В НАЧАЛЕ БЫЛО... ДЕЛО
Когда именно родилась химия? И не химия даже, а первоначальное химическое знание? Искать ответ не имеет смысла. Ведь уже первобытный человек, используя огонь для приготовления пищи, приобретал первые элементарные «химические навыки»...
Возникновению химии, как и других естественных наук, способствовали прежде всего потребности практики. Люди постоянно накапливали сведения о различных химических процессах (горении, растворении и др.) и широко применяли их. Выплавка металлов, приготовление красителей и косметических средств, изготовление стекла, керамической посуды и строительных материалов (кирпича), хлебопечение, виноделие — вот далеко не полный перечень древнейших областей приложения химических знаний. Разработку и использование различных методов, приёмов и рецептов в практических целях историки науки объединяют под названием «ремесленная химия». Герман Копп выделял в истории развития химии и особый, алхимический этап, растянувшийся более чем на десять столетий.
ВРЕМЯ, НЕ ПОТЕРЯННОЕ НАПРАСНО
Оглядываясь на предшествующую историю развития знаний, просвещённый XVIII век нередко становился высокомерным. «Я не берусь оценить вред, который нанесли эти мошенники-алхимики...
Позволю себе только заметить, что со времён Парацельса в нашем отечестве не было ни одной войны, которая бы причинила столько зла, сколько эти люди» — такой гневной тирадой разразился в 1734 г. немецкий химик Георг Шталь. Подобных «мошенников» в современной ему Европе было немало. Герман Копп приводит любопытный куплет из песенки, относящейся примерно к 30-м гг. XVIII в.:
Алхимиком ныне хочет
быть всяк: Юнец, и старик,
и круглый дурак, Придворный советник,
цирюльник, солдат, Монах, и священник, и адвокат.
«К счастью, с алхимией химия не имеет ничего общего, кроме имени, но это ей так же неприятно, как умной и рассудительной, но мало известной дочери носить имя матери, прославившейся своими причудами и нелепостями» — эти слова принадлежат современнику Шталя французскому химику Пьеру Макёру.
А вот мнение знаменитого химика XIX столетия Юстуса Либиха: «Каждая гипотеза, которая ведёт к осуществлению экспериментов, поддерживает в человеке упорство, развивает мысль. Такие гипотезы — большое достижение науки. Алхимия есть не что иное, как химия. То, что алхимию постоянно путают с попытками получить золото химическим путём... величайшая несправедливость».
Как говорится в подобных случаях: кому верить и чему верить? И что, собственно, представляла собой «алхимическая гипотеза»?
Среди металлов, известных в древности (золото, серебро, ртуть, медь, железо и некоторые другие), «совершенным» считалось только золото (в меньшей степени серебро), прочие относились к числу «несовершенных». Полагали, что в земных недрах сначала образуются именно их руды. Затем в рудах происходит постепенное «облагораживание» металлов, которые в конце концов превращаются в золото.
Так нельзя ли искусственным путём ускорить процесс облагораживания? Это стало руководящей идеей алхимических исканий. Алхимики посвящали свои исследования поиску пути превращения неблагородных металлов в золото. Считалось, что осуществить желаемый процесс можно с помощью так называемого философского камня.
Идея «златоделия» — «священного тайного искусства» — возникла в Египте в III—IV вв. Затем перекочевала на Аравийский полуостров и положила начало арабской алхимии. Арабы ввели и само название, добавив к греко-египетскому «химия» частицу «ал-». Не ограничиваясь лишь стремлением к облагораживанию металлов, они приблизили «тайное искусство» к практическим потребностям. Так, алхимик Джабир ибн Хайян (около 721 — около 815) впервые получил нашатырный спирт, растворы серной и азотной кислот; Абу Али ибн Сина (латинизированное имя — Авиценна; около 980—1037) был выдающимся врачом.
В Западную Европу алхимия начала проникать в XII в. Арабские алхимические сочинения переводились на латинский язык. Химера лёгкого обогащения увлекала многих. Искать философский камень и придумывать способы искусственного приготовления золота принимались люди, принадлежавшие к самым разным классам и сословиям (вспомним куплет из песенки) и зачастую не имевшие никакой научной подготовки. «Священное тайное искусство» становилось сферой деятельности всевозможных шарлатанов. Эта прискорбная ситуация и повлияла на негативную оценку вклада алхимии в развитие знаний. Между тем именно алхимики выработали прочные навыки химического эксперимента. Они подробно описали свойства известных веществ и открыли много новых, практически важных: серную, азотную и соляную кислоты, царскую водку (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способную растворять даже золото и платину), едкие щёлочи, соединения ртути и серы, сурьму и фосфор. Они же впервые наблюдали реакцию нейтрализации — взаимодействие кислоты с щёлочью, изобрели порох и предложили способ производства фарфора из каолина. Наконец, алхимики ввели в обиход разнообразную лабораторную посуду (колбы, реторты, воронки, стеклянные блюдца для кристаллизации, ступки с пестиками), водяную и песчаную бани, жаровни и печи, фильтры из тканей и шерсти и многое другое. Без всех этих приспособлений не могло развиваться искусство химического эксперимента.
Конечно, реальные достижения алхимиков блёкнут на фоне титанического бесплодного труда, затраченного на поиски философского камня и бесчисленные попытки приготовления «дарового золота». Но игнорировать алхимию, говоря о возникновении первоначальных химических представлений, невозможно. Она вовсе не «бесплодный отросток на живом древе химии», не «напрасно потерянное время» в эволюции знаний. Современный историк алхимии Вадим Львович Рабинович характеризует её как «своеобразное, самостоятельное явление средневековой культуры». По его мнению, «алхимия хронологически предшествовала химии нового времени и на пути длиной в тысячу лет в конечном счёте и стала ею, преодолев самоё себя в собственном историческом движении».
До нашего времени дошло довольно много алхимических сочинений. Однако постигать их смысл чрезвычайно трудно. Алхимики описывали свои опыты на языке, доступном только посвящённым. Особенно строго зашифровывались рецепты изготовления философского камня. Вещества и производимые над ними операции обозначались терминами, заимствованными из мифологии и астрологии. Более того, каждый алхимик стремился использовать собственный шифр. Короче говоря, литературное алхимическое наследие до сих пор представляет собой настоящую terra incognita {лат. «неизвестная земля», «незнакомая область»). Современные исследователи редко отваживаются на расшифровку тайнописи сочинителей, одержимых идеей поиска способов трансмутации (т. е. превращения) металлов.
История сохранила немало имён «классиков» алхимии. Каждый из них излагал, образно говоря, свою философию алхимии, но попутно сообщал и ценные сведения, важные для формирования химических знаний.
Арабский естествоиспытатель Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865—925) получил широкую известность благодаря сочинениям «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Он рассматривал любой металл как совокупность трёх «основных элементов» — ртути, серы и соли. Затем на протяжении веков многие алхимики Европы активно развивали эту идею. Кроме того, впервые в истории химии Ар-Рази разработал классификацию всех известных ему веществ. Они разделялись на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные (такая градация просуществовала много столетий). Классы, в свою очередь, делились на группы. Например, минеральные вещества распределялись по шести группам, куда входили различные минералы, металлы и их сплавы, соли. Судя по описаниям Ар-Рази, его лаборатория была превосходно оснащена.
Немецкий философ и богослов Альберт фон Больштедт, или Альберт Великий (около 1193—1280), считается пионером алхимических исследований в Европе. Он был последователем Ар-Рази, однако написал несколько сочинений, где выдвигал и оригинальные предположения, касавшиеся превращения металлов. Альберт Великий составил перечень правил, коим надлежало следовать алхимику. Вот одна из его заповедей: алхимик «должен быть терпеливым, прилежным и выносливым до конца...». Англичанин Роджер Бэкон (около 1214—1292) был одним из крупнейших мыслителей своего времени Эрудицией он буквально подавлял коллег. Завистники, чтобы отомстить Бэкону, обвинили его в занятиях колдовством и упрятали в тюрьму. Труд Бэкона «Зеркало алхимии» стал практическим пособием для следующих поколений алхимиков. Учёный определял алхимию как «науку, работающую с телами с помощью теории и опыта и стремящуюся превратить низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения... Она учит трансформировать всякий вид металлов в другой с помощью специального средства».
В XVI в. в Европе были широко распространены книги монаха-бенедиктинца из Эрфурта (Германия) Василия Валентина. Однако историки науки считают его личностью полумифической, поскольку каких-либо биографических сведений о нём найти не удалось. Василий Валентин привнёс в европейскую алхимическую традицию идею о трёх «началах» металлов (ртути, сере и соли). Её подхватили и развили Парацельс и другие ятрохимики. В сочинении «Триумфальная колесница антимония» Василий Валентин подробно описал сурьму и её соединения.
По мере того как накапливались сведения о реальных химических превращениях веществ, возрастало и негативное отношение к алхимическим «ухищрениям». По словам Коп-па, «научная химия отреклась от алхимии». Но та не спешила сдавать свои позиции. Алхимические увлечения были не чужды многим знаменитым естествоиспытателям XVII—XVIII вв., таким, как Исаак Ньютон и Роберт Бойль. В первой половине XVIII в. алхимики даже выпустили больше книг, чем химики. Более того, и в наши дни некоторые энтузиасты продолжают поиск «философского камня».
Когда именно родилась химия? И не химия даже, а первоначальное химическое знание? Искать ответ не имеет смысла. Ведь уже первобытный человек, используя огонь для приготовления пищи, приобретал первые элементарные «химические навыки»...
Возникновению химии, как и других естественных наук, способствовали прежде всего потребности практики. Люди постоянно накапливали сведения о различных химических процессах (горении, растворении и др.) и широко применяли их. Выплавка металлов, приготовление красителей и косметических средств, изготовление стекла, керамической посуды и строительных материалов (кирпича), хлебопечение, виноделие — вот далеко не полный перечень древнейших областей приложения химических знаний. Разработку и использование различных методов, приёмов и рецептов в практических целях историки науки объединяют под названием «ремесленная химия». Герман Копп выделял в истории развития химии и особый, алхимический этап, растянувшийся более чем на десять столетий.
Аптекарь. Пекарь. Гравюры Ж. Аммана. 1568 г.
ВРЕМЯ, НЕ ПОТЕРЯННОЕ НАПРАСНО
Оглядываясь на предшествующую историю развития знаний, просвещённый XVIII век нередко становился высокомерным. «Я не берусь оценить вред, который нанесли эти мошенники-алхимики...
Карикатура на алхимиков. С гравюры XVI в.
Позволю себе только заметить, что со времён Парацельса в нашем отечестве не было ни одной войны, которая бы причинила столько зла, сколько эти люди» — такой гневной тирадой разразился в 1734 г. немецкий химик Георг Шталь. Подобных «мошенников» в современной ему Европе было немало. Герман Копп приводит любопытный куплет из песенки, относящейся примерно к 30-м гг. XVIII в.:
Алхимиком ныне хочет
быть всяк: Юнец, и старик,
и круглый дурак, Придворный советник,
цирюльник, солдат, Монах, и священник, и адвокат.
«К счастью, с алхимией химия не имеет ничего общего, кроме имени, но это ей так же неприятно, как умной и рассудительной, но мало известной дочери носить имя матери, прославившейся своими причудами и нелепостями» — эти слова принадлежат современнику Шталя французскому химику Пьеру Макёру.
А вот мнение знаменитого химика XIX столетия Юстуса Либиха: «Каждая гипотеза, которая ведёт к осуществлению экспериментов, поддерживает в человеке упорство, развивает мысль. Такие гипотезы — большое достижение науки. Алхимия есть не что иное, как химия. То, что алхимию постоянно путают с попытками получить золото химическим путём... величайшая несправедливость».
Как говорится в подобных случаях: кому верить и чему верить? И что, собственно, представляла собой «алхимическая гипотеза»?
Среди металлов, известных в древности (золото, серебро, ртуть, медь, железо и некоторые другие), «совершенным» считалось только золото (в меньшей степени серебро), прочие относились к числу «несовершенных». Полагали, что в земных недрах сначала образуются именно их руды. Затем в рудах происходит постепенное «облагораживание» металлов, которые в конце концов превращаются в золото.
Аппарат для перегонки (дистилляции).
Из арабской рукописи «Получение философского камня». XIII в.
Из арабской рукописи «Получение философского камня». XIII в.
Страница из арабского трактата по алхимии. XIII в.
Таблица сочетания веществ из сборника сочинений Раймунда Луллия. Издание 1566 г.
Так нельзя ли искусственным путём ускорить процесс облагораживания? Это стало руководящей идеей алхимических исканий. Алхимики посвящали свои исследования поиску пути превращения неблагородных металлов в золото. Считалось, что осуществить желаемый процесс можно с помощью так называемого философского камня.
Идея «златоделия» — «священного тайного искусства» — возникла в Египте в III—IV вв. Затем перекочевала на Аравийский полуостров и положила начало арабской алхимии. Арабы ввели и само название, добавив к греко-египетскому «химия» частицу «ал-». Не ограничиваясь лишь стремлением к облагораживанию металлов, они приблизили «тайное искусство» к практическим потребностям. Так, алхимик Джабир ибн Хайян (около 721 — около 815) впервые получил нашатырный спирт, растворы серной и азотной кислот; Абу Али ибн Сина (латинизированное имя — Авиценна; около 980—1037) был выдающимся врачом.
В Западную Европу алхимия начала проникать в XII в. Арабские алхимические сочинения переводились на латинский язык. Химера лёгкого обогащения увлекала многих. Искать философский камень и придумывать способы искусственного приготовления золота принимались люди, принадлежавшие к самым разным классам и сословиям (вспомним куплет из песенки) и зачастую не имевшие никакой научной подготовки. «Священное тайное искусство» становилось сферой деятельности всевозможных шарлатанов. Эта прискорбная ситуация и повлияла на негативную оценку вклада алхимии в развитие знаний. Между тем именно алхимики выработали прочные навыки химического эксперимента. Они подробно описали свойства известных веществ и открыли много новых, практически важных: серную, азотную и соляную кислоты, царскую водку (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способную растворять даже золото и платину), едкие щёлочи, соединения ртути и серы, сурьму и фосфор. Они же впервые наблюдали реакцию нейтрализации — взаимодействие кислоты с щёлочью, изобрели порох и предложили способ производства фарфора из каолина. Наконец, алхимики ввели в обиход разнообразную лабораторную посуду (колбы, реторты, воронки, стеклянные блюдца для кристаллизации, ступки с пестиками), водяную и песчаную бани, жаровни и печи, фильтры из тканей и шерсти и многое другое. Без всех этих приспособлений не могло развиваться искусство химического эксперимента.
Конечно, реальные достижения алхимиков блёкнут на фоне титанического бесплодного труда, затраченного на поиски философского камня и бесчисленные попытки приготовления «дарового золота». Но игнорировать алхимию, говоря о возникновении первоначальных химических представлений, невозможно. Она вовсе не «бесплодный отросток на живом древе химии», не «напрасно потерянное время» в эволюции знаний. Современный историк алхимии Вадим Львович Рабинович характеризует её как «своеобразное, самостоятельное явление средневековой культуры». По его мнению, «алхимия хронологически предшествовала химии нового времени и на пути длиной в тысячу лет в конечном счёте и стала ею, преодолев самоё себя в собственном историческом движении».
До нашего времени дошло довольно много алхимических сочинений. Однако постигать их смысл чрезвычайно трудно. Алхимики описывали свои опыты на языке, доступном только посвящённым. Особенно строго зашифровывались рецепты изготовления философского камня. Вещества и производимые над ними операции обозначались терминами, заимствованными из мифологии и астрологии. Более того, каждый алхимик стремился использовать собственный шифр. Короче говоря, литературное алхимическое наследие до сих пор представляет собой настоящую terra incognita {лат. «неизвестная земля», «незнакомая область»). Современные исследователи редко отваживаются на расшифровку тайнописи сочинителей, одержимых идеей поиска способов трансмутации (т. е. превращения) металлов.
История сохранила немало имён «классиков» алхимии. Каждый из них излагал, образно говоря, свою философию алхимии, но попутно сообщал и ценные сведения, важные для формирования химических знаний.
Магистр алхимии наставляет учеников. Миниатюра из рукописи «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. XV в.
Сосуды для перегонки, которыми пользовались греческие алхимики в I—III вв. Из рукописи XVI в.
Арабский естествоиспытатель Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865—925) получил широкую известность благодаря сочинениям «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Он рассматривал любой металл как совокупность трёх «основных элементов» — ртути, серы и соли. Затем на протяжении веков многие алхимики Европы активно развивали эту идею. Кроме того, впервые в истории химии Ар-Рази разработал классификацию всех известных ему веществ. Они разделялись на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные (такая градация просуществовала много столетий). Классы, в свою очередь, делились на группы. Например, минеральные вещества распределялись по шести группам, куда входили различные минералы, металлы и их сплавы, соли. Судя по описаниям Ар-Рази, его лаборатория была превосходно оснащена.
Ар-Рази.
Альберт Великий.
Алхимический символ из сборника трактатов «Золотое руно, или Золотая сокровищница и кунсткамера». 1598 г.
Немецкий философ и богослов Альберт фон Больштедт, или Альберт Великий (около 1193—1280), считается пионером алхимических исследований в Европе. Он был последователем Ар-Рази, однако написал несколько сочинений, где выдвигал и оригинальные предположения, касавшиеся превращения металлов. Альберт Великий составил перечень правил, коим надлежало следовать алхимику. Вот одна из его заповедей: алхимик «должен быть терпеливым, прилежным и выносливым до конца...». Англичанин Роджер Бэкон (около 1214—1292) был одним из крупнейших мыслителей своего времени Эрудицией он буквально подавлял коллег. Завистники, чтобы отомстить Бэкону, обвинили его в занятиях колдовством и упрятали в тюрьму. Труд Бэкона «Зеркало алхимии» стал практическим пособием для следующих поколений алхимиков. Учёный определял алхимию как «науку, работающую с телами с помощью теории и опыта и стремящуюся превратить низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения... Она учит трансформировать всякий вид металлов в другой с помощью специального средства».
Раймунд Луллий (около 1235 —около 1315) — испанский поэт, богослов, философ; автор труда «О превращении души металлов». Согласно легенде, в 1312 г. Луллий обеспечил трансмутационным золотом английского короля Эдуарда III.
Никола Фламель (около 1330—1418) — общественный писарь и переписчик книг в Париже. Он сумел прочитать (а по одной из версий — воспринять во сне) древний алхимический трактат. Сведения о Фламеле выглядят фантастической легендой. После первой успешной трансмутации в январе 1382 г. он начал быстро богатеть; к 1413 г. основал и содержал четырнадцать больниц, семь церквей и три часовни в Париже, примерно столько же больниц и церквей в Булони. Говорят, что он инсценировал свою смерть и похороны, а сам удалился в Индию.
В XVI в. в Европе были широко распространены книги монаха-бенедиктинца из Эрфурта (Германия) Василия Валентина. Однако историки науки считают его личностью полумифической, поскольку каких-либо биографических сведений о нём найти не удалось. Василий Валентин привнёс в европейскую алхимическую традицию идею о трёх «началах» металлов (ртути, сере и соли). Её подхватили и развили Парацельс и другие ятрохимики. В сочинении «Триумфальная колесница антимония» Василий Валентин подробно описал сурьму и её соединения.
По мере того как накапливались сведения о реальных химических превращениях веществ, возрастало и негативное отношение к алхимическим «ухищрениям». По словам Коп-па, «научная химия отреклась от алхимии». Но та не спешила сдавать свои позиции. Алхимические увлечения были не чужды многим знаменитым естествоиспытателям XVII—XVIII вв., таким, как Исаак Ньютон и Роберт Бойль. В первой половине XVIII в. алхимики даже выпустили больше книг, чем химики. Более того, и в наши дни некоторые энтузиасты продолжают поиск «философского камня».
Алхимический символ из сборника трактатов «Золотое руно, или Золотая сокровищница и кунсткамера». 1598 г.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи