Неотомизм, или неофомизм

Наука » Философия » История философии
Неотомизм – это философская доктрина католической церкви, которая в 1879 году получила официальное признание Ватикана.
Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде неотомизма являются Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, католический университет в Милане и др.
Самыми известными представителями неотомизма считаются: Ж. Ма-ритен, Э. Жильсон, Г. Мансер, Р. Твардини и А. Швейцер.
Неотомизм полностью воскресил богословско-идеалистическую систему средневекового схоласта Аквинского. Повторяя положения «Суммы теологии» Фомы сторонники неотомизма в дополнение формально провозглашают права разума и науки, выступают против материализма, модного иррационализма и субъективизма и даже объявляют своей задачей создание философии как мировоззрения, которое дает целостную картину мира.

ФРЕЙДИЗМ

Наука » Философия » История философии
Фрейдизм – это распространенное в зарубежной, особенно в психологической науке течение, называемое по имени его автора З. Фрейда.
Фрейд Зигмунд (1856 –1939 гг.).
Фрейд Зигмунд – невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа, профессор Венского университета.
Фрейдизм, как социальную философско-антропологическую доктрину, следует отличать от психоанализа, как конкретного метода изучения «бессознательных» психических процессов. Этому методу Фрейд придавал универсальное значение. Видными сторонниками концепции Фрейда «о бессознательном» являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др. Заслугой Фрейда стало то, что он попытался проникнуть в «темные» пласты и «закоулки..» духовного мира человека. По его мнению, огромную роль в жизни человека и общества играет бессознательное – особая сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт, «либидо», инстинкт превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер). В трудах К. Юнга рассматривается проблема коллективного бессознательного, которое якобы содержится в истории народов. Коллективное бессознательное (первообразы прошлого – архетипы) являет собой немое море, по волнам которого плывет «корабль» индивидуального сознания. Бессознательное вычленяется за пределы сознания и обуславливает большинство психологических действий человека. Человек им не управляет. Сознание подчинено бессознательному. Оно, по Фрейду, может быть источником, как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Наука » Философия » История философии
Неопозитивизм как течение развился на базе философии позитивизма, зародившейся во второй половине ХХ века (О. Конт, Г. Спенсер). В своем развитии позитивизм как течение прошел три стадии: собственно позитивизм, эмпириокритицизм (в том числе махизм) и неопозитивизм.
Основоположниками неопозитивизма можно считать английского логика, математика и философа Б. Рассела и австрийского философа Л. Витгенштейна. Однако четкое выражение идеи неопозитивизма получили в деятельности «Венского кружка», который образовался в начале 20-х под руководством М. Шлика. В него входили Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат и др.
Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом научной философии» (Г. Рейхенбах), в 30-х г. возникла группа «аналитиков» в Англии (А. Айер), львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский и др.).
Главным идейным источником неопозитивизма стал махизм, допол-ненный конвенционализмом А. Пуанкаре.
Являясь современным вариантом позитивизма, неопозитивизм разделяет исходные принципы последнего. Он противопоставляет науку философии. Единственным источником истинных знаний о мире, провозглашает конкретные (эмпирические) науки. Им предписывалась задача по сбору и описанию положительных (позитивных) фактов, а не объяснение причин. Считалось, что нужды в философской методологии не существуют, что любая наука сама по себе есть философия. Философские положения будто бы не имеют смысла и бесполезны, т.к. они не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Ее дело, считали неопозитивисты, лишь заниматься анализом языка, распутывать недоразумения в нем с целью «излечения» языка от его недугов. Эти «недуги» естественного языка и несут на себе ответственность за «метафизичность» философской методологии и множество ее псевдопроблем. Соответственно были сделаны выводы, о том, что предметом философии является либо логика науки (логический позитивизм, Б. Рассела) либо структура языка науки (лингвистическая философия Р. Карнапа). Ныне оба направления входят в состав так называемой аналитической философии, которая выражает современные тенденции позитивизма.
Попытки неопозитивизма осуществить «революцию в философии», его стремление «упростить» и «приземлить» разум, «изъять» из него наиболее сложные и высокие проявления не увенчались успехом. Снижается его влияние, сопровождающееся ростом антипозитивистских течений иррационального толка (экзистенциализм и др.).

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.)

Наука » Философия » История философии
Ульянов (Ленин) – видный политический деятель и создатель Коммуни-стической Партии Советского Союза. В. И. Ульянов:
- развил материалистическую теорию отражения как теорию познания;
- проанализировал понятия «материя» и «сознание»;
- дал критику представлениям об «исчезновении материи»;
- вскрыл причины кризиса в физике и указал пути выхода из него;
- подверг критике «физический идеализм» по вопросам причинности, пространства и времени;
- обосновал диалектику как научную концепцию развития;
- показал противоположность диалектики и метафизики;
- развил марксистскую теорию социалистической революции;
- разработал марксистско-ленинскую теорию национального вопроса;
- развил марксистскую теорию государства;
- продолжил развитие марксистской концепции о классах, классовой борьбе и диктатуре пролетариата;
- обосновал проблему социалистической культуры и морали;
- написал программное произведение марксистской философии: «О значении воинствующего материализма».

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.)

Наука » Философия » История философии
Плеханов – один из первых русских марксистов. Его вклад в развитие философского материализма можно охарактеризовать следующими основ-ными тезисами:
- критика идеализма и субъективной социологии народников;
- критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов;
- защита и пропаганда материалистической диалектики;
- борьба за материалистические основы марксистской философии против кантианства и махизма;
- развитие теории познания;
- философское обоснование законов развития общества, роли народных масс и личности в истории;
- разработка марксистского учения об идеологии;
- критика реакционных течений буржуазного искусства;
- выявление специфической роли историко–философского знания в науч-ном анализе развития философии.

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА В СВЕТЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ КОММУ-НИЗМА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА

Наука » Философия » История философии
К концу XIX в. марксизм стал международным явлением, вершиной в развитии материалистической философии, превратился в одно из самых влиятельных идейных течений. Популяризации и распространению марксистского учения способствовали в Германии – Р. Люксембург, К. Либкнехт, К. Каутский, во Франции – П. Лафарг (зять Маркса), в Италии – А. Лабриола, А. Грамши, в России – Г. В. Плеханов и В. И. Ленин (Ульянов).
В бывшем СССР марксизм являлся официальной государственной идеологией. В настоящее время в условиях реформирования постсоветского общества происходит переосмысление теоретического наследия марксизма. Во второй половине ХХ века на Западе достаточно широкое распространение получили философские течения, ориентированные на позитивное содержание классического марксизма. Их называют неомарксизмом или «западным марксизмом» (Д. Лукач, Л. Альтюссер и др.). Существование неомарксизма свидетельствует о большом влиянии классического марксизма на современную общественную мысль, об актуальности многих его положений и идей.
Объективности ради следует заметить, что классики марксизма неод-нократно и настойчиво призывали видеть в своем учении не догму, а всего лишь «краеугольные камни» и «отправные пункты» для дальнейшего теоретического исследования.

ПЕРСОНАЛИЗМ А. М. ЛОПАТИНА, А. А. КОЗЛОВА И Н. В. БУГАЕВА

Наука » Философия » История философии
Главными представителями персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855-1920 гг.), Александр Александрович Козлов (1831-1901 гг.) и Н. В. Бугаева (1837-1903 гг.). Как представители субъективно – идеалистической философии, персоналисты отрицали существование объективной материи, изображая ее как продукт представляющего и мыслящего духа. По их мнению, понять соотношение между духовным и материальным нам не доступно.
Материальные предметы есть только условные символы и знаки духовных монад. Основой мира является множество психических субстанций, или духовных начал. Однако духовные начала (монады) не самостоятельны. Они управляются высшим духовным началом, или верховным психическим субъектом, т.е. Богом.
Убрав из монадологии Лейбница проблески диалектики, Лопатин взял у него теологическую сторону учения, считая основой мироздания «творческую силу духа», духовное начало, обладающее свойством воли. Материальному миру предшествует «нравственный идеал», обладающий свободой воли и творчества. Лопатин проповедует «монистический спиритуализм», который «видит последнюю основу бытия в духовных сущностях» Философия должна выступать не против религии, а в союзе с ней.
Лопатин утверждал, что мы не способны познать объективную истину, так как истина всегда субъективна. Наши чувственные восприятия не есть отражения действительности, а, наоборот «образы», чувственно воспринимаемые, суть сама внешняя действительность». Эту же точку зрения повторял и Базаров.

РЕЛИГИОЗНЫЙ РОМАНТИЗМ Н. А. БЕРДЯЕВА.

Наука » Философия » История философии
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии является творчество Н. А. Бердяева.
Бердяев (1874-1948) - родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил университет, т.к. вскоре был сослан в Вологду за участие в социалистиче-ском движении.
В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению в расхождении с советской идеологией и выслало их из России. В их числе оказался Бердяев. Вначале Бердяев поселился в Берлине, затем переехал в Париж, где скоропостижно скончался за своим писательским столом во время работы в 1948 г.
Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV – персоналистический.
Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность.
Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев – представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем».
Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.
Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли.
Основные работы Н. А. Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.

РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА», В. СОЛОВЬЕВА

Наука » Философия » История философии
Соловьев Владимир Сергеевич (1853- 1900) - центральная фигура во всей русской религиозной философии. Родился в Москве в семье знаменитого русского историка С. Соловьева. Изучал естественные науки, историю и философию в Московском университете. После окончания в течение года учился в московской духовной Академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Потом уехал в Петербург и работал в Ученом Комитете министерства народного просвещения. В 1880 защитил докторскую диссертацию на тему: «Критика отвлеченных начал». В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал так называемую «философию всеединства».
Творчество Соловьева можно условно разделить на 3 периода: теологизированного прогрессизма (70 годы); утопии всемирного государства (80 годы) и эсхатологизм (90 годы)
Идеальными источниками религиозной антропологии Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. По Соловьеву, мир пронизан божественным началом и предстоит на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан Богом, мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало – мировую душу. Мировая душа и является носителем идеи и принципа всеединства. Она познается двумя основными способами – научным знанием и религиозной верой. Абсолютное всеединство, по Соловьеву, это окончательное соединение с Богом.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ИДЕЙНО-ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Наука » Философия » История философии
В происхождении и становлении марксизма принято выделять:
А). Социально – экономические условия:
- утверждение промышленного способа производства и развитие капита-лизма в ряде европейских стран;
- 1831 – 1834 гг. – восстание лионских ткачей во Франции;
- 1844 г. – восстание силезских ткачей в Германии;
- Чартистское движение в Англии 30- 40 – е годы XIX .
- Марксизм стал теоретическим ответом на вопросы, поставленные рабочим движением и передовой общественной мыслью.
Б) Идейно теоретические источники:
- немецкая классическая философия – Г. Гегель, Л. Фейербах;
- английская политическая экономия А. Смит и Д. Рикардо;
- утопический социализм А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
В). Естественно – научные предпосылки:
- 1838 – 1839 гг. - открытие клетки и создание клеточной теории Шлейдена и Швана (немецкие биологи);
- 40-ые годы – открытие закона сохранения и превращения энергии Майера;
- 1840 – 1859 гг. – создание эволюционной теории происхождение видов Ч. Дарвина.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА (1804 – 1872 ГГ.)

Наука » Философия » История философии
Людвиг Фейербах – крупнейший материалист домарксовского периода, последний представитель немецкой классической философии – родился в семье юриста, учился в начале в Гейдельбергском, затем в Берлинском университетах, где два года слушал лекции Г. Гегеля. В 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента начал читать лекции в Эрлангенском университете, но был уволен из университета под натиском реакционеров. В 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг в Тюрингии, где прожил в уединении безвыездно двадцать пять лет.
Великой заслугой Фейербаха является то, что в борьбе против идеа-лизма и теологии, он восстановил в правах материалистическую философию. Основные принципы своего учения он изложил в главной работе «Сущность христианства». Его философия называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца.

СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ГЕОРГА ФИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (1770 – 1831)

Наука » Философия » История философии
Гегель Георг Вильгельм Фридрих - выдающийся представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте в семье высшего чиновника. Высшее образования получил в Тюбингенском университете. Философия Гегеля являлась завершением и вершиной немецкого идеализма.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма.
В истории философии большое значение имела критика Гегелем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания. Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «вещи в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нему.