Существование цивилизации на Земле, жизнь каждого из нас неразрывно связаны с благоприятными природными условиями, благополучным состоянием биосферы нашей планеты. Большинство исследователей пришло к выводу, что регулирование государствами
состояния окружающей природной среды не может предотвратить ее деградацию и разрушение. Сейчас много говорится и пишется и в экологической литературе, и в средствах массовой информации об экологическом кризисе, о напряженном поиске всеми путей решения глобальных социально-экономических проблем современности. Успешное решение этих проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический тип, потому что экологический кризис – не внешний по отношению к человеку, а внутренний: во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Его невозможно разрешить, только защищая и улучшая окружающую среду, необходимо формировать новую систему гармоничного взаимодействия человека и природы на основе развития экоцентрического типа экологического сознания человека. Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.
К сожалению, в России развитие системы экологического образования сдерживается целым рядом объективных и субъективных причин: разрушением народных традиций рационального природопользования; укоренившимся потребительским отношением людей к природе; господствующей системой ценностей и потребностей; кризисным состоянием экономики во многих регионах страны; недостатками и слабой действенностью законодательства в области природопользования и охраны природы.
В современных условиях четко определена цель экологического образования как воспитание экологической культуры личности и общества. Экологическое образование студентов в педагогическом вузе – это непрерывный процесс познания окружающего мира, целью которого является формирование активной позиции гражданина мира и переход к устойчивому развитию биосферы для обеспечения благополучного существования всех обитателей планеты. Это процесс осознания ценностей и разъяснения экологических понятий, необходимых для понимания и оценки навыков и подходов в оценке взаимосвязи между человеком, его культурой и окружающей социоприродной средой.
Исходя из общей цели экологического образования, сформулируем задачи экологического образования студентов дневного и заочного отделений Института детства РГПУ им. А.И. Герцена:
• формирование у студентов системы знаний, способствующих пониманию сущности процессов, происходящих в природе, развитию ответственности человека за свои действия в отношении природы и за их последствия;
• воспитание экологического мировоззрения студентов: осознания ими своей сопричастности экосистемам страны, своего положительного и отрицательного влияния на окружающую природную и природно-антропогенную среду родного края, России и планеты в целом;
• развитие убеждений в необходимости практических действий по сокращению и предотвращению ущерба, наносимого человеком и обществом природе в результате хозяйственной деятельности и на отдыхе, по улучшению и защите окружающей природно-антропогенной среды;
• формирование способности адекватно решать экологические проблемы при взаимодействии человека и общества в целом с природой;
• воспитание активности в решении экологических задач, осознания необходимости своего индивидуального и коллективного участия в этом.
Содержание экологического образования студентов педагогического вуза строится на интегративной научной картине природной и социальной действительности, сложившейся в настоящее время. Существуют три стратегически ориентированных подхода к проблеме содержания экологического образования студентов: формирование системы экологических представлений; выработка экологически обоснованного отношения к природе; формирование стратегий и технологий взаимодействия человека и общества с природой.
В первом случае внимание акцентируется на формировании системы экологических представлений у студентов, основу содержания экологического образования которых составляют знания и умения, связанные с решением экологических проблем, с сохранением жизни на Земле, ведущими идеями ноосферы как идеала новой реальности XXI века. Научный компонент содержания обеспечивает развитие научно-познавательного отношения студентов к окружающей среде и включает естественнонаучные, социальные и технические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество в их взаимодействии. Научные знания являются основой понимания студентами экологической целостности биосферы
Земли, ее большой уязвимости. На реализацию этой тенденции в образовательных программах Института детства РГПУ им. А.И. Герцена направлено обучение студентов по таким курсам как: «Концепции современного естествознания», «Естествознание», «Естествознание в начальной школе» на дневном отделении, а на заочном отделении –
«Концепции современного естествознания», «Естествознание»,
«Экология», «Краеведение и краеведческая работа в начальной школе», «Комнатное цветоводство» и другие.
Во втором подходе – развитие у студентов определенного отношения к природе на основе биоэтики, то есть осознания ими многогранной ценности природы и своей ответственности за сохранение всех форм жизни на Земле. Ценностный компонент определяется, с одной стороны, личной значимостью для каждого человека и, с другой стороны, универсальным значением природы для общества в целом. На основе ценностного компонента содержания экологического образования формируется нравственное и эстетическое отношение будущих учителей начальных классов и специалистов в области психолого-педагогического образования к окружающей социоприродной среде. При этом важно гармоничное развитие, как эмоциональной сферы личности, так и готовности вносить посильный вклад в охрану, восстановление и улучшение окружающей среды. Нормативный компонент ориентирован на овладение системой моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения людей в природной и преобразованной среде. Выработка у студентов определенного отношения к природе происходит в процессе наблюдения и изучения объектов неживой и живой природы, при непосредственном общении с природой. Такого рода наблюдения проводятся студентами на практических занятиях по всем дисциплинам естественнонаучного цикла, во время учебноисследовательской полевой практики по естествознанию на 3 курсе бакалавриата (профили «Начальное образование», «Информатика в начальном образовании», «Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника», «Методика преподавания иностранного языка в начальной школе») и 4 курсе заочного отделения Института детства. Студентам очень важно научиться сопереживать всему, что их окружает во внешней среде на экскурсиях и при самостоятельном выполнении заданий по наблюдениям природных объектов и явлений, а также по сбору природного материала во время учебной полевой практики по естествознанию.
Следуя третьему подходу, необходимо акцентировать внимание
студентов на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой во время учебно-исследовательской полевой практики по естествознанию, а также в повседневной жизни, в быту. Деятельностный компонент экологического образования включает виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств, потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем. Экологическая деятельность студентов активно протекает во время учебно-исследовательской полевой практики по естествознанию. Студенты изучают ландшафты, многообразие и структуру биогеоценозов Ленинградской области, знакомятся с ботаническим заказником Линдуловская роща, Верхним дендропарком Санкт-Петербургской Государственной Лесотехнической академии им. С.М. Кирова, Ботаническим садом Ботанического института РАН (с парком, ботаническим музеем и оранжереями), Зоологическим музеем Российской академии наук, Шуваловским и другими лесопарками Санкт-Петербурга. Работа студентов включает изучение истории создания, описание современного состояния и видового состава представителей растительного и животного мира, экологических особенностей этих охраняемых территорий нашего края. При этом студенты учатся выполнять правила поведения в данных местах, овладевают особенностями экологически правильного поведения. На экскурсиях уделяется внимание вопросам возможного использования этих территорий и природных объектов при реализации экологического образования младших школьников в профессиональной педагогической деятельности студентов.
Важнейшим компонентом содержания экологического образования студентов также является умение организовать не только свою,
но и также экологическую деятельность детей. Поэтому в курсе
«Экологическое образование младших школьников» для будущих
учителей начальных классов уделяется особое внимание знакомству с разнообразными видами экологической деятельности и приемами их организации в начальной школе. Важное место в экологическом образовании студентов занимают умения оценивать экологическую ситуацию с научных позиций, пропагандировать идеи охраны природы и улучшения окружающей среды, укрепления здоровья человека. На практических занятиях по курсу студенты тренируются в оценке экологического состояния природных сообществ (по изображениям), учатся прогнозировать их изменения в результате возможного хозяйственного использования человеком, намечать пути и способы охраны данных территорий. Необходимо сломать неправильное представление о безграничности природных богатств и беспредельной способности биосферы к самовосстановлению и самоочищению, преодолеть потребительское отношение к природе, воспитать ответственность перед будущими поколениями за свою землю. Наиболее трудным заданием для студентов является составление описаний проблемных ситуаций для младших школьников, связанных с выбором стратегии взаимодействия детей с природным объектом, экологически обоснованным поведением в природе (приводится не менее семи возможных вариантов). Большая часть времени на практических занятиях отводится знакомству с зарубежным и отечественным опытом эффективного осуществления экологического образования младших школьников, в частности организации экологической деятельности, с использованием тетрадей на печатной основе: Фридман Д. «Джелли Джем – друг людей и природы»; Берюхова Е.К., Груздева Н.В. «Окружающий мир. Природоведение. Экология»; Жевлакова М.А., Чуркина М.А. «Загадки лесной опушки»; пособие по экологическому образованию детей «Игры. Опыты. Самоделки» (Вестник АсЭкО №13-14, 1997) и другие.
На наш взгляд, при комплексном решении проблем экологического образования студентов в Институте детства необходим синтез всех трех подходов в единую систему, взаимосвязь научного, ценностного, нормативного и деятельностного компонентов, составляющих «ядро» содержания экологического образования. Смыслом экологического образования является не только передача определенного количества информации об экологических проблемах, но и стремление стимулировать студентов размышлять с экологической точки зрения, воспринимать окружающую среду и принимать активные меры по рациональному ее использованию. Ответственное отношение студентов к природе основано на убеждении в познаваемости ее законов и необходимости такой его деятельности, которая соответствует этим законам, в понимании органических связей человека и общества с природой. Таким образом, экологическое образование студентов – это глубокое усвоение специфических экологических знаний с целью их практического применения и теоретического развития.
состояния окружающей природной среды не может предотвратить ее деградацию и разрушение. Сейчас много говорится и пишется и в экологической литературе, и в средствах массовой информации об экологическом кризисе, о напряженном поиске всеми путей решения глобальных социально-экономических проблем современности. Успешное решение этих проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический тип, потому что экологический кризис – не внешний по отношению к человеку, а внутренний: во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Его невозможно разрешить, только защищая и улучшая окружающую среду, необходимо формировать новую систему гармоничного взаимодействия человека и природы на основе развития экоцентрического типа экологического сознания человека. Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.
К сожалению, в России развитие системы экологического образования сдерживается целым рядом объективных и субъективных причин: разрушением народных традиций рационального природопользования; укоренившимся потребительским отношением людей к природе; господствующей системой ценностей и потребностей; кризисным состоянием экономики во многих регионах страны; недостатками и слабой действенностью законодательства в области природопользования и охраны природы.
В современных условиях четко определена цель экологического образования как воспитание экологической культуры личности и общества. Экологическое образование студентов в педагогическом вузе – это непрерывный процесс познания окружающего мира, целью которого является формирование активной позиции гражданина мира и переход к устойчивому развитию биосферы для обеспечения благополучного существования всех обитателей планеты. Это процесс осознания ценностей и разъяснения экологических понятий, необходимых для понимания и оценки навыков и подходов в оценке взаимосвязи между человеком, его культурой и окружающей социоприродной средой.
Исходя из общей цели экологического образования, сформулируем задачи экологического образования студентов дневного и заочного отделений Института детства РГПУ им. А.И. Герцена:
• формирование у студентов системы знаний, способствующих пониманию сущности процессов, происходящих в природе, развитию ответственности человека за свои действия в отношении природы и за их последствия;
• воспитание экологического мировоззрения студентов: осознания ими своей сопричастности экосистемам страны, своего положительного и отрицательного влияния на окружающую природную и природно-антропогенную среду родного края, России и планеты в целом;
• развитие убеждений в необходимости практических действий по сокращению и предотвращению ущерба, наносимого человеком и обществом природе в результате хозяйственной деятельности и на отдыхе, по улучшению и защите окружающей природно-антропогенной среды;
• формирование способности адекватно решать экологические проблемы при взаимодействии человека и общества в целом с природой;
• воспитание активности в решении экологических задач, осознания необходимости своего индивидуального и коллективного участия в этом.
Содержание экологического образования студентов педагогического вуза строится на интегративной научной картине природной и социальной действительности, сложившейся в настоящее время. Существуют три стратегически ориентированных подхода к проблеме содержания экологического образования студентов: формирование системы экологических представлений; выработка экологически обоснованного отношения к природе; формирование стратегий и технологий взаимодействия человека и общества с природой.
В первом случае внимание акцентируется на формировании системы экологических представлений у студентов, основу содержания экологического образования которых составляют знания и умения, связанные с решением экологических проблем, с сохранением жизни на Земле, ведущими идеями ноосферы как идеала новой реальности XXI века. Научный компонент содержания обеспечивает развитие научно-познавательного отношения студентов к окружающей среде и включает естественнонаучные, социальные и технические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество в их взаимодействии. Научные знания являются основой понимания студентами экологической целостности биосферы
Земли, ее большой уязвимости. На реализацию этой тенденции в образовательных программах Института детства РГПУ им. А.И. Герцена направлено обучение студентов по таким курсам как: «Концепции современного естествознания», «Естествознание», «Естествознание в начальной школе» на дневном отделении, а на заочном отделении –
«Концепции современного естествознания», «Естествознание»,
«Экология», «Краеведение и краеведческая работа в начальной школе», «Комнатное цветоводство» и другие.
Во втором подходе – развитие у студентов определенного отношения к природе на основе биоэтики, то есть осознания ими многогранной ценности природы и своей ответственности за сохранение всех форм жизни на Земле. Ценностный компонент определяется, с одной стороны, личной значимостью для каждого человека и, с другой стороны, универсальным значением природы для общества в целом. На основе ценностного компонента содержания экологического образования формируется нравственное и эстетическое отношение будущих учителей начальных классов и специалистов в области психолого-педагогического образования к окружающей социоприродной среде. При этом важно гармоничное развитие, как эмоциональной сферы личности, так и готовности вносить посильный вклад в охрану, восстановление и улучшение окружающей среды. Нормативный компонент ориентирован на овладение системой моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения людей в природной и преобразованной среде. Выработка у студентов определенного отношения к природе происходит в процессе наблюдения и изучения объектов неживой и живой природы, при непосредственном общении с природой. Такого рода наблюдения проводятся студентами на практических занятиях по всем дисциплинам естественнонаучного цикла, во время учебноисследовательской полевой практики по естествознанию на 3 курсе бакалавриата (профили «Начальное образование», «Информатика в начальном образовании», «Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника», «Методика преподавания иностранного языка в начальной школе») и 4 курсе заочного отделения Института детства. Студентам очень важно научиться сопереживать всему, что их окружает во внешней среде на экскурсиях и при самостоятельном выполнении заданий по наблюдениям природных объектов и явлений, а также по сбору природного материала во время учебной полевой практики по естествознанию.
Следуя третьему подходу, необходимо акцентировать внимание
студентов на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой во время учебно-исследовательской полевой практики по естествознанию, а также в повседневной жизни, в быту. Деятельностный компонент экологического образования включает виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств, потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем. Экологическая деятельность студентов активно протекает во время учебно-исследовательской полевой практики по естествознанию. Студенты изучают ландшафты, многообразие и структуру биогеоценозов Ленинградской области, знакомятся с ботаническим заказником Линдуловская роща, Верхним дендропарком Санкт-Петербургской Государственной Лесотехнической академии им. С.М. Кирова, Ботаническим садом Ботанического института РАН (с парком, ботаническим музеем и оранжереями), Зоологическим музеем Российской академии наук, Шуваловским и другими лесопарками Санкт-Петербурга. Работа студентов включает изучение истории создания, описание современного состояния и видового состава представителей растительного и животного мира, экологических особенностей этих охраняемых территорий нашего края. При этом студенты учатся выполнять правила поведения в данных местах, овладевают особенностями экологически правильного поведения. На экскурсиях уделяется внимание вопросам возможного использования этих территорий и природных объектов при реализации экологического образования младших школьников в профессиональной педагогической деятельности студентов.
Важнейшим компонентом содержания экологического образования студентов также является умение организовать не только свою,
но и также экологическую деятельность детей. Поэтому в курсе
«Экологическое образование младших школьников» для будущих
учителей начальных классов уделяется особое внимание знакомству с разнообразными видами экологической деятельности и приемами их организации в начальной школе. Важное место в экологическом образовании студентов занимают умения оценивать экологическую ситуацию с научных позиций, пропагандировать идеи охраны природы и улучшения окружающей среды, укрепления здоровья человека. На практических занятиях по курсу студенты тренируются в оценке экологического состояния природных сообществ (по изображениям), учатся прогнозировать их изменения в результате возможного хозяйственного использования человеком, намечать пути и способы охраны данных территорий. Необходимо сломать неправильное представление о безграничности природных богатств и беспредельной способности биосферы к самовосстановлению и самоочищению, преодолеть потребительское отношение к природе, воспитать ответственность перед будущими поколениями за свою землю. Наиболее трудным заданием для студентов является составление описаний проблемных ситуаций для младших школьников, связанных с выбором стратегии взаимодействия детей с природным объектом, экологически обоснованным поведением в природе (приводится не менее семи возможных вариантов). Большая часть времени на практических занятиях отводится знакомству с зарубежным и отечественным опытом эффективного осуществления экологического образования младших школьников, в частности организации экологической деятельности, с использованием тетрадей на печатной основе: Фридман Д. «Джелли Джем – друг людей и природы»; Берюхова Е.К., Груздева Н.В. «Окружающий мир. Природоведение. Экология»; Жевлакова М.А., Чуркина М.А. «Загадки лесной опушки»; пособие по экологическому образованию детей «Игры. Опыты. Самоделки» (Вестник АсЭкО №13-14, 1997) и другие.
На наш взгляд, при комплексном решении проблем экологического образования студентов в Институте детства необходим синтез всех трех подходов в единую систему, взаимосвязь научного, ценностного, нормативного и деятельностного компонентов, составляющих «ядро» содержания экологического образования. Смыслом экологического образования является не только передача определенного количества информации об экологических проблемах, но и стремление стимулировать студентов размышлять с экологической точки зрения, воспринимать окружающую среду и принимать активные меры по рациональному ее использованию. Ответственное отношение студентов к природе основано на убеждении в познаваемости ее законов и необходимости такой его деятельности, которая соответствует этим законам, в понимании органических связей человека и общества с природой. Таким образом, экологическое образование студентов – это глубокое усвоение специфических экологических знаний с целью их практического применения и теоретического развития.
Источник: Л. В. Симонова (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи