Восприятие предметов и явлений окружающего мира служит основой для ориентировки человека, в том числе и младшего школьника, в мире и обществе, позволяет ему организовывать свою деятельность и регулировать поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями воспринимаемых предметов, явлений и ситуаций окружающей действительности. Восприятие является необходимой составляющей для формирования и совершенствования других психических функций ребенка.
В философии под восприятием понимают чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств [7]. Как мы видим, данное определение не показывает процессуальность восприятия, не отмечает активной позиции личности при восприятии объектов окружающего мира. В общей психологии восприятие определяют как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств [4]. Здесь восприятие выступает как процесс, но также не показана активная роль воспринимающего человека, кроме того, не указывается в каком виде выступает результат отражения. Л. Ф. Тихомирова предлагает рассматривать восприятие как основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6]. При этом подходе к толкованию восприятия тоже не представлен его результат. Учителю в работе важны все стороны процесса восприятия учащихся. Мы предлагаем объединить различные определения и будем рассматривать восприятие как один из основных познавательных процессов приема и преобразования информации, обеспечивающий младшему школьнику чувственное отражение объективной реальности, ее предметов и явлений, целостных ситуаций в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на его органы чувств. В результате у ребенка формируются перцептивные образы воспринимаемых объектов.
В начальной школе нужно продолжать совершенствование у детей процесса чувственного познания мира. Курс «Окружающий мир» предполагает систематизированное и научное познание учащимися окружающего мира природы. Это требует от школьника осуществление перцептивной деятельности на более высоком уровне (целенаправленное восприятие, самостоятельное обнаружение и опознание природного объекта, необходимость глубокого, всестороннего анализа объекта природы и его признаков, свойств, умение выделять существенное, устанавливать связи между воспринимаемыми объектами или его частями и т. д.).
В начале школьного обучения учащиеся неспособны к тщательному детальному восприятию предметов. Постепенно школьники должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть и видеть, слушать и слышать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. Следовательно, одним из направлений развития восприятия будет совершенствование у детей перцептивной деятельности, ее компонентов. Структура деятельности восприятия включает ряд перцептивных действий, направленных на определение плана, метода, способа восприятия; действий, обеспечивающих различный анализ воспринимаемого материала. В.П. Зинченко называет следующие перцептивные действия: действие, направленное на обнаружение объекта; действие выделения в объекте информационного содержания, адекватного задаче; действие ознакомления с выделенным содержанием [2]. Б.Г. Ананьев выделяет такие перцептивные действия: измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и др. [1]. Все эти перцептивные действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, наблюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. В связи с этим очень важным моментом является специальная организация обучения младших школьников наиболее эффективным перцептивным действиям. Такая работа может быть организована на основе курса «Окружающий мир» в ходе выполнения учащимися разнообразных заданий, направленных на: 1) различение природных объектов, выявление признаков природных предметов и явлений, их свойств, сравнение признаков данного природного объекта с другими; 2) моделирование и мысленное экспериментирование; 3) наблюдение; 4) исследовательскую, поисковую деятельность, в том числе на проведение практических работ и демонстрацию, постановку опытов, простейших экспериментов; 5) рассматривание натуральных наглядных пособий, иллюстраций и моделей, а затем обсуждение под руководством учителя увиденного детьми и т. п. При этом важно учитывать, что в каждом акте восприятия совершается несколько действий и каждое имеет свою подструктуру, т. е. состоит из нескольких операций. В реальных актах восприятия различен удельный вес каждой операции, он зависит от задачи, стоящей перед воспринимающим субъектом [2]. При выполнении вышеназванных заданий у учащихся совершенствуются операции восприятия: обнаружение природных объектов и явлений; различение – собственно восприятие природных предметов и явлений различными органами чувств и формирование образа этого предмета или явления; идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; и опознание – отнесение данного природного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее. Непременным условием, обеспечивающим успешность обучения перцептивным действиям, является постоянная обратная связь, т. е. постоянное получение учителем информации о том, насколько точен возникший у младшего школьника образ и, следовательно, насколько правильными и точными оказались совершенные им действия и операции перцепции.
Другое направление совершенствования восприятия младших школьников связано с многообразием природных объектов, изучаемых в курсе «Окружающий мир», и учетом особенностей восприятия этих объектов, их свойств и признаков. Например, при изучении полезных ископаемых рассматривают блеск, твердость, цвет, особенность поверхности ископаемого, прочность, растворимость в воде, горючесть и прочие. Поскольку восприятие есть процесс отнесения воспринимаемого раздражителя к тому или иному классу предметов, то вывод о принадлежности его к определенному классу на основе ряда признаков, по существу ни чем не отличается от любого другого вида категориальных выводов, источником которых служат признаки предметов [2, 3]. Основная сложность восприятия природных объектов в многообразии природы, ее объектов и их признаков. Для младшего школьника этот процесс усложняется еще из-за небольшого жизненного опыта и необходимости за достаточно короткое время усвоить большое количество признаков, которые придется использовать при отнесении воспринимаемого природного объекта к определенному классу (категории). Так, например, на знакомство с внешним строением растения (нахождение и выделение органов), которое впоследствии будет использовано для отнесения растений к определенной систематической группе, в большинстве учебно-методических комплектов отводиться только 1 час. Следует учесть еще и большое разнообразие внешнего вида органов разных растений при выполнении ими сходных функций. Учителю необходимо помочь младшему школьнику определить, что в воспринимаемом объекте природы (растении) надо выделить и опознать, тем самым он будет создавать условия для стимулирования и направления восприятия ребенка. Важно познакомить учащихся, в первую очередь, с признаками, которые в дальнейшем будут выполнять сигнальную функцию и послужат основой сенсорного эталона для отнесения растения к определенной группе – с органами цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. В исследовании Л.А. Матвеевой установлено, что каждый акт восприятия объектов разной степени знакомости требует разных, специально организованных методов обучения распознаванию [3]. Процесс восприятия нового объекта (растения, животного, явления природы) обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых различных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответствующей деятельностью) количество этих признаков сокращается. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям воспринимаемых объектов природы. При этом следует учитывать, что если ребенок правильно опознает объект, то это еще не значит, что он воспринимает его во всей полноте наглядно данных признаков. Ознакомление с природными объектами посредством описаний, иллюстраций и фотографий (что достаточно часто практикуется при изучении курса «Окружающий мир») во многих случаях не может дать о них полной информации, достаточной для опознания их в реальности. Образ, формируемый по иллюстрациям, не включает в себя очень многих характеристик объекта. Младшему школьнику трудно, например, определить размер. В жизни мы воспринимаем размер, сравнивая между собой находящиеся рядом объекты. Иллюстрации учебника, фотографии сделать этого, как правило, не позволяют. Часто рядом изображаются объекты без соотнесения их размеров в действительности. Следовательно, большое значение имеет непосредственное восприятие объектов природы в реальной действительности: на экскурсиях, на уроках в ходе практических работ, наблюдений, когда могут быть задействованы различные виды восприятия. Различают виды восприятия, в зависимости от наиболее активно перерабатывающего информацию анализатора: зрительное, слуховое, осязательное, т. к. чаще всего ведущими в процессе восприятия выступают зрительный, слуховой, мышечный и кожный анализаторы. При непосредственном взаимодействии с природными объектами различные модальности восприятия помогают друг другу в работе, дополняя характеристики изучаемого объекта (явления) природы. Мы считаем, что создаются условия для увеличения адекватности формируемых образов природных объектов и корректировки дисбаланса различных модальностей восприятия у младших школьников, так как у большинства людей в основном преобладает какая-либо модальность восприятия. Необходимо отметить, что для успешности работы по этому направлению развития восприятия младшего школьника учителю важно знать, на какие признаки опирается ребенок при восприятии тех или иных природных объектов (растений, животных, полезных ископаемых, сезонных явлений в неживой и живой природы и т. д.), может ли он узнать этот объект, если условия его демонстрации изменятся. Тем более что сам процесс восприятия может происходить на разных уровнях осознания: узнавание, например, протекает достаточно быстро и в развитой форме, как правило, не осознается; развернутое, длительное наблюдение носит более осознанный характер и тесно связано с мыслительной деятельностью. Если при собственно опознании дети выделяют 1-2 признака предмета, то в заданиях на сравнение, поиск общего и разного в предметах, не имеющих указания на опознание, количество выделяемых признаков увеличивается до 6. Использование мыслительных действий способствует совершенствованию восприятия объектов, увеличивая полноту и точность формируемого образа.
При изучении курса «Окружающий мир» используется наблюдение как наиболее доступный и отвечающий природе ребенка метод познания природы. Под наблюдением обычно понимают целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира [4]. При наблюдении младшими школьниками природных объектов восприятие, внимание, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности и обеспечивают полноту и точность формируемого у учащихся образа объекта природы. Назовем основные этапы процесса наблюдения [10]: 1) подготовка к восприятию природных объектов, вызов интереса ребенка к объекту наблюдения; 2) обнаружение природного объекта и направление внимания ребенка на этот объект; 3) обследование объекта природы и формирование четкого, точного представления о нем: обследование природного предмета в целом, выделение его особенностей, общих и отличительных свойств; раскрытие чувственно воспринимаемых свойств предметов и явлений природы в их существенных взаимосвязях; 4) подведение итогов, закрепление формируемого образа природного объекта, его воссоздание, оценивание используемых способов обследования предметов и явлений природы. В развитии произвольного восприятия большое значение имеет слово. У первоклассников слово завершает процесс восприятия. Назвав природный объект, учащиеся 1-го класса перестают его детально анализировать. Учащиеся 3-4 классов, назвав предмет природы, продолжают описывать его в словесной форме. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте идет по пути интеллектуализации. Таким образом, постепенно повышается произвольность (целенаправленность) восприятия, появляются новые умственные структуры, приобретается опыт выполнения новых более сложных умственных действий и операций.
Выделенные нами направления совершенствования процесса чувственного познания учащихся взаимно дополняют и обогащают друг друга, оказывают влияние и на развитие школьников в целом. Курс «Окружающий мир» имеет большой потенциал для развития восприятия младших школьников, которое, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности. К сожалению, учителя начальной школы недостаточно подготовлены к совершенствованию восприятия детей младшего школьного возраста при обучении курсу
«Окружающий мир». Одним из путей решения возникшего противоречия может стать совершенствование подготовки учителя по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Библиографические ссылки
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М. 1964.
2. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. / Под ред. А. В. Запорожца. – М. 1967.
3. Матвеева Л.А. Некоторые особенности перцептивной деятельности младших школьников // В сб.: Проблема развития познавательных способностей. / Под ред. А.И. Раева. – Л. 1983.
4. Младший школьник: развитие познавательных способностей. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2003.
5. Симонова Л.В. Формирование исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир» // В сб.: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик. – СПб. 2007.
6. Тихомирова Л.Ф. Интеллектуальные способности школьника. – Ярославль. 1998.
7. Философский энциклопедический словарь. – М. 1983.
В философии под восприятием понимают чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств [7]. Как мы видим, данное определение не показывает процессуальность восприятия, не отмечает активной позиции личности при восприятии объектов окружающего мира. В общей психологии восприятие определяют как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств [4]. Здесь восприятие выступает как процесс, но также не показана активная роль воспринимающего человека, кроме того, не указывается в каком виде выступает результат отражения. Л. Ф. Тихомирова предлагает рассматривать восприятие как основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6]. При этом подходе к толкованию восприятия тоже не представлен его результат. Учителю в работе важны все стороны процесса восприятия учащихся. Мы предлагаем объединить различные определения и будем рассматривать восприятие как один из основных познавательных процессов приема и преобразования информации, обеспечивающий младшему школьнику чувственное отражение объективной реальности, ее предметов и явлений, целостных ситуаций в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на его органы чувств. В результате у ребенка формируются перцептивные образы воспринимаемых объектов.
В начальной школе нужно продолжать совершенствование у детей процесса чувственного познания мира. Курс «Окружающий мир» предполагает систематизированное и научное познание учащимися окружающего мира природы. Это требует от школьника осуществление перцептивной деятельности на более высоком уровне (целенаправленное восприятие, самостоятельное обнаружение и опознание природного объекта, необходимость глубокого, всестороннего анализа объекта природы и его признаков, свойств, умение выделять существенное, устанавливать связи между воспринимаемыми объектами или его частями и т. д.).
В начале школьного обучения учащиеся неспособны к тщательному детальному восприятию предметов. Постепенно школьники должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть и видеть, слушать и слышать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. Следовательно, одним из направлений развития восприятия будет совершенствование у детей перцептивной деятельности, ее компонентов. Структура деятельности восприятия включает ряд перцептивных действий, направленных на определение плана, метода, способа восприятия; действий, обеспечивающих различный анализ воспринимаемого материала. В.П. Зинченко называет следующие перцептивные действия: действие, направленное на обнаружение объекта; действие выделения в объекте информационного содержания, адекватного задаче; действие ознакомления с выделенным содержанием [2]. Б.Г. Ананьев выделяет такие перцептивные действия: измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и др. [1]. Все эти перцептивные действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, наблюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. В связи с этим очень важным моментом является специальная организация обучения младших школьников наиболее эффективным перцептивным действиям. Такая работа может быть организована на основе курса «Окружающий мир» в ходе выполнения учащимися разнообразных заданий, направленных на: 1) различение природных объектов, выявление признаков природных предметов и явлений, их свойств, сравнение признаков данного природного объекта с другими; 2) моделирование и мысленное экспериментирование; 3) наблюдение; 4) исследовательскую, поисковую деятельность, в том числе на проведение практических работ и демонстрацию, постановку опытов, простейших экспериментов; 5) рассматривание натуральных наглядных пособий, иллюстраций и моделей, а затем обсуждение под руководством учителя увиденного детьми и т. п. При этом важно учитывать, что в каждом акте восприятия совершается несколько действий и каждое имеет свою подструктуру, т. е. состоит из нескольких операций. В реальных актах восприятия различен удельный вес каждой операции, он зависит от задачи, стоящей перед воспринимающим субъектом [2]. При выполнении вышеназванных заданий у учащихся совершенствуются операции восприятия: обнаружение природных объектов и явлений; различение – собственно восприятие природных предметов и явлений различными органами чувств и формирование образа этого предмета или явления; идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; и опознание – отнесение данного природного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее. Непременным условием, обеспечивающим успешность обучения перцептивным действиям, является постоянная обратная связь, т. е. постоянное получение учителем информации о том, насколько точен возникший у младшего школьника образ и, следовательно, насколько правильными и точными оказались совершенные им действия и операции перцепции.
Другое направление совершенствования восприятия младших школьников связано с многообразием природных объектов, изучаемых в курсе «Окружающий мир», и учетом особенностей восприятия этих объектов, их свойств и признаков. Например, при изучении полезных ископаемых рассматривают блеск, твердость, цвет, особенность поверхности ископаемого, прочность, растворимость в воде, горючесть и прочие. Поскольку восприятие есть процесс отнесения воспринимаемого раздражителя к тому или иному классу предметов, то вывод о принадлежности его к определенному классу на основе ряда признаков, по существу ни чем не отличается от любого другого вида категориальных выводов, источником которых служат признаки предметов [2, 3]. Основная сложность восприятия природных объектов в многообразии природы, ее объектов и их признаков. Для младшего школьника этот процесс усложняется еще из-за небольшого жизненного опыта и необходимости за достаточно короткое время усвоить большое количество признаков, которые придется использовать при отнесении воспринимаемого природного объекта к определенному классу (категории). Так, например, на знакомство с внешним строением растения (нахождение и выделение органов), которое впоследствии будет использовано для отнесения растений к определенной систематической группе, в большинстве учебно-методических комплектов отводиться только 1 час. Следует учесть еще и большое разнообразие внешнего вида органов разных растений при выполнении ими сходных функций. Учителю необходимо помочь младшему школьнику определить, что в воспринимаемом объекте природы (растении) надо выделить и опознать, тем самым он будет создавать условия для стимулирования и направления восприятия ребенка. Важно познакомить учащихся, в первую очередь, с признаками, которые в дальнейшем будут выполнять сигнальную функцию и послужат основой сенсорного эталона для отнесения растения к определенной группе – с органами цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. В исследовании Л.А. Матвеевой установлено, что каждый акт восприятия объектов разной степени знакомости требует разных, специально организованных методов обучения распознаванию [3]. Процесс восприятия нового объекта (растения, животного, явления природы) обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых различных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответствующей деятельностью) количество этих признаков сокращается. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям воспринимаемых объектов природы. При этом следует учитывать, что если ребенок правильно опознает объект, то это еще не значит, что он воспринимает его во всей полноте наглядно данных признаков. Ознакомление с природными объектами посредством описаний, иллюстраций и фотографий (что достаточно часто практикуется при изучении курса «Окружающий мир») во многих случаях не может дать о них полной информации, достаточной для опознания их в реальности. Образ, формируемый по иллюстрациям, не включает в себя очень многих характеристик объекта. Младшему школьнику трудно, например, определить размер. В жизни мы воспринимаем размер, сравнивая между собой находящиеся рядом объекты. Иллюстрации учебника, фотографии сделать этого, как правило, не позволяют. Часто рядом изображаются объекты без соотнесения их размеров в действительности. Следовательно, большое значение имеет непосредственное восприятие объектов природы в реальной действительности: на экскурсиях, на уроках в ходе практических работ, наблюдений, когда могут быть задействованы различные виды восприятия. Различают виды восприятия, в зависимости от наиболее активно перерабатывающего информацию анализатора: зрительное, слуховое, осязательное, т. к. чаще всего ведущими в процессе восприятия выступают зрительный, слуховой, мышечный и кожный анализаторы. При непосредственном взаимодействии с природными объектами различные модальности восприятия помогают друг другу в работе, дополняя характеристики изучаемого объекта (явления) природы. Мы считаем, что создаются условия для увеличения адекватности формируемых образов природных объектов и корректировки дисбаланса различных модальностей восприятия у младших школьников, так как у большинства людей в основном преобладает какая-либо модальность восприятия. Необходимо отметить, что для успешности работы по этому направлению развития восприятия младшего школьника учителю важно знать, на какие признаки опирается ребенок при восприятии тех или иных природных объектов (растений, животных, полезных ископаемых, сезонных явлений в неживой и живой природы и т. д.), может ли он узнать этот объект, если условия его демонстрации изменятся. Тем более что сам процесс восприятия может происходить на разных уровнях осознания: узнавание, например, протекает достаточно быстро и в развитой форме, как правило, не осознается; развернутое, длительное наблюдение носит более осознанный характер и тесно связано с мыслительной деятельностью. Если при собственно опознании дети выделяют 1-2 признака предмета, то в заданиях на сравнение, поиск общего и разного в предметах, не имеющих указания на опознание, количество выделяемых признаков увеличивается до 6. Использование мыслительных действий способствует совершенствованию восприятия объектов, увеличивая полноту и точность формируемого образа.
При изучении курса «Окружающий мир» используется наблюдение как наиболее доступный и отвечающий природе ребенка метод познания природы. Под наблюдением обычно понимают целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира [4]. При наблюдении младшими школьниками природных объектов восприятие, внимание, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности и обеспечивают полноту и точность формируемого у учащихся образа объекта природы. Назовем основные этапы процесса наблюдения [10]: 1) подготовка к восприятию природных объектов, вызов интереса ребенка к объекту наблюдения; 2) обнаружение природного объекта и направление внимания ребенка на этот объект; 3) обследование объекта природы и формирование четкого, точного представления о нем: обследование природного предмета в целом, выделение его особенностей, общих и отличительных свойств; раскрытие чувственно воспринимаемых свойств предметов и явлений природы в их существенных взаимосвязях; 4) подведение итогов, закрепление формируемого образа природного объекта, его воссоздание, оценивание используемых способов обследования предметов и явлений природы. В развитии произвольного восприятия большое значение имеет слово. У первоклассников слово завершает процесс восприятия. Назвав природный объект, учащиеся 1-го класса перестают его детально анализировать. Учащиеся 3-4 классов, назвав предмет природы, продолжают описывать его в словесной форме. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте идет по пути интеллектуализации. Таким образом, постепенно повышается произвольность (целенаправленность) восприятия, появляются новые умственные структуры, приобретается опыт выполнения новых более сложных умственных действий и операций.
Выделенные нами направления совершенствования процесса чувственного познания учащихся взаимно дополняют и обогащают друг друга, оказывают влияние и на развитие школьников в целом. Курс «Окружающий мир» имеет большой потенциал для развития восприятия младших школьников, которое, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности. К сожалению, учителя начальной школы недостаточно подготовлены к совершенствованию восприятия детей младшего школьного возраста при обучении курсу
«Окружающий мир». Одним из путей решения возникшего противоречия может стать совершенствование подготовки учителя по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Библиографические ссылки
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М. 1964.
2. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. / Под ред. А. В. Запорожца. – М. 1967.
3. Матвеева Л.А. Некоторые особенности перцептивной деятельности младших школьников // В сб.: Проблема развития познавательных способностей. / Под ред. А.И. Раева. – Л. 1983.
4. Младший школьник: развитие познавательных способностей. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2003.
5. Симонова Л.В. Формирование исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир» // В сб.: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик. – СПб. 2007.
6. Тихомирова Л.Ф. Интеллектуальные способности школьника. – Ярославль. 1998.
7. Философский энциклопедический словарь. – М. 1983.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи