ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ассоциация свободной торговли), первичная форма экономической интеграции, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но в отличие от таможенного союза сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней экономической политики. Концепция зоны свободной торговли была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ряда группировок развивающихся стран, напр. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. При формировании зоны свободной торговли межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает практически лишь сферу обмена и создаёт более благоприятные условия для развития торговли, финансовых расчётов между странами-участницами и т. п. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами.
Отмена пошлин и др. ограничений фактически ещё не означает экономического объединения государств. Деятельность зоны свободной торговли существенных изменений с точки зрения формирования более ёмкого рынка не даёт, да и воздействие её на развитие производства крайне ограничено. В этом одна из причин кризиса ЕАСТ и вступления большинства её бывших членов в Европейский союз. Страны - члены ЛАСТ также переходят к более высоким формам экономической интеграции; ЛАСТ в 1982 г. преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которой предполагалось не только снятие барьеров во взаимной торговле стран-участниц, но и осуществление некоторых шагов по координации экономической политики.
В 1994 г. страны СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли. Но к 1999 г. только 6 стран из 12 ратифицировали этот договор. Остальные страны (включая Россию) воздержались от его ратификации. Хотя взаимная торговля стран СНГ осуществляется без взимания пошлин и, как правило, без количественных ограничений - это результат двусторонних соглашений, а не договора о создании зоны свободной торговли. Тот факт, что договор не вступил в силу, естественно, сдерживает развитие экономических отношений между странами СНГ.
Отмена пошлин и др. ограничений фактически ещё не означает экономического объединения государств. Деятельность зоны свободной торговли существенных изменений с точки зрения формирования более ёмкого рынка не даёт, да и воздействие её на развитие производства крайне ограничено. В этом одна из причин кризиса ЕАСТ и вступления большинства её бывших членов в Европейский союз. Страны - члены ЛАСТ также переходят к более высоким формам экономической интеграции; ЛАСТ в 1982 г. преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которой предполагалось не только снятие барьеров во взаимной торговле стран-участниц, но и осуществление некоторых шагов по координации экономической политики.
В 1994 г. страны СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли. Но к 1999 г. только 6 стран из 12 ратифицировали этот договор. Остальные страны (включая Россию) воздержались от его ратификации. Хотя взаимная торговля стран СНГ осуществляется без взимания пошлин и, как правило, без количественных ограничений - это результат двусторонних соглашений, а не договора о создании зоны свободной торговли. Тот факт, что договор не вступил в силу, естественно, сдерживает развитие экономических отношений между странами СНГ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи