Проблемы человека, его природы, смысла жизни и предназначения, интересов, прав и свобод, все активнее перемещаются в центр современной культуры и социальной практики.
В России национальная стратегия инновационного развития опирается на принципы системности и целостности, согласно которым человек, социальная сфера и сектор реальной экономики одновременно должны стать предметом и объектом инновационной деятельности.
Информационное общество и экономика знаний (подробнее см.: В.Н. Скворцов [8]) являются реалиями не только завтрашнего, но уже сегодняшнего дня. Технократическая цивилизация диктует свои законы,
и жизнь меняется так быстро, что без постоянного усвоения новых знаний человек оказывается вытесненным из активных экономических и социальных процессов.
Региональная система образования – это совокупность самостоятельных, целостных, структурированных, взаимосвязанных элементов, определяемых образовательным поведением граждан, учетом геополитических и социально-экономических условий, совокупностью национально-региональных особенностей, это система воспроизводства региональной культуры и цивилизации (В. Н. Скворцов [8, с. 12–17]).
Способности, желание и возможности людей обучаться в течение всей своей жизни – это те значимые характеристики образовательных тенденций, которые должны учитываться органами государственной власти и управления в любой развитой стране как единственный потенциал развития человеческого капитала. Таким образом, развитие способностей, стимулирование желания и предоставление разнообразных возможностей получения знаний – вот стратегические приоритеты государственных органов управления в сфере образования, позволяющие формировать основы будущего общества.
Общий смысл социально-экономического развития любого региона
– это в первую очередь обеспечение определенного качества жизни населения, как живущего, так и будущих поколений. Надо понимать, что основу развития составляет только человеческий труд, позволяющий
создавать необходимые для жизни блага. Качества человека как субъекта труда определяют его же качество жизни. Таким образом, система управления страной, регионом в современных условиях имеет лишь
один основной источник повышения качества жизни населения – через обеспечение условий непрерывного развития населения как субъекта труда и социального взаимодействия (В.Н. Скворцов [9, с. 5–11]).
В связи с этой задачей в каждом регионе необходимо создать с
учетом социально-экономических особенностей его развития региональную систему непрерывного образования и обеспечить его доступность для всех социальных слоев населения. Способствовать этому призвано, в частности, заочное образование, под которым понимается обучение без отрыва от трудовой деятельности или обучение без непосредственного контакта с преподавателем (дистанционное обучение), а также самообразование. Различные аспекты трактовки термина «заочное образование» позволяют рассматривать его как универсальную форму организации и самоорганизации непрерывного образования различных социальных категорий населения, в том числе проживающих в отдаленных местностях, малообеспеченных, с ограниченными возможностями здоровья, безработных, мигрантов и др.
Исследователи выделяют четыре основных признака в современном обществе, стимулирующих развитие непрерывного образования:
научно-техническую революцию, рост свободного времени, необходимость участия в культурных процессах, развитие демократических институтов. Исходя из положения о том, что профессиональная деятельность, свободное время и культура носят социальный характер и одновременно предполагают постоянное творчество, делается вывод, что непрерывное образование должно присутствовать в этих трех областях и одновременно, чтобы быть успешным, определять их социальные аспекты.
Участие различных социальных категорий в непрерывном образовании непосредственно зависит от организации информационной работы с населением по способам получения образования в разных формах обучения и на разных уровнях. Нужную информацию человек может без затруднений получить, имея точное представление о своих интересах и потребностях, но если такой ясности у человека ещё нет, то он сталкивается с определёнными трудностями. Справиться с этими проблемами позволяют организованные при муниципальных образованиях Ленинградской области Центры профессиональной ориентации, диагностики и консультирования, оказания психологической помощи населению.
Некоторые исследователи выделяют три взаимосвязанные сферы образовательной деятельности: институциональное образование, организованное внеинституциональное образование (курсы, библиотеки,
музеи, радио, телевидение) и окказиональное образование, протекающее спонтанно (участие в жизни семьи, общение в кругу друзей, соседей и т. п.). Каждая из этих образовательных сфер относительно самостоятельна. Однако последние две сферы (заочные формы) образовательной деятельности, по нашему мнению, все-таки выполняют
«дополнительные» функции в системе непрерывного образования, а их роль в формировании знания может быть эффективно исследована в рамках социальных и социально-профессиональных групп. Вместе с тем все три сферы образовательной деятельности человека должны войти как взаимосвязанные структуры в региональную систему непрерывного образования [2, с. 96–99]. Говоря о непрерывном образовании нельзя не сказать о той части населения, о категории граждан, которая является наиболее уязвимой с точки зрения социализации в условиях современной социально-экономической ситуации в регионе. Это лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, социализация которых традиционно а нашей стране и во всех развитых странах мира осуществляется силами и средствами специального (коррекционного) образования, а именно, в системе специального образования, представленной специальными (коррекционными) школами, дошкольными учреждениями компенсирующего вида, комбинированного вида, центрами медикопсихолого-педагогического сопровождения, психолого-медикопедагогическими комиссиями, реабилитационными и консультационными центрами и др.
Система специального образования, в том числе, в Ленинградской области, – уникальная система социализации человека с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая органически соединит специальное обучение с образованием учащихся с нормальным развитием.
В России, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. За последние годы отмечается тенденция к увеличению как абсолютного, так
и относительного показателя инвалидности. Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы, обеспечивающей интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом процесс интеграции приобретает более широкий смысл, превращаясь из сугубо специального образования в процесс социализации, включающий инкультурацию, адаптацию, эффективность которых достигается реализацией новых условий, в том числе условий дистанционного обучения и воспитания.
Исходя из требований современной жизни в России и проблем интегрированного обучения, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся со специальными нуждами и их родителей, возникает необходимость существенного обновления форм и содержания обучения. Разработка новой идеологии в сфере специального образования обусловливает актуальность создания стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев [6]), учитывающего, в том числе, возможности дистанционного обучения.
Новый подход к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья отражен в Концепции коррекционноразвивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений,
разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО.
В формировании нарушенных функций детей с отклонениями в развитии следует использовать специфические средства развития и методы обучения. Должна быть модифицирована временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Необходимо регулярно проверять соответствие выбранной программы реальным достижениям и уровню развития ребенка. Должна
быть проработана возможность получения образования детьми с нарушениями развития как в условиях дифференцированного формирования нарушенных функций в специальной школе соответствующего вида,
так и в условиях интегрированного и дистанционного обучения.
Таким образом, в соответствии с отечественным и международным опытом в России сегодня «отстаиваются» положения, наиболее полно обеспечивающие возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательный процесс, при котором система специального образования является:
индивидуализированной, то есть основанной на потребностях и возможностях ребенка и направленной на их максимальную реализацию;
всеобъемлющей, то есть обеспечивающей полноценное адекватное образование вне зависимости от возраста и тяжести нарушения в развитии ребенка;
доступной, то есть максимально близко расположенной к месту
жительства ребенка;
оказывающей дополнительные услуги и помощь для удовлетворения особых нужд ребенка и его родителей.
На наш взгляд, именно всем этим требованиям наиболее полно отвечает организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования в Ленинградской области.
Создание системы дистанционного обучения в Ленинградской области было начато в 2006 году в соответствии с поручением Губернатора ЛО. Этому предшествовало выполнение региональной целевой
программы «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002–2006 гг.», обеспечившей необходимый ресурсный базис и уровень технологического развития системы [1].
Сегодня дистанционное обучение приобрело структуру, охватывающую большинство образовательных учреждений региона: школы, колледжи, университеты, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Разработаны и внедряются в учебный процесс дистанционные курсы по предметам общего среднего образования (средняя школа), профильного образования. Разработаны и реализованы дистанционные курсы повышения квалификации: «Дистанционные образовательные технологии в практике», «Помощник тьютора»,
«Возможности интерактивной доски».
Говоря о достижениях дистанционного обучения, необходимо сказать и об особенностях реализации данного вида обучения в системе специального образования.
В последнее время специальная литература изобилует высказываниями о социальном неравенстве, вреде сегрегации и необходимости интеграции. Встречаются и замечания о том, что дети с ограниченными
возможностями здоровья находятся на более низком, по сравнению со здоровыми сверстниками, уровне в школьной иерархии, и обвинения в адрес школ в сохранении ситуации неравенства.
На прошедшем этапе становления системы специального образования общество боролось за организацию специальных учебных заведений, а сегодня распределение ребенка в специальную школу рассматривается как нарушение его прав и «навешивание» социального
ярлыка.
На наш взгляд, классическое понятие «сегрегация» неприменимо к отечественной системе специального образования по причине отсутствия в ней признаков принуждения, ограничения и изоляции. Российская, традиционно организованная, целенаправленная государственная система специального образования ориентирована на оптимизацию условий развития личности детей с ограниченными возможностями.
Нам близка позиция Н.Н. Малофеева [6], отмечающего, что только система специального образования призвана охранять, беречь ребенка с ограниченными возможностями здоровья до тех пор, пока он самостоятельно не сможет выйти в жизнь. Российская система специального образования – уникальная система социализации человека с отклонениями в развитии, создающая условия для реализации его потенциальных возможностей.
Дистанционное обучение – особая форма специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая существенные изменения подходов, организации и структуры системы
общего и специального образования в Ленинградской области.
Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей Ленинградской области независимо от их психофизического состояния и уровня развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские ограничения для получения общего среднего образования, посещая образовательные учреждения, оказавшись в силу своего основного заболевания в условиях домашнего обучения, зачастую находятся в состоянии сенсорной и социальной депривации. Для специалистов давно понятно, что так называемое надомное обучение – это своеобразный выход из положения для семьи, для ребенка, одиноко сидящего дома и не имеющего возможности общаться со сверстниками, играть, проводить время среди здоровых детей. Однако при этом необходимо помнить, что надомное обучение в том виде, в каком оно популяризировалось и применялось в нашей стране многие десятилетия, не решает проблем одиночества, дефицита внимания к ребенку, общения, нормального развития, а лишь в некотором роде помогает ребенку не забыть, что он человек.
Педагог-дефектолог владеет специальными коррекционными, в том числе электронными, технологиями обучения и воспитания детейинвалидов, имеет базовое образование учителя специальной школы и
ученую степень кандидата (доктора) наук. Педагог-тьютор – это учитель так называемого надомного обучения, обязан пройти курсы переподготовки или повышения квалификации по программе ресурсного центра.
Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии – это необходимый виртуально иллюстративный материал внедрения информационных технологий в практику специального обучения (О.И. Кукушкина [5]). Компьютерные программы учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и ориентированы на необходимое им специальное коррекционно-развивающее обучение.
Без применения специально разработанных индивидуальных образовательных программ у ребенка в процессе обучения возникают вторичные нарушения психического развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, что препятствует успешной интеграции в общество и, следовательно, социализации. Нельзя думать, что педагог общеобразовательной школы может в условиях надомного обучения обеспечить, если не полноценное, то необходимое образование и, следовательно, развитие ребенка. Для этого необходима работа специалистадефектолога.
Для создания обстановки полноценного образования в надомных
(дистанционных) условиях, обретения профессии необходимо получение базовых знаний в объеме школьной программы. Совсем недавно это было совершенно невозможно для детей, которые по состоянию здоровья не могли посещать школу и даже просто выходить из дома. Только учитель-дефектолог, владеющий терминологическим аппаратом, умеющий анализировать медицинское заключение, знакомый с клиникой заболевания, течением, прогнозом, понимающий потенциал ребенка, способен применить специальные программы, не навредив здоровью, а приумножив сохранные возможности детского организма.
На наш взгляд, дистанционное обучение может быть организовано только на базе специальной (коррекционной) школы в системе специального образования, в условиях создания ресурсного центра, структуры, обеспечивающей содержательную сторону удаленного учебного процесса, методическое сопровождение деятельности каждого учителя, психолого-педагогическое сопровождение и сохранение здоровья учащихся, коррекционно-развивающую работу, досуговую деятельность. Кроме того, ресурсный центр отвечает за наполнение учебновоспитательного процесса, осуществляет его контроль, следит за технической стороной вопроса.
Первоначально основная дистанционно-образовательная работа сочетается с параллельной подготовкой специалистов на местах, с курсами повышения квалификации, с переподготовкой, консультациями и
обучающими семинарами для педагогов и родителей. Для этого комплектуются группы педагогов-тьюторов, специалистов районных центров информационных технологий, родителей, составляются
обучающие программы, образовательные проекты. Специалисты ресурсного центра разрабатывают и внедряют электронные учебники, методические пособия, тетради ученика по предметам, наглядные и учебные пособия для учителя и родителей.
В дальнейшем ресурсный центр (специальная школа) оставляет за собой научно-методический, содержательный и контрольноконсультативный процессы, передав полномочия дистанционного учителя педагогам на местах.
Единая информационная образовательная сеть, созданная специалистами ресурсного центра, возможность самостоятельного выхода в Интернет, наличие педагогов, владеющих методиками дистанционного
обучения, могут способствовать решению проблемы обучения детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и, кроме того, осуществлению на практике индивидуального подхода к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащихся. Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах.
Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая
получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Для реализации идеи дистанционного обучения нами были тщательно проанализированы медицинские документы 220 детей. Диагнозы как основные, так и сопутствующие наглядно демонстрируют необходимость создания для детей не просто дистанционных, а специальных условий обучения. Все дети имеют медицинские ограничения для получения регулярного образования в стандартных условиях и нуждаются в индивидуальном обучении на дому, щадящем режиме и индивидуальном подходе. Для них дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения и частой госпитализации детей-инвалидов. Каждому ребенку предоставляется возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, по общеобразовательным программам или программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.
Всех детей, нуждающихся в дистанционном обучении, условно можно разделить на три группы: дети-инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с соматическими заболеваниями; дети, страдающие онкологическими заболеваниями. У большинства обследованных детей установлены сопутствующие заболевания и нарушения: со стороны органов зрения – астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов; со стороны нервной системы – синдром внутричерепной гипертензии, гипертензионный синдром, гиперкинезы (насильственные движения); слабость мускулатуры части туловища, одностороннее поражение IX–XII пар черепных нервов; снижение слуха различной этиологии, наличие застойных дисков зрительных нервов, легких расстройств функций мозжечка, постконтузионный синдром, органические расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга. Кроме этого наблюдается задержка развития речи, общее недоразвитие речи, задержка психического развития, заикание, дизартрия, неврозоподобные расстройства на фоне резидуально-органических поражений головного мозга.
Рассмотрим организацию и характерные особенности процесса дистанционного обучения.
Подготовительный этап реализуется сотрудниками ресурсного центра под руководством специальных педагогов и психологов и предполагает разработку технологии и методик дистанционного обучения (создание различных образовательных программ как для детей, так и для педагогов и родителей, электронных виртуальных учебников, учебных пособий и наглядных материалов, базы методических электронных материалов; алгоритма обучения, содержания, модели); апробацию (обсуждение на ученых, методических и педагогических советах, конференциях, симпозиумах и научных семинарах); внедрение содержательной части дистанционной образовательной деятельности, основ работы с различными образовательными программами, с электронными учебниками, пособиями; вариативного и школьного компонентов индивидуального учебного плана, к этапу внедрения относят и комплектование групп детей, их первичное изучение, согласование и подбор учебных материалов, разработку индивидуального сопровождающего маршрута; формулирование цели, задач, структуры деятельности ресурсного центра.
Работа на подготовительном этапе включает формирование групп слушателей – учителей надомного обучения из школ по месту жительства ребенка-инвалида; разработку программы курсов повышения квалификации, электронных учебно-методических комплексов, системы мониторинга, системы контрольно-результативных компонентов.
Основной этап реализации дистанционного обучения детейинвалидов предусматривает освоение учащимися учебного материала под руководством удаленного консультанта-дефектолога, проведение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации «Дистанционное обучение детей-инвалидов».
Заключительный этап предполагает проведение итоговых испытаний по всему курсу в целом.
В итоговые мероприятия входят контрольно-результативный компонент, техническая и информационно-технологическая поддержка.
Актуальность и необходимость внедрения дистанционного обучения в структуре региональной системы специального образования состоит:
– в ориентированности на возможность удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;
– в использовании современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
– в направленности мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, разработанными специалистами ресурсного центра.
Список литературы
1. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования Ленинградской области // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 12. – С. 275–290.
2. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе / М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина,
Е.Т. Логинова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 8–9 апреля 2010 года, г. Минск / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 96–99.
3. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе образования Ленинградской области. Равные возможности – новые перспективы. – М.: МГПУ, 2010.
4. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе: междунар. науч.-практ. конф.: сб. научн. cтатей. ФИРО., МИЭПП. – М.: МГОУ, 2009. – С. 233–238.
5. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. – 2001. – № 6.
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: в 2 т. – Т. 1. Европа. – М.: Просвещение, 2009. –319 с.
7. Скворцов В.Н. Основные задачи системы непрерывного профессионального образования в контексте устойчивого общественного развития (региональный аспект) // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы докл. 4-й междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 231–237.
8. Скворцов В.Н. Профессиональное образование как фактор социальноэкономического развития региона // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Т. 7 (доп. вып.) – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 8–22.
9. Скворцов В.Н. Методологические аспекты взаимодействия образования и экономического развития общества / В.Н. Скворцов // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Сер. педагогика. – 2007. – № 2 (4). – С. 5–11.
В России национальная стратегия инновационного развития опирается на принципы системности и целостности, согласно которым человек, социальная сфера и сектор реальной экономики одновременно должны стать предметом и объектом инновационной деятельности.
Информационное общество и экономика знаний (подробнее см.: В.Н. Скворцов [8]) являются реалиями не только завтрашнего, но уже сегодняшнего дня. Технократическая цивилизация диктует свои законы,
и жизнь меняется так быстро, что без постоянного усвоения новых знаний человек оказывается вытесненным из активных экономических и социальных процессов.
Региональная система образования – это совокупность самостоятельных, целостных, структурированных, взаимосвязанных элементов, определяемых образовательным поведением граждан, учетом геополитических и социально-экономических условий, совокупностью национально-региональных особенностей, это система воспроизводства региональной культуры и цивилизации (В. Н. Скворцов [8, с. 12–17]).
Способности, желание и возможности людей обучаться в течение всей своей жизни – это те значимые характеристики образовательных тенденций, которые должны учитываться органами государственной власти и управления в любой развитой стране как единственный потенциал развития человеческого капитала. Таким образом, развитие способностей, стимулирование желания и предоставление разнообразных возможностей получения знаний – вот стратегические приоритеты государственных органов управления в сфере образования, позволяющие формировать основы будущего общества.
Общий смысл социально-экономического развития любого региона
– это в первую очередь обеспечение определенного качества жизни населения, как живущего, так и будущих поколений. Надо понимать, что основу развития составляет только человеческий труд, позволяющий
создавать необходимые для жизни блага. Качества человека как субъекта труда определяют его же качество жизни. Таким образом, система управления страной, регионом в современных условиях имеет лишь
один основной источник повышения качества жизни населения – через обеспечение условий непрерывного развития населения как субъекта труда и социального взаимодействия (В.Н. Скворцов [9, с. 5–11]).
В связи с этой задачей в каждом регионе необходимо создать с
учетом социально-экономических особенностей его развития региональную систему непрерывного образования и обеспечить его доступность для всех социальных слоев населения. Способствовать этому призвано, в частности, заочное образование, под которым понимается обучение без отрыва от трудовой деятельности или обучение без непосредственного контакта с преподавателем (дистанционное обучение), а также самообразование. Различные аспекты трактовки термина «заочное образование» позволяют рассматривать его как универсальную форму организации и самоорганизации непрерывного образования различных социальных категорий населения, в том числе проживающих в отдаленных местностях, малообеспеченных, с ограниченными возможностями здоровья, безработных, мигрантов и др.
Исследователи выделяют четыре основных признака в современном обществе, стимулирующих развитие непрерывного образования:
научно-техническую революцию, рост свободного времени, необходимость участия в культурных процессах, развитие демократических институтов. Исходя из положения о том, что профессиональная деятельность, свободное время и культура носят социальный характер и одновременно предполагают постоянное творчество, делается вывод, что непрерывное образование должно присутствовать в этих трех областях и одновременно, чтобы быть успешным, определять их социальные аспекты.
Участие различных социальных категорий в непрерывном образовании непосредственно зависит от организации информационной работы с населением по способам получения образования в разных формах обучения и на разных уровнях. Нужную информацию человек может без затруднений получить, имея точное представление о своих интересах и потребностях, но если такой ясности у человека ещё нет, то он сталкивается с определёнными трудностями. Справиться с этими проблемами позволяют организованные при муниципальных образованиях Ленинградской области Центры профессиональной ориентации, диагностики и консультирования, оказания психологической помощи населению.
Некоторые исследователи выделяют три взаимосвязанные сферы образовательной деятельности: институциональное образование, организованное внеинституциональное образование (курсы, библиотеки,
музеи, радио, телевидение) и окказиональное образование, протекающее спонтанно (участие в жизни семьи, общение в кругу друзей, соседей и т. п.). Каждая из этих образовательных сфер относительно самостоятельна. Однако последние две сферы (заочные формы) образовательной деятельности, по нашему мнению, все-таки выполняют
«дополнительные» функции в системе непрерывного образования, а их роль в формировании знания может быть эффективно исследована в рамках социальных и социально-профессиональных групп. Вместе с тем все три сферы образовательной деятельности человека должны войти как взаимосвязанные структуры в региональную систему непрерывного образования [2, с. 96–99]. Говоря о непрерывном образовании нельзя не сказать о той части населения, о категории граждан, которая является наиболее уязвимой с точки зрения социализации в условиях современной социально-экономической ситуации в регионе. Это лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, социализация которых традиционно а нашей стране и во всех развитых странах мира осуществляется силами и средствами специального (коррекционного) образования, а именно, в системе специального образования, представленной специальными (коррекционными) школами, дошкольными учреждениями компенсирующего вида, комбинированного вида, центрами медикопсихолого-педагогического сопровождения, психолого-медикопедагогическими комиссиями, реабилитационными и консультационными центрами и др.
Система специального образования, в том числе, в Ленинградской области, – уникальная система социализации человека с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая органически соединит специальное обучение с образованием учащихся с нормальным развитием.
В России, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. За последние годы отмечается тенденция к увеличению как абсолютного, так
и относительного показателя инвалидности. Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы, обеспечивающей интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом процесс интеграции приобретает более широкий смысл, превращаясь из сугубо специального образования в процесс социализации, включающий инкультурацию, адаптацию, эффективность которых достигается реализацией новых условий, в том числе условий дистанционного обучения и воспитания.
Исходя из требований современной жизни в России и проблем интегрированного обучения, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся со специальными нуждами и их родителей, возникает необходимость существенного обновления форм и содержания обучения. Разработка новой идеологии в сфере специального образования обусловливает актуальность создания стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев [6]), учитывающего, в том числе, возможности дистанционного обучения.
Новый подход к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья отражен в Концепции коррекционноразвивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений,
разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО.
В формировании нарушенных функций детей с отклонениями в развитии следует использовать специфические средства развития и методы обучения. Должна быть модифицирована временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Необходимо регулярно проверять соответствие выбранной программы реальным достижениям и уровню развития ребенка. Должна
быть проработана возможность получения образования детьми с нарушениями развития как в условиях дифференцированного формирования нарушенных функций в специальной школе соответствующего вида,
так и в условиях интегрированного и дистанционного обучения.
Таким образом, в соответствии с отечественным и международным опытом в России сегодня «отстаиваются» положения, наиболее полно обеспечивающие возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательный процесс, при котором система специального образования является:
индивидуализированной, то есть основанной на потребностях и возможностях ребенка и направленной на их максимальную реализацию;
всеобъемлющей, то есть обеспечивающей полноценное адекватное образование вне зависимости от возраста и тяжести нарушения в развитии ребенка;
доступной, то есть максимально близко расположенной к месту
жительства ребенка;
оказывающей дополнительные услуги и помощь для удовлетворения особых нужд ребенка и его родителей.
На наш взгляд, именно всем этим требованиям наиболее полно отвечает организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования в Ленинградской области.
Создание системы дистанционного обучения в Ленинградской области было начато в 2006 году в соответствии с поручением Губернатора ЛО. Этому предшествовало выполнение региональной целевой
программы «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002–2006 гг.», обеспечившей необходимый ресурсный базис и уровень технологического развития системы [1].
Сегодня дистанционное обучение приобрело структуру, охватывающую большинство образовательных учреждений региона: школы, колледжи, университеты, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Разработаны и внедряются в учебный процесс дистанционные курсы по предметам общего среднего образования (средняя школа), профильного образования. Разработаны и реализованы дистанционные курсы повышения квалификации: «Дистанционные образовательные технологии в практике», «Помощник тьютора»,
«Возможности интерактивной доски».
Говоря о достижениях дистанционного обучения, необходимо сказать и об особенностях реализации данного вида обучения в системе специального образования.
В последнее время специальная литература изобилует высказываниями о социальном неравенстве, вреде сегрегации и необходимости интеграции. Встречаются и замечания о том, что дети с ограниченными
возможностями здоровья находятся на более низком, по сравнению со здоровыми сверстниками, уровне в школьной иерархии, и обвинения в адрес школ в сохранении ситуации неравенства.
На прошедшем этапе становления системы специального образования общество боролось за организацию специальных учебных заведений, а сегодня распределение ребенка в специальную школу рассматривается как нарушение его прав и «навешивание» социального
ярлыка.
На наш взгляд, классическое понятие «сегрегация» неприменимо к отечественной системе специального образования по причине отсутствия в ней признаков принуждения, ограничения и изоляции. Российская, традиционно организованная, целенаправленная государственная система специального образования ориентирована на оптимизацию условий развития личности детей с ограниченными возможностями.
Нам близка позиция Н.Н. Малофеева [6], отмечающего, что только система специального образования призвана охранять, беречь ребенка с ограниченными возможностями здоровья до тех пор, пока он самостоятельно не сможет выйти в жизнь. Российская система специального образования – уникальная система социализации человека с отклонениями в развитии, создающая условия для реализации его потенциальных возможностей.
Дистанционное обучение – особая форма специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая существенные изменения подходов, организации и структуры системы
общего и специального образования в Ленинградской области.
Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей Ленинградской области независимо от их психофизического состояния и уровня развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские ограничения для получения общего среднего образования, посещая образовательные учреждения, оказавшись в силу своего основного заболевания в условиях домашнего обучения, зачастую находятся в состоянии сенсорной и социальной депривации. Для специалистов давно понятно, что так называемое надомное обучение – это своеобразный выход из положения для семьи, для ребенка, одиноко сидящего дома и не имеющего возможности общаться со сверстниками, играть, проводить время среди здоровых детей. Однако при этом необходимо помнить, что надомное обучение в том виде, в каком оно популяризировалось и применялось в нашей стране многие десятилетия, не решает проблем одиночества, дефицита внимания к ребенку, общения, нормального развития, а лишь в некотором роде помогает ребенку не забыть, что он человек.
Педагог-дефектолог владеет специальными коррекционными, в том числе электронными, технологиями обучения и воспитания детейинвалидов, имеет базовое образование учителя специальной школы и
ученую степень кандидата (доктора) наук. Педагог-тьютор – это учитель так называемого надомного обучения, обязан пройти курсы переподготовки или повышения квалификации по программе ресурсного центра.
Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии – это необходимый виртуально иллюстративный материал внедрения информационных технологий в практику специального обучения (О.И. Кукушкина [5]). Компьютерные программы учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и ориентированы на необходимое им специальное коррекционно-развивающее обучение.
Без применения специально разработанных индивидуальных образовательных программ у ребенка в процессе обучения возникают вторичные нарушения психического развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, что препятствует успешной интеграции в общество и, следовательно, социализации. Нельзя думать, что педагог общеобразовательной школы может в условиях надомного обучения обеспечить, если не полноценное, то необходимое образование и, следовательно, развитие ребенка. Для этого необходима работа специалистадефектолога.
Для создания обстановки полноценного образования в надомных
(дистанционных) условиях, обретения профессии необходимо получение базовых знаний в объеме школьной программы. Совсем недавно это было совершенно невозможно для детей, которые по состоянию здоровья не могли посещать школу и даже просто выходить из дома. Только учитель-дефектолог, владеющий терминологическим аппаратом, умеющий анализировать медицинское заключение, знакомый с клиникой заболевания, течением, прогнозом, понимающий потенциал ребенка, способен применить специальные программы, не навредив здоровью, а приумножив сохранные возможности детского организма.
На наш взгляд, дистанционное обучение может быть организовано только на базе специальной (коррекционной) школы в системе специального образования, в условиях создания ресурсного центра, структуры, обеспечивающей содержательную сторону удаленного учебного процесса, методическое сопровождение деятельности каждого учителя, психолого-педагогическое сопровождение и сохранение здоровья учащихся, коррекционно-развивающую работу, досуговую деятельность. Кроме того, ресурсный центр отвечает за наполнение учебновоспитательного процесса, осуществляет его контроль, следит за технической стороной вопроса.
Первоначально основная дистанционно-образовательная работа сочетается с параллельной подготовкой специалистов на местах, с курсами повышения квалификации, с переподготовкой, консультациями и
обучающими семинарами для педагогов и родителей. Для этого комплектуются группы педагогов-тьюторов, специалистов районных центров информационных технологий, родителей, составляются
обучающие программы, образовательные проекты. Специалисты ресурсного центра разрабатывают и внедряют электронные учебники, методические пособия, тетради ученика по предметам, наглядные и учебные пособия для учителя и родителей.
В дальнейшем ресурсный центр (специальная школа) оставляет за собой научно-методический, содержательный и контрольноконсультативный процессы, передав полномочия дистанционного учителя педагогам на местах.
Единая информационная образовательная сеть, созданная специалистами ресурсного центра, возможность самостоятельного выхода в Интернет, наличие педагогов, владеющих методиками дистанционного
обучения, могут способствовать решению проблемы обучения детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и, кроме того, осуществлению на практике индивидуального подхода к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащихся. Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах.
Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая
получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Для реализации идеи дистанционного обучения нами были тщательно проанализированы медицинские документы 220 детей. Диагнозы как основные, так и сопутствующие наглядно демонстрируют необходимость создания для детей не просто дистанционных, а специальных условий обучения. Все дети имеют медицинские ограничения для получения регулярного образования в стандартных условиях и нуждаются в индивидуальном обучении на дому, щадящем режиме и индивидуальном подходе. Для них дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения и частой госпитализации детей-инвалидов. Каждому ребенку предоставляется возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, по общеобразовательным программам или программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.
Всех детей, нуждающихся в дистанционном обучении, условно можно разделить на три группы: дети-инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с соматическими заболеваниями; дети, страдающие онкологическими заболеваниями. У большинства обследованных детей установлены сопутствующие заболевания и нарушения: со стороны органов зрения – астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов; со стороны нервной системы – синдром внутричерепной гипертензии, гипертензионный синдром, гиперкинезы (насильственные движения); слабость мускулатуры части туловища, одностороннее поражение IX–XII пар черепных нервов; снижение слуха различной этиологии, наличие застойных дисков зрительных нервов, легких расстройств функций мозжечка, постконтузионный синдром, органические расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга. Кроме этого наблюдается задержка развития речи, общее недоразвитие речи, задержка психического развития, заикание, дизартрия, неврозоподобные расстройства на фоне резидуально-органических поражений головного мозга.
Рассмотрим организацию и характерные особенности процесса дистанционного обучения.
Подготовительный этап реализуется сотрудниками ресурсного центра под руководством специальных педагогов и психологов и предполагает разработку технологии и методик дистанционного обучения (создание различных образовательных программ как для детей, так и для педагогов и родителей, электронных виртуальных учебников, учебных пособий и наглядных материалов, базы методических электронных материалов; алгоритма обучения, содержания, модели); апробацию (обсуждение на ученых, методических и педагогических советах, конференциях, симпозиумах и научных семинарах); внедрение содержательной части дистанционной образовательной деятельности, основ работы с различными образовательными программами, с электронными учебниками, пособиями; вариативного и школьного компонентов индивидуального учебного плана, к этапу внедрения относят и комплектование групп детей, их первичное изучение, согласование и подбор учебных материалов, разработку индивидуального сопровождающего маршрута; формулирование цели, задач, структуры деятельности ресурсного центра.
Работа на подготовительном этапе включает формирование групп слушателей – учителей надомного обучения из школ по месту жительства ребенка-инвалида; разработку программы курсов повышения квалификации, электронных учебно-методических комплексов, системы мониторинга, системы контрольно-результативных компонентов.
Основной этап реализации дистанционного обучения детейинвалидов предусматривает освоение учащимися учебного материала под руководством удаленного консультанта-дефектолога, проведение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации «Дистанционное обучение детей-инвалидов».
Заключительный этап предполагает проведение итоговых испытаний по всему курсу в целом.
В итоговые мероприятия входят контрольно-результативный компонент, техническая и информационно-технологическая поддержка.
Актуальность и необходимость внедрения дистанционного обучения в структуре региональной системы специального образования состоит:
– в ориентированности на возможность удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;
– в использовании современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
– в направленности мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, разработанными специалистами ресурсного центра.
Список литературы
1. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования Ленинградской области // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 12. – С. 275–290.
2. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе / М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина,
Е.Т. Логинова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 8–9 апреля 2010 года, г. Минск / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 96–99.
3. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе образования Ленинградской области. Равные возможности – новые перспективы. – М.: МГПУ, 2010.
4. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе: междунар. науч.-практ. конф.: сб. научн. cтатей. ФИРО., МИЭПП. – М.: МГОУ, 2009. – С. 233–238.
5. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. – 2001. – № 6.
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: в 2 т. – Т. 1. Европа. – М.: Просвещение, 2009. –319 с.
7. Скворцов В.Н. Основные задачи системы непрерывного профессионального образования в контексте устойчивого общественного развития (региональный аспект) // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы докл. 4-й междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 231–237.
8. Скворцов В.Н. Профессиональное образование как фактор социальноэкономического развития региона // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Т. 7 (доп. вып.) – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 8–22.
9. Скворцов В.Н. Методологические аспекты взаимодействия образования и экономического развития общества / В.Н. Скворцов // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Сер. педагогика. – 2007. – № 2 (4). – С. 5–11.
Источник: В.Н. Скворцов, М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи