ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО КУРСУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Наука » Педагогика
Образование в условиях его реформирования вынуждено искать новые формы проведения занятий. Это связано со многими проблемами, основные из них видятся следующими: качественно другой уровень подготовки студентов, их ориентация на утилитарное потребление знаний, слабая мотивация на работу в школе, отсутствие навыков работы с учебными и научными текстами, широкое распространение использования электронных источников для представления работ и некоторые другие.
В связи с этим возникает противоречие между старыми формами проведения занятий, их деления на лекционные и практические и возможностями студентов в соучастии в них. Это проявляется в трудности установления субъектных отношений в учебном процессе, когда преподаватель и студент оказываются в сложном положении: преподаватель видит необходимость в предъявлении фундаментальных знаний по своему предмету, а слушающий его студент не может вычленить основные идеи курса и сосредоточен на тщательности фиксирования материала лекции (в лучшем случае). Введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний и работы студента и технологических карт даёт возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, но не способно до конца решить проблему качества знаний обучающихся.
Возможным дополнением, позволяющим исправить сложившуюся ситуацию, может стать изменённая методика проведения занятий. Основные её положения заключаются в следующей последовательности действий, включающей в себя 5 различных этапов.
1. Подготовительный. Связан с работой преподавателя по ранжирования понятий, определению необходимого круга базовых понятий, без которых раскрытие основных тем курса невозможно. Также определяются понятия, роль которых может считаться дополнительной по отношению к базовым.
2. Представлен опережающим заданием студентам, цель которого самостоятельный поиск в различных информационных источниках формулировок базовых понятий, причём количество найденных формулировок не должно быть меньше двух.
3. Понятийный. На этом этапе происходит выделение сущностных характеристик понятий. Для этого используются операции сравнения понятий на основе анализа их формулировок для выявления содержательных различий в их понимании разными авторами; нахождение общих смыслов и, по возможности, составление на этом основании общей формулировки базового понятия.
4. Работа с учебным материалом (тексты, предназначенные для начальной школы). На этом этапе: нахождение изучаемого материала в учебных текстах; определение смысла в сокращении объёма понятий, т. е. за счёт чего происходит упрощение сути понятия, его генерализация; составление схемы структурных связей изучаемых понятий в учебном тексте; изучение пропедевтического значения изучаемых тем для курсов географии и биологии средней школы.
5. Самостоятельное объяснение понятий студентами на уровне начальной школы и предъявление знаний в разных знаковых системах.
Рассмотрим более подробно работу по предлагаемой изменённой методике. Первый этап включает в себя выделение различных блоков понятий, характеризующих то или иное природное явление, процесс. Далее, внутри блока, происходит ранжирование понятий, выделение основных и подчинённых и взаимосвязей между ними. Определяются необходимые источники информации, составляется база данных учебной литературы, предъявляемая учащимся. В условиях сокращения количества часов на изучение базовых дисциплин, переноса силы тяжести на самостоятельную работу студента, подготовительный этап, проводимый преподавателем, может стать моделью дальнейшей деятельности для студентов. Кроме того, определяемый список использованной литературы – основной и дополнительный – позволяет контролировать преподавателю уровень обращения к источникам информации. Особое внимание в таком компонентном курсе, как «Естествознание» должно уделяться междисциплинарным связям при характеристике того или иного природного явления.
Смысл второго этапа, заключён в самостоятельной работе студентов по нахождению различных формулировок основных понятий в научной и учебной литературе. Требование не единичного предъявления формулировок направлено на необходимость ознакомления с различными точками зрения на изучаемое явление, процесс, возникающими вследствие развития научной мысли, появления новых подходов к изучению закономерностей (системный подход, например). Разный временной период появления литературных источников или формулировки понятия в представлении различных научных школ является необходимым требованием к самостоятельной работе с литературой.
Третий этап – понятийный, связан с углублённой работой с понятиями. Изучение различных формулировок, проведение операций анализа и синтеза при выявлении различий и сходства в формулировании позволит устранить наметившийся механисцизм в их предъявлении. Становится невозможным просто показать запись определения понятия в любом виде: как просто переписанную из словаря или учебника, так и взятую в виде «матрицы» из Интернета. Для получения положительного результата необходимо провести операцию сравнения найденной информации. Важным звеном работы с понятием на этом этапе становится представление его в знаково-символической системе, позволяющее за счёт процесса кодирования с одной стороны сделать понятие более наглядным, с другой – увидеть существующие взаимосвязи с другими понятиями за счёт более явной структуризации его. Проявление взаимосвязи даёт возможность связать между собой отдельные темы учебных материалов, обычно разобщенные в них. Связь учебных тем на уровне понятий или на уровне процессов, позволяет придать целостность познанию, что очень важно в естественнонаучном цикле учебных дисциплин. Здесь важное место занимает обоснование того или иного явления с точки зрения смежных дисциплин. Т.о., географическое понятие получает своё биологическое, физическое, химическое, математическое обоснование и становится ясным уже в контексте естествознания.
Работа на четвёртом этапе является необходимой для подготовки учителя именно начальной школы. Здесь студент целенаправленно знакомится с различными учебными текстами, представленными в учебниках, соответствующих различным учебным программам. Изучение существующих в текстах определений понятий даёт возможность судить о степени их соответствия научным определениям, ориентироваться в степени переформулирования и адаптации к данному возрасту. Это, в свою очередь, при самостоятельной работе в классе позволит будущему учителю вносить необходимые изменения и дополнения с учётом специфики класса. Составление структурных схем позволяет использовать их не только для понимания включённости понятия в общую картину научного познания, но и даёт возможность использования в качестве наглядного пособия на уроке (частично или полностью). Проведение студенческой практики и анализ уроков показали, что использование практикантами различных схем, графиков, знаков и символов в преподавании становилось основой подачи учебного материала и значительно упрощало взаимодействие учителя с классом, как при объяснении нового материала, так и при контроле знаний. Знакомство студентов с учебными текстами, предназначенными для учащихся средней школы, преследует цель единства требований и связи начальной и средней школы. Понимание развития представлений об окружающем мире позволит осуществить переход от одной образовательной ступени к другой с наименьшими потерями для ребёнка.
Пятый этап является своего рода контрольным, дающим возможность оценить уровень подготовки студента. Кроме того, он важен как ступень последующей работы по подготовке к педагогической практике в школе.

Источник: В. Ю. Смольников (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.