ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БАЗЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Наука » Педагогика
В современном обществе роль информации, знаний, интеллекта существенно возрастает, что обусловлено рядом производственнотехнологических факторов, среди которых: интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объёма и скорости информационнообменных процессов в обществе. По сути, за время жизни одного поколения сменяется не одна, а несколько базовых технологий, которые всё более информатизируются и интеллектуализируются. Это приводит к возрастанию роли интеллекта личности, коллектива, общества в целом, к расширению спектра решаемых задач и проблем, к необходимости создания новых интеллектуальных ресурсов, носителем которых является конкретная личность и общество. Культурный или образовательный продукт всё более становится цифровой информацией и, соответственно, возникает электронный информационный ресурс.
Одной из характерных черт современного образовательного процесса является то, что если традиционно учащиеся были лишь реципиентами информации, то сейчас они становятся и её производителями. Обладание информацией и специальной компетенцией становится ценнейшим трудовым ресурсом, который не был востребован ранее в индустриальную эпоху «синих воротничков». Это требует качественно иной подготовки педагогических кадров, изменения содержания и форм обучения, формирования новых компетенций.
На наш взгляд, формирование ориентации на создание знания и на творчество может начинаться уже в младшем школьном возрасте в рамках изучения большинства школьных дисциплин и, в особенности, в рамках интеграции их с курсом информатики и информационных и коммуникационных технологий. Для осуществления учебновоспитательного процесса, реализующего такие цели обучения, воспитания и развития необходима подготовка специалистов, обладающих не только педагогическими умениями и навыками, но и высоким уровнем информационной культуры и профессиональной грамотности в вопросах, связанных с решением задач максимального использования расширяющейся социальной памяти и реализации соответствующих технологических возможностей путем организации учебного информационного взаимодействия на базе распределенных информационных ресурсов в глобальной сети.
Сформулируем требования к такому специалисту. Он должен знать основные теоретико-методологические подходы к анализу информационных ресурсов и их электронной формы; уметь правильно ориентироваться в новой информационной среде, способствовать социогуманитарному варианту её развития; владеть навыками создания и использования на базе ИКТ средств мониторинга развития образовательного процесса в учреждении, оценки и создания образовательных Интернет-ресурсов; быть компетентным в вопросах изучения, освоения, разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Одним из специализированных курсов в плане подготовки учителей информатики для начальной школы и возможных курсов по выбору для учителей начальной школы является курс «Организация учебного взаимодействия на базе распределённого информационного ресурса Интернет». Нами разработана и реализована авторская концепция курса. Она включает программу курса, комплекс учебнометодических и контрольно-измерительных материалов, формы творческой деятельности студентов.
Программа курса включает следующие разделы:
Тема 1. Информационное взаимодействие в Интернете.
Тема 2. Учебное информационное взаимодействие при работе в компьютерных сетях.
Тема 3. Распределенный информационный ресурс: подходы к анализу и классификация, требования.
Тема 4. Учебные телекоммуникационные проекты.
Тема 5. Образовательные порталы. Содержание и особенности применения в образовательном процессе.
Тема 6. Специфика использования распределенного информационного ресурса в образовательных целях.
Учебный курс рассчитан на интенсивную самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя-консультанта. Каждая тема раздела имеет стандартную структуру: цели изучения темы, методические рекомендации по изучению учебного материала, учебный материал, выводы, практикум, оценочный материал, в том числе и для самоконтроля. Наличие практикума и тестов призвано активизировать познавательную деятельность студентов. Для облегчения самостоятельной работы приведен список рекомендованной литературы и новейших, в том числе сетевых, источников нормативноправовой, научно-технической и педагогической информации.
Особо стоит отметить возможность сетевых учебных занятий в режимах чат и форум, что дает возможность на практике знакомиться с особенностями Интернет-обучения.
Для будущего преподавателя особое значение имеет применимость полученных теоретических знаний на практике. Поэтому отдельным инновационным элементом в содержании обучения выступает комплекс практических работ, направленный на многокритериальную оценку образовательных Интернет-ресурсов, формирование структуры и содержания образовательных ресурсов и форм учебного информационного взаимодействия, реализуемых впоследствии в рамках педагогической практики студентов. Особо стоит подчеркнуть важность качественной подготовки учителей начальных классов в области экспертизы информационных ресурсов для обучения младших школьников. В условиях постоянного роста такого рода ресурсов актуализируется умение педагога самостоятельно формулировать критерии отбора материалов сопровождающих учебное взаимодействие на базе ИКТ по различным предметам. Основу такого умения должны составлять системность и научность мышления студента, сформированного в рамках информационной культуры. В учебном курсе, в свою очередь, предложены основные направления экспертной оценки качества содержания информационных ресурсов (научность, доступность, наглядность, логика, полнота).
В заключение отметим, что также возможно использование всего
комплекса учебных материалов в качестве методической поддержки преподавателей, приступающих к работе в единой информационной среде школы.

Источник: А. Ю. Федосов, Д. А. Ростовых (г. Москва)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.