Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии является творчество Н. А. Бердяева.
Бердяев (1874-1948) - родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил университет, т.к. вскоре был сослан в Вологду за участие в социалистиче-ском движении.
В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению в расхождении с советской идеологией и выслало их из России. В их числе оказался Бердяев. Вначале Бердяев поселился в Берлине, затем переехал в Париж, где скоропостижно скончался за своим писательским столом во время работы в 1948 г.
Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV – персоналистический.
Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность.
Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев – представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем».
Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.
Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли.
Основные работы Н. А. Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.
Бердяев (1874-1948) - родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил университет, т.к. вскоре был сослан в Вологду за участие в социалистиче-ском движении.
В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению в расхождении с советской идеологией и выслало их из России. В их числе оказался Бердяев. Вначале Бердяев поселился в Берлине, затем переехал в Париж, где скоропостижно скончался за своим писательским столом во время работы в 1948 г.
Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV – персоналистический.
Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность.
Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев – представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем».
Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.
Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли.
Основные работы Н. А. Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи