Плеханов – один из первых русских марксистов. Его вклад в развитие философского материализма можно охарактеризовать следующими основ-ными тезисами:
- критика идеализма и субъективной социологии народников;
- критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов;
- защита и пропаганда материалистической диалектики;
- борьба за материалистические основы марксистской философии против кантианства и махизма;
- развитие теории познания;
- философское обоснование законов развития общества, роли народных масс и личности в истории;
- разработка марксистского учения об идеологии;
- критика реакционных течений буржуазного искусства;
- выявление специфической роли историко–философского знания в науч-ном анализе развития философии.
- критика идеализма и субъективной социологии народников;
- критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов;
- защита и пропаганда материалистической диалектики;
- борьба за материалистические основы марксистской философии против кантианства и махизма;
- развитие теории познания;
- философское обоснование законов развития общества, роли народных масс и личности в истории;
- разработка марксистского учения об идеологии;
- критика реакционных течений буржуазного искусства;
- выявление специфической роли историко–философского знания в науч-ном анализе развития философии.
К концу XIX в. марксизм стал международным явлением, вершиной в развитии материалистической философии, превратился в одно из самых влиятельных идейных течений. Популяризации и распространению марксистского учения способствовали в Германии – Р. Люксембург, К. Либкнехт, К. Каутский, во Франции – П. Лафарг (зять Маркса), в Италии – А. Лабриола, А. Грамши, в России – Г. В. Плеханов и В. И. Ленин (Ульянов).
В бывшем СССР марксизм являлся официальной государственной идеологией. В настоящее время в условиях реформирования постсоветского общества происходит переосмысление теоретического наследия марксизма. Во второй половине ХХ века на Западе достаточно широкое распространение получили философские течения, ориентированные на позитивное содержание классического марксизма. Их называют неомарксизмом или «западным марксизмом» (Д. Лукач, Л. Альтюссер и др.). Существование неомарксизма свидетельствует о большом влиянии классического марксизма на современную общественную мысль, об актуальности многих его положений и идей.
Объективности ради следует заметить, что классики марксизма неод-нократно и настойчиво призывали видеть в своем учении не догму, а всего лишь «краеугольные камни» и «отправные пункты» для дальнейшего теоретического исследования.
В бывшем СССР марксизм являлся официальной государственной идеологией. В настоящее время в условиях реформирования постсоветского общества происходит переосмысление теоретического наследия марксизма. Во второй половине ХХ века на Западе достаточно широкое распространение получили философские течения, ориентированные на позитивное содержание классического марксизма. Их называют неомарксизмом или «западным марксизмом» (Д. Лукач, Л. Альтюссер и др.). Существование неомарксизма свидетельствует о большом влиянии классического марксизма на современную общественную мысль, об актуальности многих его положений и идей.
Объективности ради следует заметить, что классики марксизма неод-нократно и настойчиво призывали видеть в своем учении не догму, а всего лишь «краеугольные камни» и «отправные пункты» для дальнейшего теоретического исследования.
Главными представителями персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855-1920 гг.), Александр Александрович Козлов (1831-1901 гг.) и Н. В. Бугаева (1837-1903 гг.). Как представители субъективно – идеалистической философии, персоналисты отрицали существование объективной материи, изображая ее как продукт представляющего и мыслящего духа. По их мнению, понять соотношение между духовным и материальным нам не доступно.
Материальные предметы есть только условные символы и знаки духовных монад. Основой мира является множество психических субстанций, или духовных начал. Однако духовные начала (монады) не самостоятельны. Они управляются высшим духовным началом, или верховным психическим субъектом, т.е. Богом.
Убрав из монадологии Лейбница проблески диалектики, Лопатин взял у него теологическую сторону учения, считая основой мироздания «творческую силу духа», духовное начало, обладающее свойством воли. Материальному миру предшествует «нравственный идеал», обладающий свободой воли и творчества. Лопатин проповедует «монистический спиритуализм», который «видит последнюю основу бытия в духовных сущностях» Философия должна выступать не против религии, а в союзе с ней.
Лопатин утверждал, что мы не способны познать объективную истину, так как истина всегда субъективна. Наши чувственные восприятия не есть отражения действительности, а, наоборот «образы», чувственно воспринимаемые, суть сама внешняя действительность». Эту же точку зрения повторял и Базаров.
Материальные предметы есть только условные символы и знаки духовных монад. Основой мира является множество психических субстанций, или духовных начал. Однако духовные начала (монады) не самостоятельны. Они управляются высшим духовным началом, или верховным психическим субъектом, т.е. Богом.
Убрав из монадологии Лейбница проблески диалектики, Лопатин взял у него теологическую сторону учения, считая основой мироздания «творческую силу духа», духовное начало, обладающее свойством воли. Материальному миру предшествует «нравственный идеал», обладающий свободой воли и творчества. Лопатин проповедует «монистический спиритуализм», который «видит последнюю основу бытия в духовных сущностях» Философия должна выступать не против религии, а в союзе с ней.
Лопатин утверждал, что мы не способны познать объективную истину, так как истина всегда субъективна. Наши чувственные восприятия не есть отражения действительности, а, наоборот «образы», чувственно воспринимаемые, суть сама внешняя действительность». Эту же точку зрения повторял и Базаров.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии является творчество Н. А. Бердяева.
Бердяев (1874-1948) - родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил университет, т.к. вскоре был сослан в Вологду за участие в социалистиче-ском движении.
В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению в расхождении с советской идеологией и выслало их из России. В их числе оказался Бердяев. Вначале Бердяев поселился в Берлине, затем переехал в Париж, где скоропостижно скончался за своим писательским столом во время работы в 1948 г.
Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV – персоналистический.
Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность.
Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев – представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем».
Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.
Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли.
Основные работы Н. А. Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.
Бердяев (1874-1948) - родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил университет, т.к. вскоре был сослан в Вологду за участие в социалистиче-ском движении.
В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению в расхождении с советской идеологией и выслало их из России. В их числе оказался Бердяев. Вначале Бердяев поселился в Берлине, затем переехал в Париж, где скоропостижно скончался за своим писательским столом во время работы в 1948 г.
Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV – персоналистический.
Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность.
Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев – представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем».
Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.
Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли.
Основные работы Н. А. Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853- 1900) - центральная фигура во всей русской религиозной философии. Родился в Москве в семье знаменитого русского историка С. Соловьева. Изучал естественные науки, историю и философию в Московском университете. После окончания в течение года учился в московской духовной Академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Потом уехал в Петербург и работал в Ученом Комитете министерства народного просвещения. В 1880 защитил докторскую диссертацию на тему: «Критика отвлеченных начал». В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал так называемую «философию всеединства».
Творчество Соловьева можно условно разделить на 3 периода: теологизированного прогрессизма (70 годы); утопии всемирного государства (80 годы) и эсхатологизм (90 годы)
Идеальными источниками религиозной антропологии Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. По Соловьеву, мир пронизан божественным началом и предстоит на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан Богом, мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало – мировую душу. Мировая душа и является носителем идеи и принципа всеединства. Она познается двумя основными способами – научным знанием и религиозной верой. Абсолютное всеединство, по Соловьеву, это окончательное соединение с Богом.
Творчество Соловьева можно условно разделить на 3 периода: теологизированного прогрессизма (70 годы); утопии всемирного государства (80 годы) и эсхатологизм (90 годы)
Идеальными источниками религиозной антропологии Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. По Соловьеву, мир пронизан божественным началом и предстоит на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан Богом, мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало – мировую душу. Мировая душа и является носителем идеи и принципа всеединства. Она познается двумя основными способами – научным знанием и религиозной верой. Абсолютное всеединство, по Соловьеву, это окончательное соединение с Богом.
В происхождении и становлении марксизма принято выделять:
А). Социально – экономические условия:
- утверждение промышленного способа производства и развитие капита-лизма в ряде европейских стран;
- 1831 – 1834 гг. – восстание лионских ткачей во Франции;
- 1844 г. – восстание силезских ткачей в Германии;
- Чартистское движение в Англии 30- 40 – е годы XIX .
- Марксизм стал теоретическим ответом на вопросы, поставленные рабочим движением и передовой общественной мыслью.
Б) Идейно теоретические источники:
- немецкая классическая философия – Г. Гегель, Л. Фейербах;
- английская политическая экономия А. Смит и Д. Рикардо;
- утопический социализм А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
В). Естественно – научные предпосылки:
- 1838 – 1839 гг. - открытие клетки и создание клеточной теории Шлейдена и Швана (немецкие биологи);
- 40-ые годы – открытие закона сохранения и превращения энергии Майера;
- 1840 – 1859 гг. – создание эволюционной теории происхождение видов Ч. Дарвина.
А). Социально – экономические условия:
- утверждение промышленного способа производства и развитие капита-лизма в ряде европейских стран;
- 1831 – 1834 гг. – восстание лионских ткачей во Франции;
- 1844 г. – восстание силезских ткачей в Германии;
- Чартистское движение в Англии 30- 40 – е годы XIX .
- Марксизм стал теоретическим ответом на вопросы, поставленные рабочим движением и передовой общественной мыслью.
Б) Идейно теоретические источники:
- немецкая классическая философия – Г. Гегель, Л. Фейербах;
- английская политическая экономия А. Смит и Д. Рикардо;
- утопический социализм А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
В). Естественно – научные предпосылки:
- 1838 – 1839 гг. - открытие клетки и создание клеточной теории Шлейдена и Швана (немецкие биологи);
- 40-ые годы – открытие закона сохранения и превращения энергии Майера;
- 1840 – 1859 гг. – создание эволюционной теории происхождение видов Ч. Дарвина.
Людвиг Фейербах – крупнейший материалист домарксовского периода, последний представитель немецкой классической философии – родился в семье юриста, учился в начале в Гейдельбергском, затем в Берлинском университетах, где два года слушал лекции Г. Гегеля. В 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента начал читать лекции в Эрлангенском университете, но был уволен из университета под натиском реакционеров. В 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг в Тюрингии, где прожил в уединении безвыездно двадцать пять лет.
Великой заслугой Фейербаха является то, что в борьбе против идеа-лизма и теологии, он восстановил в правах материалистическую философию. Основные принципы своего учения он изложил в главной работе «Сущность христианства». Его философия называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца.
Великой заслугой Фейербаха является то, что в борьбе против идеа-лизма и теологии, он восстановил в правах материалистическую философию. Основные принципы своего учения он изложил в главной работе «Сущность христианства». Его философия называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих - выдающийся представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте в семье высшего чиновника. Высшее образования получил в Тюбингенском университете. Философия Гегеля являлась завершением и вершиной немецкого идеализма.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма.
В истории философии большое значение имела критика Гегелем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещи в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нему.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма.
В истории философии большое значение имела критика Гегелем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещи в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нему.
Шеллинг Фридрих Вильгельм – родился в Леонберге в семье протестантского пастыря. Окончил теологический факультет Тюбингенского университета. Работал профессором в ряде университетов Германии. На философские взгляды Шеллинга первоначально оказывала сильное влияние философия Фихте. Однако вскоре наметилось расхождение их взглядов и Шеллинг создает свою философскую систему объективного идеализма. В философии Шеллинга, можно выделить несколько периодов: с середины 1790 г. – «натурфилософия», 1800 г. – трансцендентальный идеализм, 1804 г. – «философия тождества», 1813 г. – «философия свободы» и последний период связан с разработкой «положительной философии», или «философии откровения».
В философской эволюции Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Шеллинг ставил перед собой задачу: раскрыть все тайны развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривать природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которой порождение последнего. Воззрения Шеллинга на природу идеалистичны. По его мнению, сама природа есть порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимании природы он ввел методологические принципы противоречивости и развития, высшей связи, единства всего со всем. По Шеллингу, природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания человека. Можно сказать, что философия Шеллинга - это уже идеалистическая диалектика природы.
Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности. В этой работе речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом органе, который есть непосредственное созерцание разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».
В философской эволюции Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Шеллинг ставил перед собой задачу: раскрыть все тайны развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривать природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которой порождение последнего. Воззрения Шеллинга на природу идеалистичны. По его мнению, сама природа есть порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимании природы он ввел методологические принципы противоречивости и развития, высшей связи, единства всего со всем. По Шеллингу, природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания человека. Можно сказать, что философия Шеллинга - это уже идеалистическая диалектика природы.
Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности. В этой работе речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом органе, который есть непосредственное созерцание разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».
Фихте Иоганн Готлиб – создатель так называемой «практической» философии. Родился в семье ткача в Рамменау. Учился в университетах Иены и Лейпцига, был профессором Иенского и ректором Берлинского университета
Фихте, как и его предшественник, Кант, считал, что философия должна быть основой, фундаментом всех наук. В его философии можно выделить два периода. В первый период, т. е до 1800 г., Фихте исходил из того, что первичной, всеобъемлющей и определяющей реальностью является абсолютное «я». Абсолютное «я» само по себе творит весь мир и его законы. Деятельность абсолютного фихтовского «я» противоположна реальной активной деятельности людей. Она умозрительна, сведена к деятельности нравственного сознания. Развивающуюся деятельность «я» Фихте понимает как диалектический процесс, как движение от первичного положения, или утверждения мысли к противоположному положению, которое есть единство, или синтез их обоих. Одним из проявлений «я» является государство.
Фихте, противопоставлял субъект («я» и объект «не я» (природа), подчеркивая, что противоречия между ними возникают совершенно естественно и закономерно. Когда «не я» делает определенный толчок на «я», тогда формируется «инстинктивное я» – самосознание. Однако это не дает основания «я» для познания «не я». В своем основном произведении «Наукоучение» он изложил концепцию «чистого я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличии от кантовской «вещи в себе».
Во втором периоде деятельности, Фихте объявляет основой своей философии абсолютное бытие. Абсолютное бытие философа равнозначно Богу. Фихте переходит с позиции субъективного идеализма на позиции идеализма объективного.
Основное значение философии Фихте («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человек) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте убежденно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Фихте, как и его предшественник, Кант, считал, что философия должна быть основой, фундаментом всех наук. В его философии можно выделить два периода. В первый период, т. е до 1800 г., Фихте исходил из того, что первичной, всеобъемлющей и определяющей реальностью является абсолютное «я». Абсолютное «я» само по себе творит весь мир и его законы. Деятельность абсолютного фихтовского «я» противоположна реальной активной деятельности людей. Она умозрительна, сведена к деятельности нравственного сознания. Развивающуюся деятельность «я» Фихте понимает как диалектический процесс, как движение от первичного положения, или утверждения мысли к противоположному положению, которое есть единство, или синтез их обоих. Одним из проявлений «я» является государство.
Фихте, противопоставлял субъект («я» и объект «не я» (природа), подчеркивая, что противоречия между ними возникают совершенно естественно и закономерно. Когда «не я» делает определенный толчок на «я», тогда формируется «инстинктивное я» – самосознание. Однако это не дает основания «я» для познания «не я». В своем основном произведении «Наукоучение» он изложил концепцию «чистого я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличии от кантовской «вещи в себе».
Во втором периоде деятельности, Фихте объявляет основой своей философии абсолютное бытие. Абсолютное бытие философа равнозначно Богу. Фихте переходит с позиции субъективного идеализма на позиции идеализма объективного.
Основное значение философии Фихте («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человек) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте убежденно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, ро-дился в Пруссии в городе Кенигсберге в скромной семье ремесленника, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. Здесь он начал писать все свои труды, здесь же и умер.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг.XVIII в. и второй - «критический».
В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой извест-ный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант вы-двинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа. Это было величайшим завоеванием науки со времен Коперника. Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на материалистических позициях.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг.XVIII в. и второй - «критический».
В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой извест-ный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант вы-двинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа. Это было величайшим завоеванием науки со времен Коперника. Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на материалистических позициях.
Немецкая классическая философия явилась вершиной рационалистического мышления европейской философии Нового времени. Идейные (теоретические) источники этой философии весьма разнообразны. Немецкие философы: И. Кант, Г.Гегель, Л. Фейербах и др. опирались в своих воззрениях на идеи Платона и Спинозы, французских просветителей ХVIII в., в особенности на труды Н. Кузанского, Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера.
Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.
Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.