Гегель Георг Вильгельм Фридрих - выдающийся представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте в семье высшего чиновника. Высшее образования получил в Тюбингенском университете. Философия Гегеля являлась завершением и вершиной немецкого идеализма.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма.
В истории философии большое значение имела критика Гегелем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещи в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нему.
Опровергая агностицизм Канта и субъективный идеализм Фихте, Гегель сосредоточил свое внимание на изучении процесса познания. Он утверждал, что научные категории не являются субъективными, не представляют собой достояние одного лишь субъекта; они объективны, т.е. существуют независимо от субъекта, и внутренне присущи самим предметам, образуя духовную основу всего материального. Различие между субъектом и объектом существует лишь в сознании. Но не в индивидуальном сознании, как полагали Кант и Фихте, а в некоем безличном, сверхприродном, сверхчеловеческом сознании, которые Гегель именует «абсолютной идеей». Гегелевская «абсолютная идея» отличается также и от шеллинговского «мирового духа», который представляет собой нечто бессознательное, в то время как Гегель видит сущность всего существующего в мышлении.
Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего.
В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову. Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности.
В своем труде «Наука логики», где изложен диалектической метод мышления и законы развития действительности, он рассматривает содержание таких понятий как бытие, ничто, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д., Гегель доказывал, что все они связаны друг с другом и выражают сущность познания. Эти понятия находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга и т.д. Что касается многообразных изменений в природе, то в ней имеет место лишь вечное и монотонное повторение уже имеющегося круговорота. Отсюда Гегель делает вывод, что формы бытия материи возникают не друг из друга, а являются лишь отблесками, внешним и примитивным выражением процесса совершающегося в «абсолютной идее». Природа есть низшее, органическое, «конечное» воплощение «абсолютной идеи». Новое, по убеждению Гегеля, порождается только в сфере духа. Наиболее глубоким выражением процессов составляющих содержание «абсолютной идеи» немецкий мыслитель считал не природу, а развитие духовной жизни человечества и прежде всего форм общественного сознания таких как искусство, религия и философия. Последняя из них символизирует собой высшую форму воплощения «абсолютной идеи». Историю философии Гегель рассматривает как историю самопознания «абсолютного духа». На этом развитие «абсолютной идеи» заканчивается.
Философия Г. Гегеля оказала значительное влияние на становление философии как системы знания. Оценивая творчество Гегеля в истории фи-лософской мысли, следует отметить, что диалектика является рациональным зерном философии Гегеля, но она носит идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действительности.
Между методом и системой Гегеля существуют очевидные противоречия. Так, Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, что придавало его философии консервативный характер. Наиболее полный и объективный анализ гегелевской философии осуществлен в трудах Ф. Энгельса и В. И. Ленина.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма.
В истории философии большое значение имела критика Гегелем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещи в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нему.
Опровергая агностицизм Канта и субъективный идеализм Фихте, Гегель сосредоточил свое внимание на изучении процесса познания. Он утверждал, что научные категории не являются субъективными, не представляют собой достояние одного лишь субъекта; они объективны, т.е. существуют независимо от субъекта, и внутренне присущи самим предметам, образуя духовную основу всего материального. Различие между субъектом и объектом существует лишь в сознании. Но не в индивидуальном сознании, как полагали Кант и Фихте, а в некоем безличном, сверхприродном, сверхчеловеческом сознании, которые Гегель именует «абсолютной идеей». Гегелевская «абсолютная идея» отличается также и от шеллинговского «мирового духа», который представляет собой нечто бессознательное, в то время как Гегель видит сущность всего существующего в мышлении.
Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего.
В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову. Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности.
В своем труде «Наука логики», где изложен диалектической метод мышления и законы развития действительности, он рассматривает содержание таких понятий как бытие, ничто, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д., Гегель доказывал, что все они связаны друг с другом и выражают сущность познания. Эти понятия находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга и т.д. Что касается многообразных изменений в природе, то в ней имеет место лишь вечное и монотонное повторение уже имеющегося круговорота. Отсюда Гегель делает вывод, что формы бытия материи возникают не друг из друга, а являются лишь отблесками, внешним и примитивным выражением процесса совершающегося в «абсолютной идее». Природа есть низшее, органическое, «конечное» воплощение «абсолютной идеи». Новое, по убеждению Гегеля, порождается только в сфере духа. Наиболее глубоким выражением процессов составляющих содержание «абсолютной идеи» немецкий мыслитель считал не природу, а развитие духовной жизни человечества и прежде всего форм общественного сознания таких как искусство, религия и философия. Последняя из них символизирует собой высшую форму воплощения «абсолютной идеи». Историю философии Гегель рассматривает как историю самопознания «абсолютного духа». На этом развитие «абсолютной идеи» заканчивается.
Философия Г. Гегеля оказала значительное влияние на становление философии как системы знания. Оценивая творчество Гегеля в истории фи-лософской мысли, следует отметить, что диалектика является рациональным зерном философии Гегеля, но она носит идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действительности.
Между методом и системой Гегеля существуют очевидные противоречия. Так, Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, что придавало его философии консервативный характер. Наиболее полный и объективный анализ гегелевской философии осуществлен в трудах Ф. Энгельса и В. И. Ленина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи