АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА (1804 – 1872 ГГ.)

Наука » Философия » История философии
Людвиг Фейербах – крупнейший материалист домарксовского периода, последний представитель немецкой классической философии – родился в семье юриста, учился в начале в Гейдельбергском, затем в Берлинском университетах, где два года слушал лекции Г. Гегеля. В 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента начал читать лекции в Эрлангенском университете, но был уволен из университета под натиском реакционеров. В 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг в Тюрингии, где прожил в уединении безвыездно двадцать пять лет.
Великой заслугой Фейербаха является то, что в борьбе против идеа-лизма и теологии, он восстановил в правах материалистическую философию. Основные принципы своего учения он изложил в главной работе «Сущность христианства». Его философия называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца.
Отстаивая материализм «внизу» (в понимании природы), Фейербах остался идеалистом «вверху» (в трактовке человеческого общества). Очевидно сказались длительные годы жизни в деревне вне активной общественной деятельности.
Фейербах решительно выступал против идеалистического противопоставления Кантом и Фихте мышления бытию. Он доказал, что мышление – это продукт, свойство материи, функция мозга, и не существует вне и независимо от последней.
Фейербах подверг критике Гегеля, который пытался вывести природу из мышления. Однако, критикуя Гегеля, Фейербах не увидел рационального зерна гегелевской диалектики. Он отбросил не только систему Гегеля, но и его метод – учение о развитии, на основе внутренних противоречий.
Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека как ее продукт, завершение эволюции.
Говоря о природе, Фейербах подчеркивает, что она вечна и бесконечна, существует во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, и все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии, а движение является формой ее существования.
Природа познается человеком и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Сущность человека Фейербах сводит к разуму и воле, которые якобы неизменны во все времена.
К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, которая представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) мира человеку.
Философ пытался создать новую религию – религию любви человека к человеку. Фейербах надеялся на то, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Особое значение по Фейербаху, должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.