ТРИ СХЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТРЁХ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДАХ К ВВЕДЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО»

Наука » Педагогика
Математическая подготовка учителя начальных классов включает овладение умениями теоретического обоснования арифметических действий над натуральными числами. В настоящее время в вузах рассматриваются три подхода к введению понятия «натуральное число» – аксиоматический, теоретико-множественный и натуральное число, как мера измерения величины. Неоднозначность толкования понятия порождает специфику рассуждений при выполнении арифметических действий.
Используемые для обучения студентов пособия, в том числе «Задачник-практикум по математике» Н.Н. Лавровой и Л.П. Стойловой
1985 года издания, содержат упражнения по закреплению теоретических знаний о натуральных числах. Как правило, эти упражнения не нацелены на выявление особенностей рассуждений при выполнении арифметических действий. Большей частью практические задания связаны с законами арифметических действий в аксиоматическом подходе. Теоретико-множественный смысл арифметических операций раскрывается, главным образом, при решении текстовых задач, но не примеров. То же самое можно сказать и о третьем подходе к введению понятия «натуральное число».
Немного улучшают ситуацию упражнения учебника «Математика» Л.П. Стойловой, которые содержат задания по нахождению значений выражений, используя определения арифметических операций. Однако при этом студенты не «вживаются» в особенности построения множества натуральных чисел и плохо понимают смысл арифметических операций в различных подходах к введению понятия «натуральное число».
В настоящей работе представлен наш опыт по обучению студентов схемам рассуждений при выполнении арифметических действий, порождаемые особенностями введения понятия «натуральное число», приведены рассуждения о целесообразности использования таких схем в процессе подготовки учителей начальных классов.
Аксиоматический подход. Натуральное число рассматривается как элемент некоторого непустого множества, на котором задано отношение «непосредственно следовать за», обладающее наперед заданными основными свойствами, описанными аксиомами.

ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика
Всего в исследовании приняло участие 307 школьников 4-ых классов (156 – мальчиков, 151– девочек) из общеобразовательных школ № 94, 120, 518, 605, лицея №101 и № 486, гимназии № 622
Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
По результатам исследования выявилась следующая картина.
• Занятия с компьютером не относятся детьми к значимым видам деятельности (из 10 позиций они получили вес – 5,3). Тем не менее, в свободное от учебы время 48% опрошенных проводят за компьютером более часа ежедневно, а 17% из них уделяет компьютерным играм уже несколько часов, 28% используют компьютер постоянно (каждый день), а еще 25,8% садятся за него более трех дней в неделю, 55% отмечают, что никогда не проводят целый день за компьютером, 34,5% признали, что изредка посвящают компьютеру целый день и еще более 11% респондентов отметили, что делают это часто.
• Примерно 33% опрошенных отмечают появляющееся раздражение, когда те или иные обстоятельства отвлекают их от игры или требуют ее прекращения, 18% признают, что компьютерные игры отнимают много времени и мешают учебе, а еще 50% соглашаются с тем, что компьютерные игры отвлекают от учебы, но не слишком;
33% отвечают, что не задумывались над этим.
• Около 65% легко покидают компьютер по просьбе родителей, но
14% признаются, что отрыв от компьютера им дается с большим трудом и спорами.
• 46% отметили, что игра за компьютером помогает им отвлечься от проблем, школьных и домашних обязанностей (10% из них выразили устойчивость этого факта, а 15 % подтвердили, что в большинстве случаев это именно так).
• 25% используют компьютерные игры для снятия усталости и раздражения после школы. Еще 25% – чтобы занять свободное время.
44% отметили, что проводят за компьютером время, чтобы научиться им хорошо владеть.
• 67% школьников оценивают компьютерные игры как игровую реальность, но уже 27% отмечают, что иногда реальность и игра переплетаются в сознании настолько, что признают появление состояния, когда кажется, что все происходящее в игре полная реальность.
• 75% младших школьников не готовы нарушить свои режим питания ради компьютерного развлечения. 21,5% констатируют, что периодически нарушают режим питания, включаясь в компьютерные игры.
• 20% опрошенных активно обсуждают с друзьями компьютерные новинки, а 30% еще не вносят эту тему для обсуждений.
• 33% констатируют появление отрицательных эмоций на замечания взрослых по поводу длительности времени, проводимого за компьютером, а 7% отметили возникающее при этом сильное раздражение.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

Наука » Педагогика
Современные методики обучения в вузах, как и вся дидактика высшей школы, переживают сложный «переходный» период. Быстрое изменение социально-экономических условий предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной подготовки специалистов, что приводит к возрождению тенденции фундаментализации современного образования. Особое место в структуре фундаментальной подготовки занимают естественнонаучные дисциплины и, в том числе, математика.
Естественно, изменение социально-экономических основ общества неразрывно ведет к перестройке педагогической системы и образовательной практики. На смену традиционной дидактической модели идет обновленная концепция образования, затрагивающая все его составляющие, начиная от целей, содержания образования и заканчивая технологией проектирования учебно-познавательной деятельности.
Изменение целей образования, разработка новых учебных планов, новые подходы к отражению содержания имеют тенденцию к интеграции образовательных областей. Так, например, курс «Математика и информатика», читаемый на первом курсе Института детства РГПУ им. А.И.Герцена, интегрирует в своем контенте две образовательные области – математику и информатику. Связь математики и информатики носит явный генетический характер, поскольку информатика «вышла» из математики.
Отсюда следует, что в современных условиях фундаментализация и прикладная направленность математического образования напрямую связаны с освоением информатики как инструмента познания объективной реальности. Объективным фактором, влияющим не только на образовательные технологии, но и на содержание образования, стала экспансия в систему образования информационно-коммуникационных технологий. В сфере профессионального образования это явление не в последнюю очередь захватывает подготовку специалистов, в которой значимую роль выполняет математика.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика
В настоящее время образование переживает очередное реформирование. Пользу в этом процессе могут принести только те изменения, которые учитывают традиции. Обновление необходимо, но не ради «зуда инноваций», а ради естественного совершенствования сущего (Е.М. Вечтомов).
Важным направлением обновления школы, при котором находят
место прошедшие проверку временем традиции, является подход к образованию как к подсистеме культуры, ориентированной на саморазвитие личности в процессе обучения. Целью педагогического процесса становится образованность ребенка, которая формирует у него индивидуальное восприятие мира, способность не только адаптироваться, но и самому активно влиять на окружающий мир [1]

(А.Г. Асмолов). Отметим, что приобщение школьников к математической культуре является задачей не только обучения математике. Овладение элементами математической культуры – важный результат образования в целом. Это связано с тем, что личностные качества, знания, умения, опыт, приобретаемые учеником в процессе овладения математической культурой (именно культурой, а не разрозненными знаниями и умениями) влияют на его жизнь, успешное образование и дальнейшую судьбу.

Чем особенна математика? Зачем ее надо изучать?
Математика отличается от других наук всеобщностью (кроме философии); абстрактностью объектов; тем, что сама является языком (для описания конкретных ситуаций, возникающих в других науках и в практической деятельности людей); обладает методами, в том числе математического моделирования, широко применяемыми для развития многих наук и решения практических вопросов; доказательностью.
Математика, как известно, «ум в порядок приводит». Кроме того, она необходима для успешного экономического развития страны, повышения ее обороноспособности, законотворчества, технической безопасности, что в целом способствует тому, что государство дает возможность личности развиваться. Наличие хорошего математического образования у всех дает каждому более широкое поле профессионального выбора не только сразу после школьной скамьи, но и позже, при необходимости смены сферы деятельности.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БАЗЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Наука » Педагогика
В современном обществе роль информации, знаний, интеллекта существенно возрастает, что обусловлено рядом производственнотехнологических факторов, среди которых: интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объёма и скорости информационнообменных процессов в обществе. По сути, за время жизни одного поколения сменяется не одна, а несколько базовых технологий, которые всё более информатизируются и интеллектуализируются. Это приводит к возрастанию роли интеллекта личности, коллектива, общества в целом, к расширению спектра решаемых задач и проблем, к необходимости создания новых интеллектуальных ресурсов, носителем которых является конкретная личность и общество. Культурный или образовательный продукт всё более становится цифровой информацией и, соответственно, возникает электронный информационный ресурс.
Одной из характерных черт современного образовательного процесса является то, что если традиционно учащиеся были лишь реципиентами информации, то сейчас они становятся и её производителями. Обладание информацией и специальной компетенцией становится ценнейшим трудовым ресурсом, который не был востребован ранее в индустриальную эпоху «синих воротничков». Это требует качественно иной подготовки педагогических кадров, изменения содержания и форм обучения, формирования новых компетенций.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Наука » Педагогика
Восприятие предметов и явлений окружающего мира служит основой для ориентировки человека, в том числе и младшего школьника, в мире и обществе, позволяет ему организовывать свою деятельность и регулировать поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями воспринимаемых предметов, явлений и ситуаций окружающей действительности. Восприятие является необходимой составляющей для формирования и совершенствования других психических функций ребенка.
В философии под восприятием понимают чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств [7]. Как мы видим, данное определение не показывает процессуальность восприятия, не отмечает активной позиции личности при восприятии объектов окружающего мира. В общей психологии восприятие определяют как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств [4]. Здесь восприятие выступает как процесс, но также не показана активная роль воспринимающего человека, кроме того, не указывается в каком виде выступает результат отражения. Л. Ф. Тихомирова предлагает рассматривать восприятие как основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6]. При этом подходе к толкованию восприятия тоже не представлен его результат. Учителю в работе важны все стороны процесса восприятия учащихся. Мы предлагаем объединить различные определения и будем рассматривать восприятие как один из основных познавательных процессов приема и преобразования информации, обеспечивающий младшему школьнику чувственное отражение объективной реальности, ее предметов и явлений, целостных ситуаций в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на его органы чувств. В результате у ребенка формируются перцептивные образы воспринимаемых объектов.

В начальной школе нужно продолжать совершенствование у детей процесса чувственного познания мира. Курс «Окружающий мир» предполагает систематизированное и научное познание учащимися окружающего мира природы. Это требует от школьника осуществление перцептивной деятельности на более высоком уровне (целенаправленное восприятие, самостоятельное обнаружение и опознание природного объекта, необходимость глубокого, всестороннего анализа объекта природы и его признаков, свойств, умение выделять существенное, устанавливать связи между воспринимаемыми объектами или его частями и т. д.).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наука » Педагогика
«Без карты нет географии!» аксиома Изменения в современном образовании обусловлены коренными преобразованиями в обществе, информатизацией и глобализацией всей человеческой деятельности. Географическая карта в наше время становится языком международного общения. Географическую культуру определяет картографическая грамотность человека, его умение пользоваться картой, знать ее язык, который Н.Н. Баранский называл «вторым языком» географии. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей, являющиеся основой всестороннего пространственного видения мира.
Значение картографической наглядности в развитии младшего школьника велико. Работа с географической картой заменяет учащимся непосредственное изучение территорий земного шара. Она помогает воссоздать их образ, при этом развивается пространственное воображение и пространственные представления детей. Развивается также логическое мышление младшего школьника, т. к. помогает устанавливать связи, анализировать и сравнивать, синтезировать и обобщать. Навыки, приобретаемые учащимися при работе с картой наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к жизненным навыкам и являются неотъемлемой частью начального образования.
Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками [1]. Особенность географических карт для начальной школы – это, прежде всего, иная проекция карт – по внешнему виду она напоминает часть карты полушарий. Все меридианы сходятся в точке Северного полюса, изображенной на карте. Территория России показана до полюса, чего нет на других картах. Это дает возможность ясно показать детям самую северную точку России на материке – мыс Челюскин на п-ове Таймыр. Северо-восточная и Северо-западная части России показаны не загибающимися вверх по карте, а вытянутыми. Черное море дано полностью в удобном для работы виде. Европейская часть размещена так, что по ней легко работать. К сожалению, при этом происходит увеличение площади России на севере и некоторое уменьшение на юге, что мешает измерению больших расстояний по карте. Изображение линейного масштаба карты представлено именованным и графическим способами, а числового нет. Сейчас в современных атласах дается и этот способ, но учителя не могут использовать его из-за недостаточных математических знаний учащихся начальной школы.

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КУРСЕ КОНЦЕПЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Наука » Педагогика
Познание природы человеком связано не только с приобретением знаний. По классической стратегии естественнонаучного мышления важной составляющей образования является развитие человека как мыслящего существа и обогащение его духовного мира. Уже на первых этапах зарождения науки человек понимал, что, наблюдая чтолибо в природе, он ищет объяснения наблюдаемым явлениям. В это период человек стал задумываться над тем, как следует изучать природу, чтобы узнать о ней больше. Наблюдая окружающий мир, он формировал совокупность устойчивых представлений о важных закономерностях окружающего мира. По мере накопления знаний о природе важнейших явлений развивалась наука. А человеку приходилось искать новые пути, чтобы изучать окружающий мир шире и глубже. Постепенно сложился особый стиль мышления – естественнонаучный.
В этой связи, одной из задач курса концепций современного естествознания является формирование основ естественнонаучного образования будущих специалистов. Среди путей, которые могут привести к разрешению этой задачи, является изучение способов регуляции систем. Изучение множества процессов в сложных системах показало, что принципы управления и регуляции в живой природе, социальных системах и технике оказываются сравнимыми друг с другом. Так как, если абстрагироваться от физиологических и физических особенностей, то такие системы можно рассматривать с единой точки зрения. Эти вопросы изучает кибернетика – наука, по словам Н. Винера, об управлении и передаче информации в живых организмах и машинах. Несколько иное определение дано академиком В. Глушковым: кибернетика – это наука о законах преобразования информации и об управляющих системах.

ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО КУРСУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Наука » Педагогика
Образование в условиях его реформирования вынуждено искать новые формы проведения занятий. Это связано со многими проблемами, основные из них видятся следующими: качественно другой уровень подготовки студентов, их ориентация на утилитарное потребление знаний, слабая мотивация на работу в школе, отсутствие навыков работы с учебными и научными текстами, широкое распространение использования электронных источников для представления работ и некоторые другие.
В связи с этим возникает противоречие между старыми формами проведения занятий, их деления на лекционные и практические и возможностями студентов в соучастии в них. Это проявляется в трудности установления субъектных отношений в учебном процессе, когда преподаватель и студент оказываются в сложном положении: преподаватель видит необходимость в предъявлении фундаментальных знаний по своему предмету, а слушающий его студент не может вычленить основные идеи курса и сосредоточен на тщательности фиксирования материала лекции (в лучшем случае). Введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний и работы студента и технологических карт даёт возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, но не способно до конца решить проблему качества знаний обучающихся.
Возможным дополнением, позволяющим исправить сложившуюся ситуацию, может стать изменённая методика проведения занятий. Основные её положения заключаются в следующей последовательности действий, включающей в себя 5 различных этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Наука » Педагогика
Качество образования всегда было одной из важнейших проблем в системе высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу требует существенного изменения и учебного процесса и самой структуры высшего образования [1]. Введение кредитной системы позволяет повысить мобильность студентов и развивать сотрудничество ученых и преподавателей университетов разных государств. Бально-рейтинговая оценка достижений позволяет оценить усилия студентов в освоении дисциплины, и одновременно способствует развитию конкуренции между ними, что приводит к повышению качества знаний студентов.
Для успешной работы с использованием бально-рейтинговой системы необходимо придерживаться определенных правил. В первую очередь, преподаватель должен четко определить свои «правила игры» – создать «технологическую карту (ТК) дисциплины», которая и будет служить основным руководством к действию для всех участников образовательного процесса. В ТК четко прописано: что студент должен сделать и выучить, какие задания выполнить, как должен отчитаться о выполненной работе, и в какие сроки все это должно быть выполнено. Раздел ТК «вводный блок» дает возможность оценить уже имеющиеся у студентов знания и умения по дисциплине. Это позволит преподавателю скорректировать работу в соответствии с уровнем знаний и умений студентов. Наличие в ТК раздела «дополнительные задания» поможет организовать индивидуальную работу: и в случае повышенного интереса или склонности студента к предмету, и в ситуации затруднений студента в освоении предмета. Основной блок ТК позволяет преподавателю выстроить систему работы по предмету, определить, что является наиболее важным в курсе, что студент должен знать, уметь, понимать. При наличии ТК студент также может спланировать свою работу и рассчитать силы в освоении дисциплины.

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
В системе вузовского обучения учителей особое значение приобретает подготовка будущих педагогов к проведению разнообразных по форме работ с учащимися. Российский опыт подготовки учителей начальных классов утвердил полевые практики как неотъемлемое звено учебного процесса в системе высшего педагогического образования.
Полевая практика готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию природоведческих дисциплин. Содержание полевой практики тесно связано с программами курсов «Естествознание» и
«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию». До начала полевой практики студенты заканчивают изучение отмеченных дисциплин, что обеспечивает их знаниями важнейших закономерностей оболочек Земли – атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, основных особенностей природных комплексов на территории различных физико-географических районов нашей страны. Это позволяет студентам на полевой практике самостоятельно решать ряд вопросов при анализе наблюдаемых ими природных процессов и явлений.
Основная цель практики – изучение особенностей отдельных
компонентов природы, установление взаимосвязей между ними, а также характеристика ландшафтных комплексов на примере своего края, в том числе определение направления и динамики эволюции таких комплексов, оценка степени антропогенного воздействия на них. [1].

Полученные знания и опыт проведения наблюдений в природе должны быть адаптированы к использованию при работе с учащимися младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА

Наука » Педагогика
Существование цивилизации на Земле, жизнь каждого из нас неразрывно связаны с благоприятными природными условиями, благополучным состоянием биосферы нашей планеты. Большинство исследователей пришло к выводу, что регулирование государствами

состояния окружающей природной среды не может предотвратить ее деградацию и разрушение. Сейчас много говорится и пишется и в экологической литературе, и в средствах массовой информации об экологическом кризисе, о напряженном поиске всеми путей решения глобальных социально-экономических проблем современности. Успешное решение этих проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический тип, потому что экологический кризис – не внешний по отношению к человеку, а внутренний: во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Его невозможно разрешить, только защищая и улучшая окружающую среду, необходимо формировать новую систему гармоничного взаимодействия человека и природы на основе развития экоцентрического типа экологического сознания человека. Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.
К сожалению, в России развитие системы экологического образования сдерживается целым рядом объективных и субъективных причин: разрушением народных традиций рационального природопользования; укоренившимся потребительским отношением людей к природе; господствующей системой ценностей и потребностей; кризисным состоянием экономики во многих регионах страны; недостатками и слабой действенностью законодательства в области природопользования и охраны природы.