ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наука » Педагогика
«Без карты нет географии!» аксиома Изменения в современном образовании обусловлены коренными преобразованиями в обществе, информатизацией и глобализацией всей человеческой деятельности. Географическая карта в наше время становится языком международного общения. Географическую культуру определяет картографическая грамотность человека, его умение пользоваться картой, знать ее язык, который Н.Н. Баранский называл «вторым языком» географии. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей, являющиеся основой всестороннего пространственного видения мира.
Значение картографической наглядности в развитии младшего школьника велико. Работа с географической картой заменяет учащимся непосредственное изучение территорий земного шара. Она помогает воссоздать их образ, при этом развивается пространственное воображение и пространственные представления детей. Развивается также логическое мышление младшего школьника, т. к. помогает устанавливать связи, анализировать и сравнивать, синтезировать и обобщать. Навыки, приобретаемые учащимися при работе с картой наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к жизненным навыкам и являются неотъемлемой частью начального образования.
Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками [1]. Особенность географических карт для начальной школы – это, прежде всего, иная проекция карт – по внешнему виду она напоминает часть карты полушарий. Все меридианы сходятся в точке Северного полюса, изображенной на карте. Территория России показана до полюса, чего нет на других картах. Это дает возможность ясно показать детям самую северную точку России на материке – мыс Челюскин на п-ове Таймыр. Северо-восточная и Северо-западная части России показаны не загибающимися вверх по карте, а вытянутыми. Черное море дано полностью в удобном для работы виде. Европейская часть размещена так, что по ней легко работать. К сожалению, при этом происходит увеличение площади России на севере и некоторое уменьшение на юге, что мешает измерению больших расстояний по карте. Изображение линейного масштаба карты представлено именованным и графическим способами, а числового нет. Сейчас в современных атласах дается и этот способ, но учителя не могут использовать его из-за недостаточных математических знаний учащихся начальной школы.
Более яркая окраска карты в целом и объемная окраска гор привлекают внимание детей и создают лучшую читаемость карты. Нагрузка географической карты определяется требованиями программы (УМК) или ее назначением, поэтому проводится генерализация, то есть указываются только основные географические объекты характерные для данной территории.
Задачи работы с географической картой в начальной школе: научить младших школьников понимать, знать, читать географическую карту. Понимать – означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие ее сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту – это знать ее содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.
Подготовительный этап ознакомления младших школьников с географической картой начинается с первого класса и включает измерение расстояний на местности, на листе бумаги; развитие пространственных представлений: «далеко», «близко»; определение направлений движения: «вперед», «назад», «вправо», «налево»; ориентирование в своей местности (где находится школа, дом и др. значимые объекты, маршрут движения в школу). На бумаге надо давать упражнения на узнавание направления, затем на воспроизведение и на творческое применение полученных знаний. Например, записать маршрут движения Вини Пуха к дому Кролика, путь Красной Шапочки к домику Бабушки, путешествие девочки Элли в Изумрудный город, т. е. используя сказки, где есть перемещения героев в пространстве – путешествия. Эта работа спешно продолжается во втором классе в большинстве учебно-методических комплектов (УМК) по предмету «Окружающий мир». Исключение составляет УМК «Школа 2100», где весь второй класс посвящен изучению географического содержания с серьезной картографической поддержкой.
В третьем классе идет расширение пространственных представлений учащихся, формируются понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта» (может проводиться практическая работа на местности с компасом), «ориентирование», способы ориентирования, являющиеся подготовительной работой к изучению плана местности и географической карты.
К сожалению, в большинстве УМК по предмету «Окружающий мир» изучение плана местности теперь не предусматривается, а предлагается сразу же изучение географической карты, это в значительной степени затрудняет успешное ее восприятие младшими школьниками, так как нарушается последовательность и постепенность усвоения картографической наглядности. Традиционно работа младших школьников с географической картой начинается в третьем классе (УМК «Школа России», УМК З.А. Клепининой и др.), а иногда в четвертом классе – УМК «Планета знаний».
Работа по введению географической карты проводится последовательно и постепенно: условные знаки, масштаб, ориентированность, с использованием физической карты полушарий и физической карты России. Позднее учащихся знакомят с картой «Природные зоны России» и некоторыми другими («Охрана природы», «Экономика России», «Океаны Земли», «Климат Земли» и др.).
При изучении элементов географической карты учитель на первом этапе, прежде чем показать объект на карте, показывает его на картине, далее дает образный рассказ, проводит беседу или объяснение, выявляя особенности данного объекта, а затем показывает по карте. Все названия географических объектов записываются на доске, обязательно ставится ударение, а дальше читается учителем, проговаривается детьми вслух, затем дети переписывают в тетрадь. На втором этапе работа усложняется: учитель ничего не показывает, только называет объект и указывает где его найти, и дети на своих физических картах в атласах находят (Например, Средне-Русская возвышенность). Дальше используются дополнительные вопросы, какие реки берут начало на этой возвышенности, куда они впадают и т. д. На третьем этапе работы с физической картой России учитель пишет названия рек, берущих начало со Средне-Русской возвышенности, и предлагает детям найти их и сказать, куда они впадают.
Для закрепления в памяти названий географических объектов дети на полосках белой или цветной бумаги записывают каждое название, затем находят эти объекты на карте и накрывают эти объекты полосками-закладками. Учитель отмечает объекты цветными флажками (города, исток реки, месторождение полезных ископаемых), а границы – шнурком, приколотым к карте. Закрепление можно также проводить с помощью работы по контурной карте. Дети кладут на парту атлас, находят предложение объекты, накрывают их закладками. Учитель, проходя, проверяет правильность. Затем дети рядом располагают контурную карту, сравнивают с атласом, находят место объекта на контурной карте и перекладывают закладку на нее. Учитель снова проверяет. Если задание выполнено верно, то учитель разрешает надписать название на контурной карте. При этом обязательно учитывается правило: название пишется печатными буквами (если длинное, то обозначают одной начальной буквой или номером), полное название записывают в условные обозначения к контурной карте или в тетради под тем же номером. Название города подписывается справа от пуансона, название реки – около истока и в нижнем течении около устья и т. д.

Дети находят эти элементы в атласах, затем показывают на настенной карте и учатся составлять характеристики объектов отдельных географических объектов – городов, рек, озер; форм поверхности суши – горы, равнины.
Наиболее эффективными приемами работы с географической картой в начальной школе являются следующие сочетания:
• работа по географической карте и картине: углубляет понимание географического содержания картины и сообщает картографическим представлениям детей живость и конкретность, делает карту интересной и доступной детям. Например, изображение Новгородского Кремля и показ по карте, где находится город; картина «Степь» и степная зона на карте, ее положение и т. д. Могут также использоваться репродукции картин великих русских художников.
• Применение слайдов и работы по карте. Рассматривание учащимися изображений реальных географических ландшафтов сопровождается объяснением по физической карте России, что способствует лучшему пониманию детьми языка карты, углубляется понимание географического содержания слайдов пространственными представлениями. Например: Северный Ледовитый океан – слайды и карта.
• Использование географической карты совместно с рисунками и фотографиями учебника при работе по теме.
• Показ кино-, видеофильмов и работа с географической картой (физической, природных зон, охраны природы и др.), что позволяет познакомить детей с местонахождением районов, где происходят события, обитают животные, встречаются растения, живут другие люди.
• Просмотр фильма перед работой с географической картой. Карта используется в беседе, подводящей итоги просмотра фильма.
• Использование натуральной наглядности и географической карты (гербариев, чучел, коллекций и т. д.) в сочетании с картой. Карта знакомит детей с конкретными местообитаниями растений и животных, с занятиями населения, месторождениями и местами добычи полезных ископаемых.

Источник: А. С. Пономарева (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.