Парацельсом он назвал себя сам, под таким именем и вошёл в историю науки. Означало оно «превосходящий Цельса» (римского учёного, жившего на рубеже новой эры). В свидетельстве о крещении было записано: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
В его биографии много неясного и противоречивого. Уроженец Швейцарии, медицину изучал в Италии, однако разочаровался в полученных знаниях. Решив заняться самообразованием, отправился в длительное путешествие.
Объездил всю Европу, побывал в Египте. По некоторым сведениям, посетил Московию (Россию).
В 1524 г. Парацельс вернулся на родину. Там он сразу прослыл «возмутителем спокойствия»: в Базельском университете стал читать лекции на немецком языке, хотя священной традицией считалось пользоваться исключительно латынью. Пренебрежительно отозвался о сочинениях великих эскулапов — древнеримского врача Галена и Авиценны. Словом, вёл себя настолько высокомерно, что был изгнан из Базеля. Остаток жизни он провёл в Германии и Австрии и скончался в крайней бедности в больнице города Зальцбурга.
«Великое делание», т. е. процесс получения философского камня, описано в алхимической литературе достаточно подробно, хотя и в иносказательной, аллегорической форме. Существует даже полное описание без текста, своеобразный алхимический «комикс» — «Немая книга» (1677 г.). Однако ни в одном алхимическом труде нет ясных указаний на исходные вещества. Часто упоминаемые «философская сера» и «философская ртуть» — не конкретные вещества, а первичные принципы строения металлов.
В разных источниках имеется множество сходных описаний самого философского камня и его удивительного действия на металлы. В протоколах о получении золота из неблагородных металлов в присутствии многочисленных свидетелей чаше всего говорится о тяжёлом красном или серо-красном (реже жёлтом) порошке, иногда блестевшем, как осколки стекла. Обычно несколько крупинок порошка облепляли воском или заворачивали в бумагу и бросали в расплавленный металл (ртуть, свинец, цинк, железо). В течение нескольких минут исходный металл «превращался» в золото. Считалось, что одна часть (по массе) философского камня позволяет превратить в золото до 19 тыс. частей неблагородного металла и более. В то же время не существует ни одного описания процесса изготовления самого философского камня, выполненного при свидетелях.
В разных источниках имеется множество сходных описаний самого философского камня и его удивительного действия на металлы. В протоколах о получении золота из неблагородных металлов в присутствии многочисленных свидетелей чаше всего говорится о тяжёлом красном или серо-красном (реже жёлтом) порошке, иногда блестевшем, как осколки стекла. Обычно несколько крупинок порошка облепляли воском или заворачивали в бумагу и бросали в расплавленный металл (ртуть, свинец, цинк, железо). В течение нескольких минут исходный металл «превращался» в золото. Считалось, что одна часть (по массе) философского камня позволяет превратить в золото до 19 тыс. частей неблагородного металла и более. В то же время не существует ни одного описания процесса изготовления самого философского камня, выполненного при свидетелях.
«He было такого места, которое он считал бы неудобным для учёных занятий, и не было такого времени, которым он бы не воспользовался для чтения и письма» —так говорил о Плинии Старшем, выдающемся древнеримском учёном, его не менее знаменитый племянник, писатель Плиний Младший.
В юные годы Гаю Плинию Секунду выпала судьба стать легионером. Он участвовал во многих сражениях, побывал в разных уголках Европы; довелось ему служить и в Африке.
Удивительная наблюдательность и редкая любознательность были присуши Плинию с детства. У него рано возникла потребность описывать увиденное и услышанное. Мы никогда не узнаем, сколько всего сочинений ему принадлежало. Он посвящал труды военному искусству, риторике, грамматике. Но более всего Плиний любил историю. Сохранились сведения, что он написал 31-томную «Историю своего времени». Однако она, как и многие другие творения Плиния, до нас не дошла.
В юные годы Гаю Плинию Секунду выпала судьба стать легионером. Он участвовал во многих сражениях, побывал в разных уголках Европы; довелось ему служить и в Африке.
Удивительная наблюдательность и редкая любознательность были присуши Плинию с детства. У него рано возникла потребность описывать увиденное и услышанное. Мы никогда не узнаем, сколько всего сочинений ему принадлежало. Он посвящал труды военному искусству, риторике, грамматике. Но более всего Плиний любил историю. Сохранились сведения, что он написал 31-томную «Историю своего времени». Однако она, как и многие другие творения Плиния, до нас не дошла.
В 60-х гг. XX в. поразительные археологические находки были сделаны в Южной Турции. В неолитическом поселении Чатал-Хююк (VII—VI тысячелетия до н. э.) обнаружено много изделий из меди и свинца, а также остатки плавильных печей. Само поселение, в котором обитали более 7 тыс. жителей, состояло из хорошо спланированных жилых домов и грандиозных культовых сооружений. Сохранились сложные многоцветные настенные росписи, выполненные минеральными красками. Существование столь древнего поселения с развитой культурой позволяет считать, что люди обладали определёнными химическими знаниями не менее 10 тыс. лет назад.
Из металлических предметов, найденных в Южном Междуречье, при раскопках города Ура, самый древний относится к IV тысячелетию до н. э. Это наконечник копья, сделанный из меди с примесью мышьяка и цинка. В Уре найдены и стеклянные бусы того же времени.
Из металлических предметов, найденных в Южном Междуречье, при раскопках города Ура, самый древний относится к IV тысячелетию до н. э. Это наконечник копья, сделанный из меди с примесью мышьяка и цинка. В Уре найдены и стеклянные бусы того же времени.
Лошадка. Поздний бронзовый век (около XIV в. до н. э.). Раскопки в городе Мцхета. Грузия.
В НАЧАЛЕ БЫЛО... ДЕЛО
Когда именно родилась химия? И не химия даже, а первоначальное химическое знание? Искать ответ не имеет смысла. Ведь уже первобытный человек, используя огонь для приготовления пищи, приобретал первые элементарные «химические навыки»...
Возникновению химии, как и других естественных наук, способствовали прежде всего потребности практики. Люди постоянно накапливали сведения о различных химических процессах (горении, растворении и др.) и широко применяли их. Выплавка металлов, приготовление красителей и косметических средств, изготовление стекла, керамической посуды и строительных материалов (кирпича), хлебопечение, виноделие — вот далеко не полный перечень древнейших областей приложения химических знаний. Разработку и использование различных методов, приёмов и рецептов в практических целях историки науки объединяют под названием «ремесленная химия». Герман Копп выделял в истории развития химии и особый, алхимический этап, растянувшийся более чем на десять столетий.
Когда именно родилась химия? И не химия даже, а первоначальное химическое знание? Искать ответ не имеет смысла. Ведь уже первобытный человек, используя огонь для приготовления пищи, приобретал первые элементарные «химические навыки»...
Возникновению химии, как и других естественных наук, способствовали прежде всего потребности практики. Люди постоянно накапливали сведения о различных химических процессах (горении, растворении и др.) и широко применяли их. Выплавка металлов, приготовление красителей и косметических средств, изготовление стекла, керамической посуды и строительных материалов (кирпича), хлебопечение, виноделие — вот далеко не полный перечень древнейших областей приложения химических знаний. Разработку и использование различных методов, приёмов и рецептов в практических целях историки науки объединяют под названием «ремесленная химия». Герман Копп выделял в истории развития химии и особый, алхимический этап, растянувшийся более чем на десять столетий.
Аптекарь. Пекарь. Гравюры Ж. Аммана. 1568 г.
Предпосылки к становлению химии как самостоятельной научной дисциплины сформировались в XVII — первой половине XVIII в. В то время появились и первые труды, посвященные её истории. Их авторы стремились выяснить, как происходило накопление и развитие химических знаний.
«Нельзя по собственному усмотрению перекраивать бесшовные одежды истории» — казалось бы, этот афоризм, принадлежащий Оноре де Бальзаку, трудно оспорить. Однако в исторических трудах мы постоянно встречаем термины «эпоха», «этап», «период». Единое историческое целое «разрезается» на отдельные временные интервалы. Такой методологический приём необходим — исторический анализ невозможно провести без привязки к определённым промежуткам времени.
Даже полтора столетия назад молодая наука химия развивалась довольно быстро. Некоторые факты успевали устареть к тому времени, когда становились известны широкому кругу исследователей. Но ещё существовала реальная возможность следить за всеми успехами химии. Правда, такое оказывалось под силу лишь очень немногим учёным. Среди них был шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус. На протяжении почти 30 лет он публиковал «Ежегодные сообщения», стремясь отразить в них с максимальной полнотой достижения химических исследований в разных странах. Каждое издание служило своеобразной энциклопедией химических сведений и фактов, добытых за год. Незадолго до кончины, в 1847 г., Берцелиус прекратил свой подвижнический труд. Не только из-за возраста и болезней. Просто он уже не поспевал за новыми открытиями...
В XVII — XVIII вв. об уровне химических знаний, о важнейших научных представлениях и наблюдениях можно было узнать из солидных фолиантов, таких, например, как «Курс химии» (1675 г.) французского учёного Никола' Лемери. Отдельные сведения по химии публиковались в немногочисленных научных журналах. Первый специальный журнал, публиковавший статьи по химии, был основан в 1778 г. в Германии.
В XVII — XVIII вв. об уровне химических знаний, о важнейших научных представлениях и наблюдениях можно было узнать из солидных фолиантов, таких, например, как «Курс химии» (1675 г.) французского учёного Никола' Лемери. Отдельные сведения по химии публиковались в немногочисленных научных журналах. Первый специальный журнал, публиковавший статьи по химии, был основан в 1778 г. в Германии.
Сколько химий существует на свете? Одна, разумеется. Одна — как самостоятельная часть естествознания. Ну а как же неорганическая, органическая, физическая, аналитическая химия? Всё это — разделы химии, и каждый из них имеет свой предмет исследования. Написано множество книг, посвящённых именно этим конкретным разделам. В химических учебных заведениях по ним читают отдельные курсы лекций.
Эту «четвёрку» принято считать фундаментальной основой современной классификации химических наук. Между тем история химии свидетельствует: четыре химические «глыбы» постоянно раскалывались на более мелкие «фрагменты». По-научному этот процесс называется дифференциацией (от лат. differentia — «различие»).
В неорганической и органической химии дифференциация происходила сообразно материальным объектам исследования. Так, в неорганической химии возникали подразделы, задача которых состоит в изучении либо отдельных классов соединений, либо химии конкретных элементов или определённых их совокупностей. Например, химия кислот, химия оснований, химия карбидов, химия гидридов, химия редкоземельных элементов, химия трансурановых элементов, химия благородных газов, химия фосфора, химия фтора, химия кремния... В органической химии чётко выделяются области исследований соединений, относящихся к различным классам: химия алициклических, ароматических, гетероциклических соединений; химия терпенов, природных соединений; нефтехимия и т. п. Это не дробление «ради удобства», а насущная познавательная необходимость.
Эту «четвёрку» принято считать фундаментальной основой современной классификации химических наук. Между тем история химии свидетельствует: четыре химические «глыбы» постоянно раскалывались на более мелкие «фрагменты». По-научному этот процесс называется дифференциацией (от лат. differentia — «различие»).
В неорганической и органической химии дифференциация происходила сообразно материальным объектам исследования. Так, в неорганической химии возникали подразделы, задача которых состоит в изучении либо отдельных классов соединений, либо химии конкретных элементов или определённых их совокупностей. Например, химия кислот, химия оснований, химия карбидов, химия гидридов, химия редкоземельных элементов, химия трансурановых элементов, химия благородных газов, химия фосфора, химия фтора, химия кремния... В органической химии чётко выделяются области исследований соединений, относящихся к различным классам: химия алициклических, ароматических, гетероциклических соединений; химия терпенов, природных соединений; нефтехимия и т. п. Это не дробление «ради удобства», а насущная познавательная необходимость.
Едва ли удастся точно установить, когда возникло слово «химия» и какой смысл в него первоначально вкладывался. Немало историков химии предлагали свои гипотезы, однако единое мнение так и не сформировалось.
Термины «химия», «химик» прочно вошли в научную литературу, в монографии и учебники уже с начала XVII в. На разных европейских языках слово «химия» имеет сходное звучание: chemistry — на английском, Chemie — на немецком, chimie — на французском, chimica — на итальянском, quimica — на испанском и португальском, kemi — на шведском и датском, и даже на турецком химия — kimya. Обратите внимание: все слова содержат корень «хем» или «хим». Не послужит ли это обстоятельство исходным пунктом в попытках найти ключ к объяснению происхождения термина «химия»?