Главными представителями персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855-1920 гг.), Александр Александрович Козлов (1831-1901 гг.) и Н. В. Бугаева (1837-1903 гг.). Как представители субъективно – идеалистической философии, персоналисты отрицали существование объективной материи, изображая ее как продукт представляющего и мыслящего духа. По их мнению, понять соотношение между духовным и материальным нам не доступно.
Материальные предметы есть только условные символы и знаки духовных монад. Основой мира является множество психических субстанций, или духовных начал. Однако духовные начала (монады) не самостоятельны. Они управляются высшим духовным началом, или верховным психическим субъектом, т.е. Богом.
Убрав из монадологии Лейбница проблески диалектики, Лопатин взял у него теологическую сторону учения, считая основой мироздания «творческую силу духа», духовное начало, обладающее свойством воли. Материальному миру предшествует «нравственный идеал», обладающий свободой воли и творчества. Лопатин проповедует «монистический спиритуализм», который «видит последнюю основу бытия в духовных сущностях» Философия должна выступать не против религии, а в союзе с ней.
Лопатин утверждал, что мы не способны познать объективную истину, так как истина всегда субъективна. Наши чувственные восприятия не есть отражения действительности, а, наоборот «образы», чувственно воспринимаемые, суть сама внешняя действительность». Эту же точку зрения повторял и Базаров.
Материальные предметы есть только условные символы и знаки духовных монад. Основой мира является множество психических субстанций, или духовных начал. Однако духовные начала (монады) не самостоятельны. Они управляются высшим духовным началом, или верховным психическим субъектом, т.е. Богом.
Убрав из монадологии Лейбница проблески диалектики, Лопатин взял у него теологическую сторону учения, считая основой мироздания «творческую силу духа», духовное начало, обладающее свойством воли. Материальному миру предшествует «нравственный идеал», обладающий свободой воли и творчества. Лопатин проповедует «монистический спиритуализм», который «видит последнюю основу бытия в духовных сущностях» Философия должна выступать не против религии, а в союзе с ней.
Лопатин утверждал, что мы не способны познать объективную истину, так как истина всегда субъективна. Наши чувственные восприятия не есть отражения действительности, а, наоборот «образы», чувственно воспринимаемые, суть сама внешняя действительность». Эту же точку зрения повторял и Базаров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи