Фрейдизм – это распространенное в зарубежной, особенно в психологической науке течение, называемое по имени его автора З. Фрейда.
Фрейд Зигмунд (1856 –1939 гг.).
Фрейд Зигмунд – невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа, профессор Венского университета.
Фрейдизм, как социальную философско-антропологическую доктрину, следует отличать от психоанализа, как конкретного метода изучения «бессознательных» психических процессов. Этому методу Фрейд придавал универсальное значение. Видными сторонниками концепции Фрейда «о бессознательном» являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др. Заслугой Фрейда стало то, что он попытался проникнуть в «темные» пласты и «закоулки..» духовного мира человека. По его мнению, огромную роль в жизни человека и общества играет бессознательное – особая сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт, «либидо», инстинкт превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер). В трудах К. Юнга рассматривается проблема коллективного бессознательного, которое якобы содержится в истории народов. Коллективное бессознательное (первообразы прошлого – архетипы) являет собой немое море, по волнам которого плывет «корабль» индивидуального сознания. Бессознательное вычленяется за пределы сознания и обуславливает большинство психологических действий человека. Человек им не управляет. Сознание подчинено бессознательному. Оно, по Фрейду, может быть источником, как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе.
По Фрейду, весь психический мир человека имеет три слоя («инстанции»). Во-первых, это само бессознательное или «оно». О наличии этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное «я» («эго») или собственное сознание – это память, мышление и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. И в-третьих, существует еще и «сверх – я», которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. «Сверх-я» – выступает как некий строгий «адвокат» над всем духовным миром человека, цензор всех его действий и поступков. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, в основе сознательного - принцип разумности. Идея противоположности и несовместимости, вечного и неискоренимого конфликта между природным (бессознательным) и социальным (сознательным) началом в жизни человека – основа фрейдистского психоанализа. Фрейд сделал вывод о всегда «несчастном» Я, о перманентом конфликте между личностью и обществом. В результате жажда свободы человека проявляется в форме агрессии, в иных формах деструктивного поведения.
Представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900-1980гг.) попытался соединить психоанализ с марксизмом. Он также обращал большое внимание на трагичность существования человека, ибо индивид обретает свободу, но одновременно и бежит от нее, гонимый чувством страха и беззащитности перед силами могущественного общества. В книге «Революция надежды» он подчеркивал необходимость гуманизации общества и преодоления в нем отчуждения человека.
Фрейд Зигмунд (1856 –1939 гг.).
Фрейд Зигмунд – невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа, профессор Венского университета.
Фрейдизм, как социальную философско-антропологическую доктрину, следует отличать от психоанализа, как конкретного метода изучения «бессознательных» психических процессов. Этому методу Фрейд придавал универсальное значение. Видными сторонниками концепции Фрейда «о бессознательном» являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др. Заслугой Фрейда стало то, что он попытался проникнуть в «темные» пласты и «закоулки..» духовного мира человека. По его мнению, огромную роль в жизни человека и общества играет бессознательное – особая сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт, «либидо», инстинкт превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер). В трудах К. Юнга рассматривается проблема коллективного бессознательного, которое якобы содержится в истории народов. Коллективное бессознательное (первообразы прошлого – архетипы) являет собой немое море, по волнам которого плывет «корабль» индивидуального сознания. Бессознательное вычленяется за пределы сознания и обуславливает большинство психологических действий человека. Человек им не управляет. Сознание подчинено бессознательному. Оно, по Фрейду, может быть источником, как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе.
По Фрейду, весь психический мир человека имеет три слоя («инстанции»). Во-первых, это само бессознательное или «оно». О наличии этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное «я» («эго») или собственное сознание – это память, мышление и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. И в-третьих, существует еще и «сверх – я», которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. «Сверх-я» – выступает как некий строгий «адвокат» над всем духовным миром человека, цензор всех его действий и поступков. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, в основе сознательного - принцип разумности. Идея противоположности и несовместимости, вечного и неискоренимого конфликта между природным (бессознательным) и социальным (сознательным) началом в жизни человека – основа фрейдистского психоанализа. Фрейд сделал вывод о всегда «несчастном» Я, о перманентом конфликте между личностью и обществом. В результате жажда свободы человека проявляется в форме агрессии, в иных формах деструктивного поведения.
Представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900-1980гг.) попытался соединить психоанализ с марксизмом. Он также обращал большое внимание на трагичность существования человека, ибо индивид обретает свободу, но одновременно и бежит от нее, гонимый чувством страха и беззащитности перед силами могущественного общества. В книге «Революция надежды» он подчеркивал необходимость гуманизации общества и преодоления в нем отчуждения человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи