РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА», В. СОЛОВЬЕВА

Наука » Философия » История философии
Соловьев Владимир Сергеевич (1853- 1900) - центральная фигура во всей русской религиозной философии. Родился в Москве в семье знаменитого русского историка С. Соловьева. Изучал естественные науки, историю и философию в Московском университете. После окончания в течение года учился в московской духовной Академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Потом уехал в Петербург и работал в Ученом Комитете министерства народного просвещения. В 1880 защитил докторскую диссертацию на тему: «Критика отвлеченных начал». В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал так называемую «философию всеединства».
Творчество Соловьева можно условно разделить на 3 периода: теологизированного прогрессизма (70 годы); утопии всемирного государства (80 годы) и эсхатологизм (90 годы)
Идеальными источниками религиозной антропологии Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. По Соловьеву, мир пронизан божественным началом и предстоит на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан Богом, мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало – мировую душу. Мировая душа и является носителем идеи и принципа всеединства. Она познается двумя основными способами – научным знанием и религиозной верой. Абсолютное всеединство, по Соловьеву, это окончательное соединение с Богом.
В обществе, считал Соловьев, единство всех людей представлено в виде православной церкви. Она не только сближает людей («богочеловече-ство»), но и активно способствует образованию царства Божьего.
В своем творчестве В. Соловьев проводил мысль о свободе и бессмертии человека. По его убеждению, человек – это богочеловек (всемогущий человек), а человечество есть богочеловечество, т.е. всемогущее человечество.
Принцип всеединства Соловьев использовал и при разработке основ-ных проблем своей теории познания. Уже в магистерской диссертации он попытался доказать, что познание в Европе носило односторонний характер. Ни эмпиризм, ни рационализм, декларируемые европейской философией, не могут дать цельного знания, т.к. лишь соприкасаются с объектом, не проникая в него. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединством, что достигается при помощи интуитивного созерцания: поэтому основой цельного знания Соловьев считал внутренний опыт, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, веру – и следовательно философия и наука обретают свою форменную ценность в единстве с религиозной верой.
Идеальное общество, мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
Разделяя патриотизм на истинный и ложный, Соловьев считал, что ложный патриотизм боится чужого опыта, а истинный – усваивает его и оплодотворяется им. Поэтому, считал он, России не следует бояться тесного общения с католическим Западом. А если у православия нет сил противостоять католицизму, то нужно ли его защищать,- вопрошает философ. В концепции Соловьева, как любого мыслителя, есть слабые и сильные стороны. Главная его заслуга состоит в том, что он положил начало построению системы русской философии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.