ли относиться с ненавистью и быть непримиримым к врагам Отчизны? Боевое Знамя воинской части – это просто полотнище, спасение которого в боевой обстановке не обязательно? Смогли ли Вы последовать боевой традиции
«Сам погибай, но товарища выручай»? У Вас дома хранится государственный флаг РФ? Командира в бою следует защищать своей грудью? Предателя и изменника Родины надлежит простить? Верно ли утверждение, что в современных условиях вооруженные силы не нужны для защиты Отечества? Патриотизм – это элемент советского прошлого? Надо ли относиться гуманно к поверженному врагу или пленному? Патриотизм гражданина должен проявляться только на словах? Вы любите историю и многонациональную культуру народа России? Оказавшись в тылу врага, Вы вступите в партизанский отряд? Слово
«Родина» ассоциируется у Вас со словами «род», «родня», «родители», «Россия»? Знаете ли и поете ли Вы русские народные песни? Служба в ВС РФ для Вас в тягость? Воинский коллектив – это частица Родины? Вы храните в Вашем семейном фотоальбоме фотографии дедушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны? Любите ли Вы в свободное время читать русскую классику?
Затем производится обработка результатов опроса и анализ полученных результатов.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительный ответ, а «нет» – отрицательный. За каждый положительный ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в другом случае – ноль баллов.
Если сумма баллов от 0 до 9, то это говорит о том, что у них уровень военно-патриотического воспитания выражен СЛАБО; если – от
10 до 19 – СРЕДНЕ; в пределах от 20 до 30 баллов – СИЛЬНО.
Предложенная методика может использоваться для исследования динамики развития системы патриотического воспитания флотской молодежи с опорой на боевые традиции, сравнительного исследования уровня развития системы патриотического воспитания современной молодежи, выявления факторов, влияющих на уровень формирования и развития патриотических качеств, выявления психологических особенностей современной молодежи с различным уровнем сформированности патриотического мировоззрения.
С целью проверки методики оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания на боевых традициях ВМФ было произведено исследование, в котором приняли участие 125 курсантов ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова и 130 матросов и старшин Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота в возрасте от 18 до 20 лет.
Выборка состоит из ответов курсантов, для которых эта методика предназначена.
Была произведена проверка нормальности распределения полученных сырых баллов по И.М. Кондакову [2], Н.А. Плохинскому [6], оценка надежности и валидности теста в соответствии с трактовкой понятий «надежность» и «валидность» и стандартными требованиям к психологическим тестам. Проверка надежности теста в соответствии с рекомендациями И.М. Кондакова [2] включала: 1) оценку надежности как устойчивости результатов тестирования (ретестовая надежность);
2) оценку надежности как внутренней согласованности.
Произведенная проверка и полученные результаты позволяют констатировать, что разработанная автором методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, флотской молодежи гражданских судов, матросов и старшин военных кораблей ВМФ является критериально, содержательно и концептуально валидной.
Итоги тестирования флотской молодежи, принимавшей участие в проведении опытно-экспериментальной работы по разработанной автором методике «Оценка уровня развития системы военнопатриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях
ВМФ».
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы: 51,7 % (сильный уровень) респондентам соответствует следующая характеристика: знают историю и боевые традиции ВМФ РФ. Убежденные патриоты. Готовы к решительным действиям с оружием в руках и защите территориальной целостности Российской Федерации и национальных интересов государства, осознают личную ответственность за судьбу России и ее народов. Проявляют социальную активность и гражданскую зрелость. Интересы флотского коллектива, флотскую дружбу и товарищество ценят высоко. Инициативны в патриотической деятельности.
У 46,8 % (средний уровень) респондентов частично знают и воспринимают героическую историю и боевые традиции ВМФ РФ как важнейшую составляющую патриотизма моряка. Понимают правильно сущность содержания таких понятий, как «Родина», «патриотизм»,
«гражданский долг», «мужество», «боевые традиции». Понимают необходимость защиты интересов Отечества на море и на суше. Высоко ответственны, осознают свой гражданский и патриотический долг. Принимают активное участие в патриотических мероприятиях.
У 1,5 % (слабый уровень) респондентов слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственны, но пассивны и неинициативны при выполнении учебных и общественных поручений.
Результаты тестирования флотской молодежи показаны на рисунке.
Рис. Оценка состояния системы ВПВ флотской молодежи на боевых традициях ВМФ (сильный, средний, слабый)
Таким образом, разработанная методика оценки уровня развития системы военно-патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях ВМФ позволяет объективно оценить её возможности формирования патриотизма у курсантов морского вуза, моряков военных кораблей и гражданских судов и может стать эффективным инструментом для практической и исследовательской деятельности педагогов, воспитателей и других заинтересованных должностных лиц в оперативной оценке состояния патриотической работы в целях коррекции как процесса патриотического воспитания, так и его дальнейшего развития.
Список литературы
1. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военнопатриотического воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1990.
2. Кондаков И. С. Создание психологических опросников с помощью статистического пакета SPSS for Windows 11.5.0: учеб.-метод. пособие. [Электронный ресурс].
3. Квятковский Ю. П., Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: науч.-исслед. работа. – М.: Армпресс, 2006.
4. Лутовинов В. И. Формирование патриотизма в современных условиях: сущность, содержание и основные направления. – М.: ВУ, 1997. – 126 с.
5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во
России, 2004.
6. Плохинский Н. А. Математические методы в биологии. – М.: Изд-во МГУ,2001.
7. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М.Н. Смирнова,Н. О. Гордеева и др.; под общ. ред. Ю.Л. Неймеера. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
8. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 дек. 2012 г. [Электронный ресурс].
9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Источник: С. Н. Томилина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи